Дворцовая наб., 26 / Миллионная ул., 27. Витражи и декоративное остекление
Дворец вел кн. Владимира Александровича, арх. Резанов А. И., 1867-1872; Месмахер М. Е., 1880-1893, конец 1890-х-начало 1900-х, переделка интерьеров; арх. Пронин А. С., 1911, переделка интерьеров
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В главном корпусе дворца, выходящем на Неву, сохранилось множество произведений художественного стеклоделия, неразрывно связанных с архитектурой здания, а также предметов декоративно-прикладного искусства с остеклением. В ходе инвентаризации учтено 22 объекта, в том числе витражи, стекла с гравировкой и травлением, остекление Зимнего сада, мебельные витражи.
Внутренняя дверь тамбура входа, ведущая в небольшое помещение «холодных сеней», имеет в верхней части полуциркульное световое окошко с витражом с изображением великокняжеского герба. Это произведение искусства было создано в мастерской русско-финского художника В. Д. Сверчкова в 1871 г. При его изготовлении применялась двусторонняя роспись красками разных цветов, травление, ручная гравировка, сборка на свинцовый профиль. Применена следующая палитра стекол: бесцветные, оранжевые, желтые, зеленые, розовые — в орнаментальном бордюре; голубое стекло в качестве фона, бесцветное с росписью шварцлотом с применением серебряной протравы, дающей после обжига золотой цвет. В заполнении геральдического щита в центральной части ручная гравировка орнаментального (дамаскированного) фона.
На некоторых стеклах заметны трещины. В 1984 г. витраж отреставрирован с восполнением утраченных стекол в нижней части.
Этот витраж — одна из четырех работ мастерской В. Д. Сверчкова, сохранившихся в Петербурге in situ. Учитывая его большую историко-культурную и художественную ценность, необходимо его тщательное обследование и консервация.
Витражи Сверчкова находились и в других помещениях здания. Три гербовых окна изначально украшали окна Малой столовой, интерьер которой был выдержан в стиле английской готики. В 1911 г. под руководством арх. А. С. Пронина отделка помещения была изменена, витражи демонтированы. Их следы утеряны, но иконография известна благодаря черно-белой фотографии из архива ЦГАКФФД СПб.
На 3-м этаже дворца была устроена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее окна также были остеклены фигуративными витражами, выполненными в той же мастерской. Как они выглядели, к сожалению, не установлено.
От большого комплекса витражей мастерской В.Д. Сверчкова, находившихся в первоначальной отделке дворца, до наших дней сохранился только витраж в тамбуре входа.
Тема витражей в интерьерах дворца возникает еще однажды — в одном из проектов отделки парадной лестницы 1880-х гг. архитектор М. Е. Месмахер предусмотрел витражи в нижних частях окон. Впоследствии зодчий отказался от этой идеи, и она не была реализована.
Дверь между «холодными сенями» и парадным вестибюлем имеет вверху полуциркульную фрамугу с цельным стеклом, на котором в технике ручной гравировки нанесена монограмма Великого князя из букв W и V. Мотив заключен в венок из ветвей лавра и дуба, снизу перевязанный лентой с бантом, сверху увенчанный княжеской короной. Учитывая способ создания изображения, можно датировать это стекло 1870-ми гг. (позже эта трудоемкая техника была вытеснена кислотным травлением и пескоструйной обработкой поверхности стекла по трафарету).
Парадная лестница дворца в стиле французского Ренессанса украшена тремя большими полуциркульными зеркалами с изображениями цветочных композиций. Это редкие, возможно, единственные сохранившиеся в Санкт-Петербурге, образцы расписных зеркал XIX в.
Они были выполнены итальянским художником Титто Келацци (Titto Chelazzi, 1832–1889) в 1880-е гг. Изображения растений обрамляют стеклянную плоскость, увлекая взгляд зрителя в глубину отражения, создавая впечатление зазеркального райского сада. Визуальное пространство «по ту сторону стекла» умело сформировано композиционным решением, различными деталями в рисунке растений, а также отражением реальных деталей интерьера. Цветы написаны с ботаническими подробностями и достоверными нюансами. Росписи выполнены силикатными красками, зеркало покрыто серебряной амальгамой.
Сразу за стеной Парадной лестницы находится помещение Зимнего сада. Оно выделяется со стороны дворового фасада выступающим остекленным объемом. Зимний сад был устроен в 1910 г. арх. А. С. Прониным над Собственным подъездом дворца со стороны Парадного двора. Металлический каркас ограждающих конструкций выполнил завод Сан-Галли. Зимний сад фактически представляет собою остекленную теплицу, оборудованную на балконе. Он имеет вертикальные боковые и криволинейную южную стены. Сверху перекрыт остекленным двускатным потолком. Рамы двойные, с заполнением прозрачным стеклом без декора.
В 1999–2000 гг. фонарь Зимнего сада был отремонтирован по проекту ЗАО РПНЦ «Специалист».
