Дворцовая наб., 18 / Миллионная ул., 19. Витражи и стеклянный пол
Дворец Великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский), арх. Штакеншнейдер А. И., 1857-1861
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
Этот великокняжеский дворец — один из самых крупных дворцов середины XIX в. — до сих пор мало изучен специалистами.
В лицевом корпусе по Дворцовой набережной частично сохранились металлические перекрытия с остеклением, они находятся в коридоре в левой половине дворца. Потолок коридора 1-го этажа, который одновременно является полом 2-го этажа, имеет длину 13,5 м, остеклен плитками (50 рядов по семь плиток), уложенными в металлические рамы. Утраченные плитки заменены деревянными плашками. Под потолком натянута сетка.
Конструкция перекрытия между 2-м и 3-м этажами была устроена таким же образом. В настоящий момент от нее осталась только металлическая рама, все стекла демонтированы. Со слов сотрудницы архива ИИМК РАН, занимающего часть помещений дворца, это произошло в 1970-е гг. Тогда же одна плитка была сохранена и находится в архиве. Размер основания плитки 27×28 см, высота призмы в центре — 55 мм, высота ребра призматической части — 5 мм, основания — 1,8 см. Плитка прессованная.
Над коридором 3-го этажа находится световой потолок, остекленный фактурным стеклом, а над ним первоначально был расположен световой фонарь, ныне, по словам сотрудников института, утраченный.
О времени создания этого остекления, авторах проекта, изготовителях металлических рам и стеклянных плиток сведений нет. Вероятно, эти конструкции появились не ранее 1870–1880-х гг. Они должны были стать проводниками дневного света во внутренних коридорах: световой поток проникал через фонарь на крыше и, благодаря стеклянным призматическим плиткам, достигал нижележащих помещений на 2-м и 1-м этажах. Ни в одном другом здании Петербурга плитки именно такой формы и такого размера не обнаружены. Атрибуция этого интереснейшего инженерного решения ждет своего исследователя.
Со стороны Миллионной улицы находится Шталмейстерский корпус дворца, на 2-м этаже которого была устроена квартира для сына Великого князя Михаила Николаевича — Великого князя Георгия Михайловича. Работы производились в 1884–1885 гг. по проекту архитектора П. Ю. Сюзора. В одном из помещений сохранились два парных витража с изображением Малых гербов дома Романовых (размер каждой створки 230×60 см). Они были поставлены магазином компании «М. Эрленбах и К°» в ноябре 1884 г. и имели внутреннюю подсветку.
Витражи представляют собою ставни, навешенные на петли с внутренней стороны в качестве третьего слоя остекления. Рамы деревянные, витражи с росписью деталей, собраны на свинцовый профиль. Нижний край витражного полотна приходится ниже края рамы, возможно, витражи подгонялись под нужный размер после изготовления. Каждая створка представляет собой стилизованное изображение в духе средневековых готических витражей. Три медальона расположены по вертикали: в двух нижних — растительно-геометрические мотивы, в верхнем — изображение Малого герба Дома Романовых, этот медальон переходит в стрельчатую арку с пинаклями по сторонам.
Несомненно, что, создавая эти витражи, авторы ориентировались на гербовый витраж в другом здании — во дворце Великого князя Владимира Александровича, находящемся неподалеку — на Дворцовой набережной, 26.
Гербовое окно над входной дверью во дворец происходит из мюнхенской мастерской русского художника В. Д. Сверчкова, который работал в традиции мюнхенской школы витражного искусства. Мастерская «М. Эрленбах и Ко» в своих геральдических витражах, демонстрирует меньший диапазон мастерства, чем ателье В. Д. Сверчкова. При сравнении этих двух произведений витражного искусства очевидно, что мастерская М. Эрленбаха была ограничена в выборе цветных стекол. В витражах использованы синие, красные, зеленые, фиолетовые и бесцветные стекла, роспись сделана черной и красной красками, возможно, использована серебряная протрава, которая при обжиге дает золотой цвет. Роспись сделана размашисто, местами толстым слоем, без каллиграфической аккуратности, свойственной мастерам немецкой школы витража.
Со стороны улицы за каждой витражной створкой горизонтально установлены фигурные ветровые стержни — по одному в каждой секции, — усиливающие конструкцию рамы.
Эти два окна с витражами составляют эффектный диптих. Они представляют собой удачную стилизацию в духе средневекового искусства, с конкретными, узнаваемыми гербовыми сюжетами, которые красноречиво демонстрировали высокий социальный статус владельца.
На витражных створках нет подписи мастерской-изготовителя. Однако нет оснований не доверять документальным материалам, которые прямо называют поставщика витражей — предприятие Эрленбаха. К тому же известные работы этого производителя, имеющиеся в Санкт-Петербурге, выполнены в сходной манере, из стекол похожего качества.
Таким образом, в квартире, изначально принадлежавшей Великому князю Георгию Михайловичу, сохранился великолепный витражный диптих, выполненный в 1884 г. в мастерской «М. Эрленбах и К°», которая впоследствии прославилась как одна из самых крупных и успешных витражных мастерских в России, но уже под именем других владельцев — стеклопромышленников братьев Франк.
В 1993 г. витражные ставни реставрировал художник-витражист С. А. Хвалов в составе мастерской «Петербургский витраж» фирмы МП «Союз».
В трех арочных проемах в соседнем помещении, вероятно, находились подобные по устройству витражи, сейчас о их местонахождении ничего не известно.
Июль 2022
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Корпус по Дворцовой набережной
Стеклянные полы в коридоре. Вид снизу, из коридора 1-го этажа. Потолок
Вид сверху, из коридора 2-го этажа. Пол
Вид на потолок из коридора 2-го этажа
Вид на потолок 3-го этажа. Фактурное стекло
Стеклянная плитка из пола
Корпус по Миллионной ул., 19. Бывшая квартира Великого князя Георгия Михайловича
Левое окно с витражом
Правое окно с витражом
Вид со стороны улицы, видны фигурные ветровые стержни
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Татьяна Княжицкая