Т. В. Княжицкая. Витражи: хрупкость стекла в эпоху революций. «Мир музея» № 3 (259), март 2009. С. 12-14.

Витраж в Исаакиевском соборе в Петербурге, фото Е.Ю.Иванова

Витраж «Воскресение Христово» в Исаакиевском соборе, С.-Петербург, 1844 г., Выполнен Мюнхенским «заведением живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (Die Königlichе Glasmalereianstalt) по эскизу Х. М. фон Гессе. Фотография любезно предоставлена Е. Ю. Ивановым.

К настоящему моменту в Петербурге сохранилось едва ли более 300 витражных окон XIX — начала XX века. В основном это — композиции орнаментального или растительного характера в бывших доходных домах, более сложные фигуративные и геральдические витражи сохранились во дворцах и особняках, занимаемых ныне общественными учреждениями. Известно, что и храмы столицы Российской империи, а за ней и других городов страны, украшались витражными окнами, часто с изображениями святых или Иисуса Христа. Однако время особенно жестоко обошлось именно с русским религиозным искусством: в 1930-е вместе с храмами уничтожались и ценные монументальные произведения: живопись, мозаики, витражи. Церковным витражам в России «не повезло» по многим причинам. Хрупкость стекла делали их уничтожение ребяческой забавой, мелкой хулиганской выходкой в те годы, когда атеистическая пропаганда не оставляла камня на камне даже от храмов, построенных на века. В годы застоя равнодушие к ценностям капиталистического мира, да и хозяйственные нужды в помещениях церквей, использующихся под склады, мастерские и даже заводы, не давали повода задуматься о ценности стеклянных образов. Перестройка привела к переоценке империалистического прошлого страны и изменила отношение к предметному миру эпохи капитализма, приравняв его к антиквариату: витражи стали предметом сознательного воровства и купли-продажи.

Витраж «Воскресение Христово» из домовой церкви детского приюта им. А. Г. Баскаковой и Н. И. Тюменевой, 1903 г., выполнен в качестве дипломной работы В. Е. Егоровым — выпускником Московского Строгановского училища. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

 

 

Так исторически сложилось, что витражи исчезли из православных храмов страны. Сохранившиеся экземпляры можно пересчитать по пальцам. Именно этим объясняется неверное утверждение, «кочующее» по трудам историков и искусствоведов, что витражи были исключительно редким явлением в культовых 

 

 Витражный иконостас, не сохранился

Витражный иконостас (не сохранился) в церкви Иулиана Тарсийского лейб-гвардии Кирасирского полка в Царском Селе. Фото начала ХХ в.

сооружениях России и что едва ли не единственный религиозный витраж в нашей стране до революции находился в петербургском Исаакиевском соборе.Поэтому особую ценность приобретают сохранившиеся культовые витражи. Некоторые из них возвращаются к нам через многие годы из музейных хранилищ. Витраж «Воскресение Христово», представленный музеем Академии Художеств, также находился в храме. Как удалось установить автору статьи, он происходит из церкви Святого Благоверного князя Александра Невского во втором кадетском корпусе (Ждановская наб., 11-13). Ныне здесь располагается актовый зал военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. Витраж занимал алтарное окно. Сейчас оно зашито, сохранилась металлическая рама, вмурованная в стену, элементы крепежа, скошенный внутренний подоконник, предназначенный для упора оконной рамы. В музее Академии Художеств не сохранилось каких-либо сведений о поступлении витража. По архивным документам установлено, что в 1924 году оборудование церкви II кадетского корпуса было вывезено в Музей отживающего культа, который располагался на Васильевском острове, в доме №               3 по Волхонскому переулку.

 Витраж в церкви Смоленской Божьей Матери, С.-Петербург

Фрагмент алтарного образа из церкви Смоленской Божьей Матери, Петербург. 1900-е гг., мастерская Торгового Дома «М.Франк и К».

Трапезная в Александро-Невской лавре, фото нач. ХХ в.

Трапезная в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры. Витражи появились здесь во второй половине XIX в. Фото начала ХХ в. Центральный государственный архив кинофонофотодокументов.

В 1927 г. сюда доставили «остатки оборудования» той же церкви, сохранившиеся в сильно разрушенном состоянии. Точно неизвестно, какие именно предметы были спасены, не исключено, что среди них был и витраж. В 1929 году Музей отживающего культа был ликвидирован, его собрание частично продано, оставшиеся предметы поделены между Эрмитажем, Русским Музеем и Академией Художеств. Видимо, таким путем стеклянный алтарный образ «Воскресение» оказался в фондах музея Академии Художеств.
Образ «Воскресение» создан по эскизу художника Николая Александровича Бруни (1856-1935 гг.), известного своими монументальными работами: живописью, мозаиками. В материале витраж выполнила знаменитая мюнхенская мастерская Франца Ксавера Цеттлера, о чем есть подпись на стекле. В 1899 году во время очередных ремонтных работ ценное произведение было установлено в церкви учебного заведения. Спокойная цветовая гамма окна, выдержанная в светлых тонах с преобладанием белого в одеждах Иисуса, и непрозрачного чуть подцвеченного фона, отлично подходила для классицистического зала с массивными дорическими колоннами и полихромной росписью потолка. В отличие от витражей прошлых веков, эффект которых строился на контрасте светлых и темных цветных стекол, Бруни создал принципиальное иное цветовое решение образа, в котором фигура Христа в белых одеждах едва выделяется на очень светлом фоне, что делает ее легкой, почти бесплотной, принадлежащей уже не земному, а Горнему миру. Визуальный акцент композиции сосредоточен на лике Спасителя: внимание на нем концентрирует глубокий синий цвет нимба из непрозрачного стекла, и кроваво-красный крест в руке Иисуса, напоминающий о жертве, принесенной Им ради всего человечества. Окаймляет композицию бордюр с изображением аканта на темно-зеленом фоне. В полуциркульном завершении окна церковнославянским шрифтом начертано славословие:  «ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ ХРИСТЕ СПАСЕ АНГЕЛИ ПОЮТЪ НА НЕБЕСИ И НАСЪ НА ЗЕМЛИ СПОДОБИ ЧИСТЫМЪ СЕРДЦЕМЪ ТЕБЕ СЛАВИТИ“. Этот текст невозможно прочесть с расстояния, он воспринимается как часть декоративного бордюра. 

