Краткий словарь основных терминов по теме "Витраж". В помощь школьникам, студентам, волонтерам

Создан применительно к способам обработки стекла и техникам создания витражей на период XIX – начала ХХ века в России.

Витраж – декоративная композиция из различных видов стекол, обычно в окнах, дверных или мебельных филенках, плафонах потолков, во внутриквартирных перегородках.

Витражи создаются из цветных и бесцветных стекол с различной обработкой поверхности, с росписью или травлением, реже – с гравировкой. Применительно к периоду XIX – начала ХХ века, стекла обычно соединяются свинцовым или латунным профилем, вставляются в деревянную или металлическую раму, имеют со стороны улицы или (реже) со стороны интерьера опорную подложку из бесцветного оконного стекла.

Виды плоского стекла

Бесцветное гладкое стекло: обычное оконное стекло без обработки, "оконка" на жаргоне мастеров-витражистов.

Цветное прозрачное стекло: окрашено в массе в какой-либо один цвет.

Фактурное стекло: цветное и бесцветное – с рельефным узором на поверхности. Рельеф образуется в результате прокатки горячего стеклянного листа в процессе производства валиками с рельефом.

Геометрический мозаичный витраж с бесцветными и цветыми фактурными стеклами, Петербург, начало ХХ века

Геометрический мозаичный витраж с бесцветными и цветыми фактурными стеклами, Петербург, начало ХХ века

Матовое стекло: обычно бесцветное или цветное стекло, обработанное химическим веществом или песком под высоким давлением, что лишает стекло прозрачности, образует бархатистую поверхность. Травление по такому стеклу выглядит как прозрачный узор на белом фоне.

Опаловое стекло или стекло Тиффани: неоднородное стекло, окрашенное при производстве в разные цвета в одном листе, обычно непрозрачное, со сложными переливами цвета. В петербургских, и в целом в русских витражах встречается обычно в виде небольших вкраплений в деталях.

Пример комбинированного мозаичного витража с росписью, с использованием кабошонов и стекла тиффани. Петербург, начало ХХ века

Пример комбинированного мозаичного витража с росписью, с использованием кабошонов и стекла тиффани. Петербург, начало ХХ века

Фацет, фацетное, фацетированное стекло, фацетный витраж: стекло со скошенный кромкой, с фацетом, который обводит фрагмент стекла по периметру. Используетя в качестве небольших фрагментов в витраже. Небольшие витражи над дверями парадных, например, могут быть полностью собраны из бесцветных прозрачных стекол с фацетом. Блестящая кромка непредсказуемо преломляющая и отражающая свет, создающая разноцветные блики составляет в этом случае главный декоративный эффект витража.

Фрагмент фацетированного витража над входной дверью. Петербург, начало ХХ века.

Фрагмент фацетированного витража над входной дверью. Петербург, начало ХХ века.

Декоративные элементы

Встречаются в небольшом количестве, в качестве «изюма» в витраже, в композиционно важных местах произведения.

Эрклёз: околотая глыбка литого стекла, похожа на горный хрусталь, бывает разных цветов.

Фрагмент витража с использованием эрклёза и кабошонов. Петербург, начало ХХ века

Фрагмент витража с использованием эрклёза и кабошонов. Петербург, начало ХХ века

Пирамидка: объемный элемент в форме пирамидки.

Кабошон: объемный элемент, с гладкой выпуклой поверхностью, как небольшой купол или половинка шарика (овала).

Рюмочная плитка: плоский стеклянный кружок с утолщением в центре, как основание рюмки. Устаревшее название «Стекло с пупками».

Фрагмент геометического витража, созданного с использованием фактурных цветных и бесцветных стекол. В центре - синяя рюмочная плитка. Петербург, начало ХХ века

Фрагмент геометического витража, созданного с использованием фактурных цветных и бесцветных стекол. В центре - синяя рюмочная плитка. Петербург, начало ХХ века

Виды витражей по технике изготовления

Мозаичный: цветные и бесцветные стекла гладкие и рельефные, собранные на металлический профиль (свинцовый или латунный).

