Витражи на Васильевском острове: страницы истории

Изучение произведений искусства по территориальному признаку имеет смысл тогда, когда они обладают определенными особенностями, свойственными региону или населенному пункту, но не району большого города, который представляет собой единый организм. Эта книга, включающая в себя подборку иллюстрированных фактов о прошлом и настоящем витражей в исторических зданиях Василеостровского района Санкт-Петербурга, отражает общие тенденции развития художественного стеклоделия не только в нашем городе, но и шире — в России. И гораздо большее значение, чем для истории витражного искусства, она имеет для жителей Васильевского острова, а также, для петербуржцев, которые здесь работают, учатся или проводят свой досуг.

Среда обитания, наполненная артефактами прошлого, связанного с конкретным местом, определяет качество жизни человека, наполняет его эмоциональными переживаниями. Историческая застройка Петербурга XIX – начала ХХ века за период с 1917 года лишилась многого: от элементов отделки фасадов и интерьеров до полной, в некоторых случаях, объемно-пространственной перепланировки. Эти утраты могут порождать чувство отчужденности человека от места его проживания, лишать укорененности в жизни, и, как следствие, заставят думать о бессмысленности существования. Не чувствуя опоры в виде прошлого, человек не имеет психологического фундамента для жизни в настоящем, так как проецирует на себя обесценивание результатов своей собственной жизни будущими поколениями.

Лестничные клетки старого петербургского фонда, лишенные былой красоты, наполняются современными элементами отделки, часто примитивными и выполняющими только функциональные задачи. Так, вместо ажурных лестничных ограждений появляются решетки из арматурных прутьев, изразцовые печи и камины исчезают совсем, узорчатую метлахскую плитку во время ремонтов сбивают. Вместо витражей, реставрация которых слишком затратна, повсеместно вставляют пластиковые окна, а резные двери подъездов заменяют на металлические — надежные, как в сейфах, но столь же унылые. Люди в таких домах рискуют потерять самоидентификацию и забыть — или даже никогда не узнать! — историю данного места и тех событий, которые происходили с его обитателями. Об утратах, конечно же, горюют старожилы, но наибольший вред эти «перемены к лучшему» приносят людям молодым, в том числе и приезжим, которым особенно важно почувствовать связь с местом проживания. Ведь таким образом они могут стать частью целого, которое больше их отдельно взятой личности, — частью сообщества конкретного места.

Историческая архитектура со всем, что есть в ней внутри и снаружи, — это всегда часть живой традиции места, которая связана с произведениями коллективного человеческого труда прошлого времени. Эта культурная традиция признается сегодня в научной литературе как нематериальное наследие и вместе с материальным определяет атмосферу среды обитания. Именно ее и называют духом места — genius loci, а самым важным условием его сохранения является наследование.

Витражи Санкт-Петербурга — наследие, которое не должно исчезнуть.

***

Васильевский остров — самый крупный в дельте Невы. На протяжении всей истории Петербурга здесь находились важнейшие для города и страны учреждения: Академия наук, Академия художеств, университет и другие вузы, музеи, научные организации, фабрики и заводы… В конце XIX – начале ХХ века здесь, как и в других районах города, началось активное строительство доходных домов для сдачи квартир в наём. Их архитектурное убранство до сих пор является предметом интереса для краеведов, историков и искусствоведов. Учет витражей в этих зданиях, и ныне являющихся жилым фондом города, стало главной задачей нашего проекта. Однако рассказ об этой части города в рамках данной темы был бы неполным без упоминания тех произведений искусства, которые были перенесены с их исторического места в музеи или уже утрачены.

Гравюра с изображением витражей в конференц-зале Академии художеств

Гравюра с изображением витражей в конференц-зале Академии художеств.
«Нива», 1881, № 26. С. 560–561.

В собрании Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств находится несколько витражей — настоящих шедевров монументально-декоративного искусства, имеющих значение не только для Петербурга, но и для всей России.

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

В 1870-е годы конференц-зал академии украсили шесть разноцветных окон, созданных в Германии в мастерской русско-финского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова (1821–1888). Они могут считаться самыми старыми витражами на территории Васильевского острова и ожидают сейчас реставрации в фондах музея.

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

В трех больших окнах — аллегории искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. На трех малых витражах, когда-то расположенных над большими, в окнах второго света конференц-зала были изображения вензелей императриц — Елизаветы Петровны, основательницы академии, и Екатерины II, давшей первый устав академии, а также изображен герб академии с атрибутами. Все три витража сильно пострадали от времени.

Малый витраж из Академии художеств. 1870-е. Мастерская В. Д. Сверчкова, Германия. Частное собрание. Фото Т. В. Княжицкой, 2000-е

Малый витраж из Академии художеств. 1870-е. Мастерская В. Д. Сверчкова, Германия.

Частное собрание. Фото Т. В. Княжицкой, 2000-е

Фрагмент одного из них восстановлен и находится в частной коллекции. Выполненные в комбинированной технике в традициях немецкого витражного искусства, они находились на своих местах до 1940 года. Во время войны их демонтировали.