В этой же части дворца находится Кабинет Великого князя с подлинной отделкой и обстановкой конца XIX в. Предметы декоративно-прикладного искусства и окна с витражным заполнением составляют целостный ансамбль, имеющий важное значение в оформлении интерьера. Фацетные стекла, преломляющие свет, искрящиеся на гранях, вносят неожиданные блики и цветовые акценты в общую приглушенную цветовую гамму комнаты. Витражное заполнение из рифленого стекла в оконных фрамугах мягко рассеивает свет, увеличивая площадь естественного освещения пространства.
Отделка Кабинета относится к началу 1890-х гг., выполнена в стиле модерн. Внутреннее убранство исполнено по проекту арх. Р. Ф. Мельцера петербургской фирмой «Ф. Мельцер и К°». По сторонам от камина устроены два парных шкафа с фацетными стеклами на латунном профиле в дверках и навершиях39. Верх шкафов декорирован витражными вставками растительно-геометрического типа в стиле модерн. На момент обследования стекла в верхней части шкафов оконные, закрыты изнутри тканью, имитирующей рифление. Вероятно, они являются поздней заменой оригинальных.
Перед камином находится подлинный защитный экран в виде трехстворчатой ширмы из ясеня с остеклением фацетными стеклами в латунном переплете. В облике предмета заметны следы реставрационного вмешательства.
На письменном столе князя находится небольшая полка с дверкой, украшенной витражной вставкой из четырех фацетных стекол на латунном профиле.
Во фрамужных частях трех полуциркульных окон Кабинета имеется витражное заполнение из рифленых стекол на латунном профиле. В среднем окне оно сохранилось только в левой части фрамуги. Местами имеются трещины, есть участки с неплотным прилеганием краев витражного полотна к раме. По типу исполнения и качеству стекла эти витражи близки окнам во дворце Великого князя Михаила Александровича по адресу Английская набережная, 54 / Галерная улица, 55, перестройкой которого в 1910–1913 гг. также занимался архитектор Р. Ф. Мельцер. Не исключено, что витражи из рифленых стекол в обоих великокняжеских дворцах происходят из одной мастерской. Об этом говорит сходное качество стекла, тип сборки на латунный профиль,
разделка рам и откосов под красное дерево. Выдвинутая гипотеза требует документального подтверждения.
На половине Великой княгини хорошо сохранилась отделка Ванной комнаты. В верхней части стены, смежной с коридором, находятся три световых окна с рисунком, нанесенным на стекло, вероятно, «холодным» безобжиговым способом. Он частично стерся. Рисунок выполнен по трафарету синей и желтой краской и представляет собой квадратный меандр с цветочными розетками на углах. Эта роспись продолжает мотив оформления на других стенах помещения.
Во внутренней стене небольшого помещения, смежного с Ванной комнатой, имеется проем, ведущий в воздуховодную шахту. В нем установлено двойное окно — внутреннее, с витражами в обеих створках. Эти витражи еще не привлекали внимание исследователей. В опубликованных источниках и описях дворца 1970–2000-х гг. эти витражи не упоминаются.
Каждая створка разделена на две секции с одинаковыми свинцово-паечными витражами геометрического типа. Они представляют собой набор из круглых стекол — так называемых рюмочных плиток, с промежуточным заполнением, в обрамлении из бесцветного и красного стекол.
Такие витражи были распространены в частных и общественных сооружениях эпохи Возрождения по всей Европе. В источниках не обнаружено какой-либо информации об этих витражах. Их изучение — дело будущего.
В оформленном в стиле необарокко Белом зале дворца овальные окна второго света застеклены цельным матовым стеклом с травлением в виде цветочных гирлянд, перевязанных внизу бантом, вверху — с крупным стилизованным рокайлем. Изображение во всех окнах одинаковое Над помещением Библиотеки изначально находился световой проем с восьмигранным стеклянным шатром. На момент инвентаризации проем зашит, металлические рамы с коваными деталями находятся на чердаке здания. В них частично сохранилось тонкое оконное стекло.
На 3-м этаже перед помещением церкви находится стеклянный потолок с металлическими клепаными рамами.
В служебном помещении 3-го этажа — пол из стеклянных плиток, уложенных в металлическую раму каркаса. Он однослойный, некоторые стекла утрачены, заменены досками. Стекла литые, толщиной более 1 см, многие с трещинами. Пока не обнаружено сведений о времени создания перекрытия, вероятно, оно относится ко времени произведенных архитектором М.Е. Месмахером работ в интерьерах.
С 1920 г. в здании находится Дом ученых им. М. Горького.
Дворец можно посетить с экскурсией.
Июнь 2022
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Витраж над тамбуром входа
Гравированное стекло над входом в вестибюль
Зеркала с росписью на парадной лестнице
Зимний сад. Вид снаружи
Зимний сад. Вид изнутри
Кабинет великого князя
Шкаф слева от камина
Шкаф справа от камина
Каминный экран
Полка на письменном столе
Левое окно в кабинете
Центральное окно в кабинете
Правое окно в Кабинете
Ванная комната
Левое окно
Среднее окно
Правое окно
Витражное окно в смежной комнате
Белый зал
Библиотека
Рамы светового фонаря Библиотеки
Стеклянно-металлический пол в служебном помещении
Световой потолок над лестницей, ведущей в бывшую церковь
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев