Т. В. Княжицкая. Витражи в православных храмах России XIX - начала XX вв.: цветное стекло в окнах и иконостасах.

В XIX – начале XX века витражи получили широкое распространение в русской архитектуре. Орнаменты и фигуры украшали окна особняков, частных домов, общественных зданий Для применения витражей в них не существовало никаких жестких правил и ограничений: по прихоти заказчика самое причудливое произведение из цветного стекла могло появиться в любом помещении.
Расцвеченные стекла устанавливались и в окнах храмов. Неожиданным открытием стали факты о том, что среди храмов, украшенных витражами, были не только католические, но и большое количество православных. Когда и по каким причинам витражи, изначально элемент католического храма, «проникли» в русские православные церкви и стало темой этой статьи. Общеизвестно, что в древнерусском культовом зодчестве витражей не было. Их появление относится к XIX столетию. В это время в русской архитектуре господствовал стиль, получивший название эклектика или историзм. Для отделки здания или интерьера выбирался «стиль» определенной эпохи из исторического прошлого, например, барокко, средневековой готики или Ренессанса. Выбор стиля и предметов, его формировавших, зависел от многих причин, среди которых на первом месте стояли пожелания заказчика и состояние историко-архитектурной науки, «снабжавшей“ архитекторов и художников набором предметов, свойственных, как тогда считалось, той или иной исторической эпохе.“Роза» в интерьере Готической капеллы

В XIX столетии выбор архитектурного стиля для церковного здания делался в первую очередь в связи с его конфессиональной принадлежностью. Иноверческие храмы в России с 1830-х годов и до начала XX века строились, как правило, в духе романского или, чаще, готического зодчества. В средневековой Европе витражи были неразрывно связаны с архитектурой романских и, позже, готических храмов. И в католических и в лютеранских церквях XIX века в России они по праву заняли свое место. Ассоциативная связь «готика – витраж» в первой половине XIX столетия была неразрывной, и в тех редких православных церквях, которые были построены в «готическом» стиле, неизбежно появились разноцветные стекла. Так, церковь Св. Александра Невского в петергофском парке Александрия, известная также как «готическая капелла», была первой постройкой в России, где в большом объеме было применено декоративное полихромное остекление, подражающее многоцветным окнам-розам средневековых храмов Европы. Практически все окна здания были украшены витражами. На протяжении XIX столетия остекление неоднократно менялось и отразило эволюцию русского витражного искусства.
С течением времени витражи «проникли» и в постройки других стилей, например, в здания, оформленных в духе византийского зодчества. Историко-архитектурная наука XIX века располагала фактами о витражах византийской архитектуре. Так, было известно, что цветные стекла в древности украшали церковь Св. Софии в Константинополе — главный храм восточно-христианского мира. Магическую игру солнечных лучей, проходивших сквозь цветные стекла в окнах этого здания, описал в VI веке Прокопий Кессарийский. Вероятно, в то время были известны и сохранившиеся цветные стекла в некоторых византийских церквях XII века. На основе имевшихся фактов и исторических свидетельств в XIX в. сформировалось суждение о том, что в Византии «искусство письма красками по стеклу было доведено до совершенства; применялось оно большей частью к церковным работам и весьма многие иконы в храме Софии в Царь-граде были писаны по стеклу». В соответствии с этим многие «византийские» храмы в России украшались витражными окнами. Разноцветные стекла предполагались в соборе Св. Александра Невского в Тифлисе (арх. В. А. Шретер, А. Л. Гун, 1866 г.), витражи с изображением фигур святых находились в церкви Воскресения в Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге (1880-е, арх. А. А. Парланд). Наука ХХ века опровергла исторические представления ученых предшествующего столетия, установив, что витражи не были распространены в византийской храмовой архитектуре: не разноцветные окна, а мозаики, едва мерцавшие отраженным светом в полутемном интерьере, были характерным элементом убранства церквей Византии.
Древнерусское архитектурное наследие, активно изучавшееся в XIX столетии, практически не давало фактов для использования витражей в православных храмах. Разноцветное остекление в Древней Руси было настолько редким, что даже сегодня по материалам многочисленных археологических исследований известны лишь единицы памятников с разноцветными стеклами в окнах. В распоряжении архитекторов XIX века находилось единственное сведение о витражах в древнерусской архитектуре: под 1240 годом волынский летописец сообщал, что князь Даниил Галицкий основал близ древнего Червена небольшой городок Холм и построил там превосходные здания и храмы, из которых церковь св. Иоанна имела три окна со «стеклами римскими» (то есть витражами), блестевшими как зеркало. По мнению авторов ХIХ века, эти стекла были привезены из Венеции. Этот факт и, возможно, какие-то уникальные случаи из сохранившегося до XIX столетия декоративного остекления храмов XVII века не вызывали иллюзии, что витражи были характерны для русской средневековой архитектуры, так как представлялось, что история русского стеклоделия началась в 1630-е годы, а до того все стекло привозилось из других стран.
Несмотря на это разноцветные окна очень часто использовали в церквях в «русском стиле». Наиболее интересный пример — церковь в селе Высоком Смоленской губернии (арх. Н. Л. Бенуа, 1867–1871 гг.), в имении графов Шереметевых. Окна здесь были расписаны по мотивам древнерусских фресок. Рисунки для стеклянных картин подготовили сам архитектор и известный витражист В. Д. Сверчков, в мюнхенской мастерской которого эти произведения и создавались. Вероятно, отсутствие реальных прототипов витражей в русской храмовой архитектуре заставило авторов обратиться к фресковым изображениям, соответствовавшим образному строю православных церквей. Приведенный пример — скорее исключение. В большинстве случаев изображения на витражах не соотносились со стилистикой и иконографией древнерусского искусства.
Интересно, что в произведениях живописи XIX века встречались изображения церквей с расцвеченными окнами. Так, А. П. Рябушкин, тщательно изучавший русскую старину, изобразил на картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899 г.) окно с разноцветным узором. Видимо яркая многоцветная культура XVII столетия «спровоцировала» его на разукрашивание не только стен, но и окон в изображенном интерьере.
Имеющиеся в распоряжении современных исследователей немногочисленные факты свидетельствуют, что витражи были скорее исключением из общепринятой строительной практики Древней Руси. Развитию этого вида искусства на русской почве препятствовали не только природно-климатические условия, , но и пространственная организация храма, обстановка православного богослужения, отличные от католических, а также слабое по сравнению с западноевропейским развитие стеклоделия.
Кроме того, в христианстве любое живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых является иконой независимо от того, написано изображение на стене, выложено из кусочков смальты или украшает книгу в виде миниатюры. С этой точки зрения фигуративный витраж в церкви – не что иное, как икона, написанная на стекле. В восточно-христианской традиции они были запрещены: «Писати святые иконы и воображати, якоже и на седмом соборе святии и богоносные отцы повелеша, на всяком древе, и камени, и на столпех, и на стенах, и на сосудах церковных, иже суть крепцы существом, сиречь вещию. А на сткле святых икон не писати и не воображати, понеже сия сокрушителна есть вещь“ (Максим Грек. О святых иконах»). Причина запрета — хрупкость и недолговечность стекла.
В XVIII веке постепенно изменяется отношение к иконе, которая воспринимается уже не только как предмет поклонения и почитания, как это было в древности, но и становится произведением искусства, которое ценится тем больше, чем искуснее техника его исполнения. В конце XVIII – начале XIX века в иконостасах и киотах православных храмов находились иконы, выполненные разными способами: образа тканые, вышитые шелком по канве, собранные из кубиков смальты, написанные на яшмовых досках, фарфоровых пластах, и др. Были среди них и стеклянные иконы. В 1839 году в ризнице церкви Рождества Иоанна Предтечи в Пажеском корпусе (Петербург) находились две живописные иконы на стекле с изображением Михаила Малеина и Анны Пророчицы; стеклянный «Образ Рождества Христова» хранился в церкви Императорского Фарфорового завода. Развитие иконописания на стекле на протяжении XIX столетия привело не только к утверждению витражей с изображением фигур в окнах храмов, но к совершенно неожиданному результату: к появлению в начале ХХ века целых «иконостасов из стекольной живописи». Их предлагал С. М. Линднер — представитель «королевско-баварского придворного заведения живописи на стекле Ф. Цетлера в Мюнхене». Иконостас — традиционный элемент убранства русского православного храма — приобрел новый облик благодаря исполнению всех его деталей в нетрадиционном материале. Сегодня известно о двух витражных иконостасах в России: один находился в церкви Лейб-гвардии Кирасирского полка в Царском Селе (не сохранился), второй — в Иоанно-Усекновенской церкви в Харькове. Изображения фигур на стеклянных иконах, просвечивающие от солнечных лучей, приобретали кажущуюся подвижность благодаря постоянно изменчивой игре света и тени. Витражные иконостасы, несмотря на уникальную технику исполнения, стоят в одном ряду с иконостасами из фаянса, изготовлением которых занималось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», из металла, мозаики и других материалов. Эти дорогостоящие и искусные изделия составляли предмет гордости фабрикантов-изготовителей и были результатом стремительного развития художественной промышленности в последней трети XIX столетия.
Определенный вклад в распространение витражей в православных храмах внесли, как это ни парадоксально, постройки эпохи классицизма. Купольные окна-люминарии стали своеобразными «проводниками» для витражей в православные храмы. Люминарии имеют древнюю историю, связанную с символикой света в христианской религии. Известно, что в подземных храмах первых христиан в куполе средней части крипты вырезался колодец, выходивший на поверхность, через который в помещение проникал дневной свет. В центре гигантского купола римского Пантеона также устроен открытый люминарий. Интересно, что и в петербургских храмах эпохи классицизма появились люминарии, как правило закрытые стеклом желтого цвета, иногда с гравированным изображением на нем Всевидящего Ока. В Европе в это время витражные окна не были популярны и в целом противоречили эстетике XVIII столетия. Применение желтых стекол в храмах русского классицизма имитировало яркий солнечный свет; золотистые лучи, падающие сверху, кардинально не меняли атмосферу в храме, не влияли на восприятие строгих, колористически выдержанных интерьеров и религиозных картин. Эти круглые желтые окна с гравировками ничем не напоминали разноцветные готические витражи и воспринимались как элемент декоративного оформления интерьера. Однако прецедент был: цветное стекло с изображением получило определенные «права» в православном храме.
Алтарное окно имеет в церкви не меньшее значение, чем люминарии в куполе. Освещению алтарного пространства всегда придавалось особое значение. Даже в XVII столетии, когда в Европе безжалостно уничтожались прекрасные средневековые и ренессансные витражи, в соборе св. Петра в Риме в овальном алтарном окне сиял великолепный золотисто-желтый витраж с изображением голубя — символа Святого Духа.
В русской православной церкви за престолом обычно устанавливают икону, посвященную Спасителю. Ее называют заалтарной, алтарной или запрестольной. В XIX столетии икона в храме представала как религиозная картина, для восприятия которой необходимо достаточное освещение. Именно поэтому К. П. Брюллов в 1837 году предложил пробить стену в алтаре петербургского Казанского собора, чтобы установить в проеме картину на стекле. Как аргумент он приводил слабое освещение собора, из-за чего обыкновенную картину не будет видно. Его идея не была оригинальной. Так, в 1841 году О. Монферран и Л. фон Кленце буквально сражались за первенство предложения об установке витражного образа в алтаре Исаакиевского собора. Но спор их был напрасен: идея буквально «витала в воздухе». Видимо, не последнюю роль в ее популярности в 1830–1840-е годы сыграло пожелание императора Николая I иметь в русских церквах стеклянные образа и окна с живописью.
Так, слияние элементов обстановки восточно- и западноевропейских храмов, а именно православных запрестольных икон и фигуративных витражей католических церквей, привело к появлению в русских православных храмах стеклянных запрестольных икон. Первым примером тому в истории русского искусства стал витраж в Исаакиевском соборе с изображением сюжета «Воскресение». Установка его в кафедральном соборе столицы Российской Империи узаконила витражи в обстановке православных храмов страны.
В XIX столетии стеклянные картины устанавливали как в строящиеся, так и уже давно существовавшие церкви. Витражи можно было видеть в соборных, монастырских, приходских и домовых церквах, в храмах государственных учреждений и учебных заведений, заводских предприятий. Часто такие стеклянные картины носили орнаментальный характер, иногда встречались изображения святых, значительно реже окна украшали сюжетные композиции.
Витражи в православных церквях стали применять в разных городах России, хотя и в меньшем, чем в столице, масштабе: сказывался более патриархальный быт. Из-за дефицита витражей в нашей стране и их дороговизны во многих старинных храмах обычное бесцветное оконное стекло XIX в. заменяли на дешевое цветное, часто в оконной раме из разноцветных стеклышек выкладывали изображение креста.

Таким образом, ко второй половине XIX столетия витражи прочно «укоренились» в обстановке православных храмов в России и за ее пределами. К сожалению, до наших дней сохранились лишь десятки из сотен окон, наполнявших разноцветным светом пространство православных церквей.

Российские религиозные витражи — совершенно неизвестный материал как для исследователей, так и для художников-витражистов. Если в городе, где Вы живете, в храмах есть витражи, если Вы видели декоративное остекление церквей во время путешествия — сообщите нам об этом, и Вы окажете существенную помощь в изучении русского витражного искусства. Без знания памятников прошлого нет традиции. Изучение витражей XIX-XX вв., их иконографии, изобразительных приемов, техники исполнения, дает понимание особенностей именно русского витражного искусства, тех отличительных признаков, которые придают ему национальный колорит. Эти особенности могут остаться лишь фактом исторического развития, а могут быть продолжены в творчестве современных мастеров. И тогда не  «фасадные иконы из витражного стекла в стиле тиффани», одно название которых нестерпимо режет слух в одном из современных рекламных объявлений, а монументальные витражи, выполненные в традициях русского религиозного искусства, будут украшать православные храмы страны.
 
 
 
 
 
 

 

 

27.12.2008, 29094 просмотра.