Фрагмент аллегорического витража комбинированного типа, с обжиговой росписью. Петербург, середина XIX века

Фрагмент аллегорического витража комбинированного типа, с обжиговой росписью. Петербург, середина XIX века

Расписной: роспись красками по бесцветному гладкому или рифленому стеклу. Бывает обжиговая и "холодная". Роспись обжиговая создается методом закрепления росписи высокотемпертурным обжигом в печи. В состав красок такой живописи входит  легкоплавкий флюс, краска накрепко приплавляется стеклу, создавая очень прочное изображение, практически не подверженное истиранию с поверхности. Безобжиговая - обычно менее прочная роспись, наносится на стекло «холодным» способом, без обжига. Такая роспись со временем выглядит как старая переводная картинка, линии потерты, краски выцвели, изображение полустерто.

Фрагмент расписного витража, выполненного "холодным способом", без обжига. Петербург, не сохранился. Конец XIX-начало ХХ века

Фрагмент расписного витража, выполненного "холодным способом", без обжига. Петербург, не сохранился. Конец XIX-начало ХХ века

Травление, травленое стекло, травленый витраж: создание рисунка на гладком бесцветном или цветном стекле, иногда матированном, по трафарету с помощью кислоты. Выглядит как блестящий или, наоборот, матовый однотонный рисунок. Использовалось как дополнение к сложным витражным композициям, изредка встречается как самостоятельный тип декора, особенно на небольших площадях, например, над входными  дверями, в филенках мебели и квартирных дверей, в небольших световых окошках.

Фрагмент окна с травлением на бесцветном матовом стекло. Петербург, начало ХХ века

Фрагмент окна с травлением на бесцветном матовом стекло. Петербург, начало ХХ века

Образец окна с травлением на прозрачном цветном стекле. Петербург, начало ХХ века

Образец окна с травлением на прозрачном цветном стекле. Петербург, начало ХХ века

Гравировка, гравированное стекло, гравированный витраж: создание рисунка с помощью процарапывания линий каким-либо инструментом. В связи с трудоемкостью эта техника редко применялась в массовых витражах XIX- начала XX века.

Комбинированный витраж: созданный с применением двух и более видов декорирования стекла, например – мозаичный с росписью или с гравировкой.

Типы рисунков (иконографии)

Растительный, флоральный: изображение форм растительного мира, в том числе стилизованных, на грани узнаваемости.

Геометрический: изображение геометрических форм: квадратов, кругов, треугольников, шестиугольников и их сочетаний.

Абстрактный: рисунок, который невозможно описать с использованием форм реального мира.

Фигуративный: с изображением человеческих фигур или узнаваемых предметов - ваз, занавесей, кораблей и т.п.

Фигуративные витражи. Петербург, начало ХХ века

Фигуративные витражи. Петербург, начало ХХ века

Аллегорический: обычно сложные сюжетные композиции, включающие фигуры людей

Геральдический: с изображением гербов, как исторически достоверных, так и условных, стилизованных.

Зооморфный: с изображением животных, иногда в виде стилизованного рисунка.

Фрагмент витража зооморфного рисунка. Петербург, начало ХХ века

Фрагмент витража зооморфного рисунка. Петербург, начало ХХ века

Типы соединения стекол

Латунный профиль: желтого цвета

Фрагмент декоративного остекление на латунном профиле, с использованием эрклёзов. Петербург, начало ХХ века

Фрагмент декоративного остекление на латунном профиле, с использованием эрклёзов. Петербург, начало ХХ века

Свинцовый профиль: серого цвета.

Фрагмент мозаичного витража с растительно-геометрическим рисунком на свинцовом профиле. Петербург, начало ХХ века

Фрагмент мозаичного витража с растительно-геометрическим рисунком на свинцовом профиле. Петербург, начало ХХ века

Без профиля: вставлены прямо в оконную раму, обычно на деревянных штапиках и замазке.

Состояние сохранности витражей

Полная сохранность: 100 % площади окна заполнено витражом.

Удовлетворительная: витражное полотно по всему периметру плотно прилегает к раме, не деформировано, не выпучивается и не прогибается, трещин нет или их мало, стекла не болтаются, зафиксированы, нет висящих осколков, утраты не значительны, композиция витража легко "считывается", даже невзирая на утраты.

Аварийное состояние: множественные трещины, висящие осколки, значительные утраты и деформация витражного полотна, щели между витражным полотном и рамой, утрата прочности конструкции, ее подвижность.

Висящие осколки – фрагменты разбитого стекла, которые частично крепятся к раме или к оплетке витража и частично «открыты», не закреплены, висят в воздухе без опоры.

Фурнитура оконная и дверная

Ручки, петли, задвижки и иные запорные устройства, угловые накладки, другой крепеж, дверные именные таблички, звонки.