Выставка витражей Владимира Михайлова для православных храмов
В мае 2021 г. В Москве состоялась выставка витражей для православных храмов художника Владимира Михайлова. Три дня в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя Владимир рассказывал о своих работах и делился нюансами творчества.
На выставке представлено созданное за последние несколько лет – это копии уже установленных в храмах витражей, образцы, детали замыслов. Художник не ограничивает себя рамками какой-то одной техники создания работ, использует многие достижения, какие есть в традиционном витражном искусстве – от средневековья, до наших дней.
Учитывая, что в области религиозного искусства новаторство приемлемо в ограниченном объеме, Владимир делает ставку на следование канонам, богатство впечатлений и нарядность. Традиции, добротность, гармония – это сильные стороны его витражей.
Витражная икона в русском искусстве – явление сравнительно молодое. Впервые изображение на стекле за престолом православного храма появилось в Исаакиевском соборе Петербурга. Это было в 1840-х годах. Постепенно иконы на стекле, неприемлемые в древнерусском искусстве, стали распространятся в православных церквях. В наше время витражи в храмах России явление повсеместное. Это могут быть узоры в окнах или изображения святых и Иисуса Христа, встречаются стеклянные оклады и отдельно стоящие витражные иконы.
Что такое витраж? Стекло, иногда с росписью, соединенное в единое полотно металлическими швами. Палитра стекла у каждого художника своя. Владимир Михайлов использует не только цветное и фактурное стекло, но и самые разные элементы, которые придают его витражам совершенное особенное очарование, расставляют акценты в ключевых местах, заставляют глаз возвращаться снова и снова к неожиданным впечатлениями. Есть здесь и округлые кабошоны, которые собирают каплю света в своей сердцевине, и фацеты с отполированными вручную гранями, и тонкая роспись, и тщательно подобранные фактурные стекла.
Поражает, что Владимир используют для своих работ не только стекло и разные приемы его декорирования. Он работает с самим светом, с той неосязаемой субстанцией, что окружает нас постоянно и обычно нами не замечается. Из общения с художником понимаешь, что каждое стекло вступает в особенное взаимодействие со световым потоком и отдает его в пространство обогащенным определенным нюансом, звучанием, которое и создает определенное впечатление у зрителя. Иногда это едва заметное преломление светового луча, искра или отражение, бывает – вся работа строится на определенном световом эффекте. Плоское стекло и выпуклое по-разному взаимодействует со светом, и все эти нюансы надо учитывать художнику-витражисту.
Сложно говорить о стилистических особенностях этих работ, ведь в их основе – следование канонам православного иконописания. В орнаментах, в узорочье декора прослеживаются черты арт-деко.
Работы Владимира Михайлова великолепны и каждая хороша по-своему.
Желаем ему больших творческих успехов и развития православного витражного искусства в России!
Текст и фотографии Татьяны Княжицкой