“Воскресение Христово», НИМ РАХ

Витраж «Воскресение Христово», проект Н. А. Бруни, исполнен фирмой Ф. К. Цеттлера, Мюнхен, 1899 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств.

 

Витраж, расположенный в алтарном окне, можно было увидеть только во время богослужения при открытых царских вратах. Чуть подсвеченный неярким светом петербургского дня, он, должно быть, лишь едва светился в глубине алтаря, не нарушая гармонию храмового классицистического интерьера, настраивая на молитву.
С точки зрения истории витражного искусства, эта работа принадлежит к типу витражей-картин. Еще в эпоху Возрождения появилась практика перевода на стекло живописных произведений известных мастеров. И в XIX столетии она сохранялась как одно из направлений искусства витража, возродившегося в Европе после долгого периода забвения в XVII-XVIII вв. Изображение на произведениях этого типа формируется преимущественно росписью стекла, свинцовая проволока, хотя и присутствует как необходимый элемент, соединяющий стекла между собой, не играет формообразующей роли. Фон, набранный из одинаковых квадратов стекла, лишь образует плоскость, необходимую для размещения изображения нашем случае это пейзаж заднего плана), он нейтрален, все детали на нем написаны краской как на холсте. К типу витража-картины принадлежит и алтарный образ в Исаакиевском оборе — ключевой памятник в истории витражного искусства в России.

Семья Цеттлер, фото начала ХХ в.

Франц Ксавер Цеттлер с сыновьями Оскаром и Францем. Из издания: Fischer J. L. Vierzig Jahre Glasmalkunst. Festschrift der Kgl. Bayerischen Hofglasmalerei F. X. Zettler zum Gedaechtnis ihres vierzigjjahrigen Bestehens. Muenchen, Georg Mueller 1910. Изображение получено при любезном содействии Вилфрида Джекела (Wilfried Jaekel) — сотрудника компании Ф. Майера (Mayer'sche Hofkunstanstalt GmbH-Mayer of Munich)

 

 

Фирма Ф. К. Цеттлера, исполнившая в Мюнхене витраж «Воскресение Христово», была одной из самых крупных и знаменитых европейских мастерских в конце XIX — начале XX века. Основанная в 1870 году как «Институт витражей для церквей» ( «Institut für kirchliche Glasmalerei»), она специализировалась на работах для храмов. Старший сын Цеттлера — Франц Цеттлер младший — продолжил дело отца. В 1891 году он взял на себя художественное руководство мастерской, он же открыл отделения фирмы в Нью-Йорке и в Риме. С 1902 года представительство ателье Цеттлера находилось в С.-Петербурге. Витражи этой мастерской украсили более тысячи построек по всей Европе и в Америке, более 100 храмов по всему свету. Среди ее работ — витражи в Германии, Греции, Швейцарии, Швеции, Англии, Ирландии, CША, Румынии и России. Мастерская Цеттлера пережила вторую мировую войну и слилась с ателье Майера, которое существует до сих пор.

Подробности изготовления окна для церкви второго кадетского корпуса неизвестны: архивы фирмы Цеттлера погибли во время войны, когда административное здание было разрушено прямым попаданием снаряда. Витраж «Воскресение Христова» — характерная работа для ателье Цеттлера: в раскрое деталей, организации фона, в подборе стекол и их обработке виден высокий профессионализм ее мастеров. Конструкция окна необычайно прочна. Металлическая рама размером 298×164 см. по внешнему краю объединяет два слоя: собственно витраж, обращенный внутрь интерьера, и стеклянную подложку из прозрачного листового стекла снаружи. Этот дополнительный слой, с одной стороны, служит опорой витражного полотна, с другой — защищает его от загрязнения и механических воздействий снаружи. Четыре металлические ручки с внутренней стороны рамы удобны для транспортировки и установки тяжелой конструкции в оконный проем.

В 2008 году витраж «Воскресение» был отреставрирован художником-витражистом Сергеем Хваловым и помещен на подвижную металлоконструкцию с искусственной подсветкой. Ныне он находится в конференц-зале Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Эта стеклянная картина является великолепным памятником витражного искусства XIX века, созданного совместными усилиями русских и немецких мастеров. Список дореволюционных витражей, предназначенных для русских православных храмов, пополнился еще одной работой, приоткрывающей эту малоизвестную страницу религиозного искусства России.

20.04.2009, 15801 просмотр.