Витраж «Воскресение Христово». 1899. Эскиз Н. А. Бруни, мастерская Ф. К. Цеттлера, Германия. НИИМ РАХ. Фото Т. В. Княжицкой, 2009

Витраж «Воскресение Христово». 1899. Эскиз Н. А. Бруни, мастерская Ф. К. Цеттлера, Германия. НИИМ РАХ.
Фото Т. В. Княжицкой, 2009

В том же собрании НИИМ РАХ находится еще одно уникальное окно — алтарный образ с изображением Воскресения Христова из церкви Св. Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе на Ждановской набережной. Эта работа была создана по проекту замечательного русского художника Н. А. Бруни, автора монументальных росписей для многих православных храмов. «Воскресение Христово» было воплощено в материале мюнхенской фирмой Ф. К. Цеттлера в 1899 году. Этот стеклянный алтарный образ, как и запрестольный витраж, выполненный по эскизу того же художника для Великокняжеской усыпальницы Петропавловского собора, представляют собой замечательные памятники религиозного витражного искусства в нашей стране.  Впоследствии они стали образцами для витражей во многих других православных храмах, и не только в России, но и за рубежом.

Травленое стекло с монограммой из особняка М. П. Боткина. Фото С. В. Васильева, 2017

Травленое стекло с монограммой из особняка М. П. Боткина. Фото С. В. Васильева, 2017

В бывшем особняке академика М. П. Боткина (18-я линия, 1), который занимает Музей-институт семьи Рерихов, на 2-м этаже парадной лестницы сохранились оригинальные стекла с травлением по матовому стеклу. Рисунок в виде монограммы владельца дома — буква «Б» в богатом орнаментальном обрамлении — повторяется дважды в обеих створках окна.

В собрании того же музея находится небольшой по размеру свинцово-паечный с росписью витраж «Средневековье» — работа 1910 года, выполненная неизвестным учеником Императорского общества поощрения художеств по классу живописи по стеклу. Это было одно из первых учреждений в России, где готовили художников такой специализации. Класс живописи по стеклу был открыт здесь в 1895 году.

Изделия завода М. Эрленбаха на выставке 1882 г. в Москве

Изделия завода М. Эрленбаха на выставке 1882 г. в Москве.
Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве.
С.-Петербург; Москва, 1882. C. 188.

До революции на Васильевском острове находилась одна из крупнейших в России витражных мастерских, которая была частью обширного производственного и торгового комплекса предпринимателей прусского подданства — семьи Франк. Еще в 1888 году на участке № 3 по 22-й линии была основана стекольная фабрика с отделочными мастерскими. Она принадлежала прусскому подданному Максимилиану Эрленбаху и уже в первые годы существования заявила о себе прекрасными художественными изделиями. Впоследствии дело Эрленбахов было выкуплено семьей Франк.

Групповой портрет семьи стеклопромышллеников Франк. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Групповой портрет семьи стеклопромышллеников Франк. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

За несколько десятилетий братья Адольф и Максимилиан Франк стали играть видную роль в стекольной промышленности Северо-Запада России. Их заводы производили оконные стекла разных цветов, с фактурной поверхностью, опаловые, стекла монье с проволокой, зеркальные, стекла для картин, фотографические, стеклянные кирпичи «фальконье», стеклянные призмы, стекло для корабельных и тротуарных иллюминаторов, фацеты, мелкие штучные сувенирные изделия и многое другое. Художественная мастерская, существовавшая в структуре производственного комплекса, декорировала листовое стекло росписью, гравировкой, травлением, здесь создавали витражи на свинцовой и латунной протяжке. Мастерская просуществовала в общей сложности более тридцати лет, хотя юридически сменила несколько владельцев: с 1888 года она находилась в составе торгового дома «М. Эрленбах и К°», в 1896-м вошла в состав Северного стекольно-промышленного общества, в 1902-м стала собственностью торгового дома «М. Франк и К°», а в 1911 году передана С.-Петербургскому акционерному стекольно-промышленному обществу, в составе которого находилась до 1917 года. Ее фактическими хозяевами оставались братья Франк

Витраж «Петр Великий». 1908. Эскиз В. И. Быстренина, мастерская «М. Франк и К°»

Витраж «Петр Великий». 1908. Эскиз В. И. Быстренина, мастерская «М. Франк и К°».
Иллюстрированный альбом международной
строительной выставки в Петербурге. СПб., 1908. С. 33.

Мастерская зарекомендовала себя как одно из лучших ателье по изготовлению витражей и других изделий из стекла не только в Петербурге, но и в других городах России. Среди самых известных ее работ — витраж для Московской консерватории, алтарный образ в часовне Института им. Д. О. Отта, стеклянное панно «Пётр Великий» по эскизу художника В. И. Быстренина, созданное как выставочный образец (не сохранилось), сотни разноцветных окон для особняков, общественных сооружений и доходных домов.

Витраж в кабинете особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в кабинете особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в гостиной особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фрагмент фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в гостиной особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фрагмент фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

В особняке семьи Франк по адресу 21-я линия, 8а, конечно, тоже были витражи. Они украшали гостиную, кабинет и даже ванную комнату. Они не сохранились, их изображения известны нам по старым фотографиям.

Витраж из гимназии Э. П. Шаффе. Начало ХХ в. Не сохранился

Витраж из гимназии Э. П. Шаффе. Начало ХХ в. Не сохранился.
Ежегодник Общества архитекторов-художников. 1910 г. Вып. 5. СПб. С. 149.

В женской гимназии Э. П. Шаффе (5-я линия, 16) в окнах напротив входа до 1960-х годов находилась трехчастная композиция с изображением хоровода гимназисток. Школа № 21 Василеостровского района, которая сейчас занимает здание, 25 мая 2017 года — ко Дню последнего звонка, инициировала установку композиции в имитационной технике с искусственной подсветкой, напоминающей старый витраж.

Витраж из Александровского женского приюта. Начало ХХ в. Мастерская Ф. К. Цеттлер, Германия. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж из Александровского женского приюта. Начало ХХ в.
Мастерская Ф. К. Цеттлер, Германия. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

В здании  Александровского женского приюта (Большой пр., 49–51/14-я линия, 15–17, правая часть) находилось несколько витражей, один из них — с изображением женщины, купающей младенца. Эта работа, выполненная мюнхенской мастерской Ф. К. Цеттлера — одной из самых известных в Германии в конце XIX – начале XX века, является редким образцом жанровой сцены в витражном искусстве этого времени.

Большинство витражей в старом петербургском фонде имеют более скромный геометрический или растительный рисунок. Они находятся на лестницах бывших доходных домов. Витражи, как и другие элементы внутреннего оформления этой общественной зоны, играли роль своего рода визитной карточки дома, демонстрируя съемщикам квартир качество жилья и заботы домовладельцев.

Сколько было витражей на Васильевском Острове, и в целом в Петербурге к 1917 году, никто уже никогда не подсчитает. Первая волна утрат пришлась на советское время. За 1917–1990-е гг. исчезло более 50 % исторического декоративного остекления в зданиях старого фонда. К настоящему времени сохранившиеся фрагменты витражного полотна имеются в основном только во фрамугах, верхних частях оконных рам. Сегодня трудно представить, что изначально эти окна целиком были заполнены разноцветными узорами из стекла и металла.

Еще в 2001 году сохранялись изящные витражи с барочным рисунком на лестнице дома по адресу 6-я линия, 45. Ныне их нет.

Витражи из гостиницы Ф.Ф. Теодориди. Начало ХХ в. Утрачены. Фото К. К. Севастьянова, 1990-е

Витражи из гостиницы Ф.Ф. Теодориди. Начало ХХ в. Утрачены. Фото К. К. Севастьянова, 1990-е

Витражи из гостиницы Ф.Ф. Теодориди. Начало ХХ в. Утрачены. Фото К. К. Севастьянова, 1990-е

В 1990-е исчез огромный комплекс витражей из лестничных окон в бывшей гостинице Ф. Ф. Теодориди на Малом пр. В. О., 38–40/14-я линия, 73. Теперь их можно увидеть только на фотографиях.

Интерьер в особняке М. Э. Бонштедта. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Интерьер в особняке М. Э. Бонштедта. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Утрачено как минимум одно витражное окно в бывшем особняке М. Э.  Бонштедта на 3-й линии, 32.

В 1998–1999 гг. в результате масштабной модернизации здания в составе административно-жилого комплекса «Альба» (3-я линия, 52) были воссозданы витражи лестничной клетки по аналогии с сохранившимся оригинальным фрагментом в окне 1-го яруса. Это, несомненно, положительный опыт по реконструкции художественно-исторической среды, но его ценность несколько снижена использованием для вновь созданных витражей цветовой гаммы, не характерной для произведений реконструируемой эпохи — конца XIX – начала ХХ века.

В корпусе петербургских витражей очень много утрат. Но сегодня, в начале третьего десятилетия XXI века, мы наблюдаем не только отрицательные, но и положительные тенденции в сохранении культурно-исторической среды нашего обитания. Публикуются всё новые исследования, энтузиасты расчищают вековые загрязнения с печей и витражей на лестницах доходных домов, случаи уничтожения или воровства элементов декора быстро становятся известны общественности. Люди перестают быть равнодушными к месту, где проходит их жизнь. В некоторых случаях парадные приводятся в порядок с реставрацией или воссозданием архитектурного декора.

Мы надеемся, что наша работа по учету витражного наследия Петербурга станет еще одним шагом для сохранения «духа места» не только парадной части города, но и каждого района, и каждого жилого дома старого фонда Санкт-Петербурга.

Княжицкая Татьяна

Все натурные фотографии сделаны волонтерами проекта "Петербургские витражи: инвентаризация 2019-2020", во всех остальных указано авторство или источник происхождения.