Куйбышева ул., 2–4, правая часть. Витражи и светильники
Особняк В. Э. Брандта, арх. Мельцер Р. Ф., 1909
Объект культурного наследия федерального значения
В этом особняке, построенном в духе неоклассицизма и модерна, декоративное и художественное стекло в интерьерах представлено обширным комплексом изделий. Это — фацетное остекление тамбура входа, остекление бронзового просвета над дверью из вестибюля в помещения цокольного этажа, витражи в окнах Каминного зала, комплекс витражей и светильников на главной лестнице и фацетное остекление в одном из жилых помещений 2-го этажа. Здесь же, на 2-м этаже, в одном из залов находится уникальный по своей тематике, набору стекла и сохранности витраж в стиле неоклассицизма с изображением Медного всадника, который является одним из самых значительных произведений витражного искусства в дореволюционной России.
Тамбур входа
Тамбур входа, справа от арки проезда во двор, представляет собой трехстороннюю коробку, выдвинутую в пространство интерьера. Входная дверь имеет овальное окошечко, забранное бронзовой решеткой в виде восьмилучевой звезды. Две глухие стороны тамбура и дверь остеклены фацетным стеклом, вставленным в прямоугольные секции дубовых рам.
Дверь слева от лестницы
Световой проем с бронзовой рамой и рифленым стеклом
Слева от главной лестницы одностворчатая дверь ведет в помещения цокольного этажа. Квадратная стеклянная филенка в верхней части заполнена современным стеклом. Над дверью находится узкое горизонтальное световое окошко, с бронзовой рамой художественного литья, с рифленым стеклом в овальных просветах.
Каминный зал цокольном этаже
Три витража в Каминном зале
В Каминном зале в цокольном этаже в трех окнах сохранились фрамуги, остекленные витражным полотном в свинцово-паечной технике. Все окна одинаковые, фрамуга с лучковым завершением заполнена рифленым бесцветным стеклом с ромбом из желтого кафедрального стекла в центре.
Общий вид лестницы
В архитектурном решении лестницы, ведущей с 1-го на 2-й этаж, декоративное стекло играет важную роль. Четыре высоких окна с витражами создают своего рода стеклянную стену с крупным орнаментом из гирлянд. По ходу лестницы посетитель минует дверь на балкон с миниатюрным ярким витражом, а над лестничным объемом 5 выпуклых светильников, словно крупные драгоценные камни с огранкой в обрамлении из цветного рисунка, дополняют отделку лестницы и создают световые и цветовые акценты, усиливая стилистическую окраску интерьера эффектными классицистическими мотивами.
Все эти детали отделки уникальны и интересны как техникой создания, так и набором использованных стекол.
Витражная филенка балконной двери
Витражное полотно прямоугольной формы в филёнке балконной двери, сейчас с искусственной подсветкой, — изящный шедевр витражного искусства. На нем изображен лавровый венок из голубых листьев, поверх него спускается гирлянда из полупрозрачных бус, концы которых перекинуты через красные цветы в углах композиции и свободно свисают по сторонам, заканчиваясь фиолетовыми ромбовидными бусинами. В нижней части венка складками вьется желтая лента. В центре витражного полотна — крупный медальон из цельного опалесцентного молочно-лилового стекла, напоминающего оникс. Вся композиция размещена на темно-синем стекле, светлая желтая рамка визуально отделяет узорную часть от дверного полотна.
Несмотря на небольшую площадь этой работы, ее создателю удалось разместить на ней множество эффектных деталей, тех акцентов, которые невольно притягивают взор зрителя и заставляют разглядывать этот простой сюжет, находя всё новые привлекательные нюансы. Кроме центрального медальона, к ним относятся выпуклые кабошоны красного и лилового цвета, особенные, похожие на горный хрусталь эрклезы в сердцевине нижнего цветка и основании пальметты наверху, фактурные стекла с фактурой «Rough» в изображении бус. Все другие стекла — разных цветов — имеют мелкие включения пузырьков внутри массы, это так называемое античное стекло, подражающее старинному. Мелкие детали в листьях венка и желтой ленте выполнены росписью черной краской (шварцлот) с последующим обжигом в муфельной печи. Роспись лавровых листьев произведена, скорее всего, по трафарету. Детали собраны на свинцовом профиле.
Витражи на 2 этаже лестницы
В четырех окнах над лестницей — витражи одинакового рисунка с изображением крупных гирлянд из лавровых ветвей, перевитых желтыми лентами. Они задают ритм членениям стены и одновременно привносят торжественный и радостный настрой в интерьер. Рамы в окнах металлические, фоновым заполнением служит бесцветное античное стекло с россыпью пузырьков внутри стеклянных пластин. Рисунок набран в технике свинцово-паечного витража из античного зеленого и желтого стекла с росписью черной и краской в тон стекла. Неизвестный автор этих витражей использовал живопись не только для контурной прорисовки деталей, но и для светотеневой моделировки: изгибов ленты, рельефа листьев. Красочный слой разной толщины, местами протерт и процарапан для придания объема изображению, при этом сохранены условность и общий декоративный характер витражей. Кроме античного стекла, бесцветного и окрашенного, использованы мелкие выпуклые красные кабошоны в изображении ягод лавра. Несколько утраченных стекол в фоновом заполнении заменены обычным оконным.
Стекла установлены в чугунной раме с г-образным профилем, на лицевой стороне имеется рельефный литой орнамент, крепеж стекла с обратной стороны рамы на суриковой замазке розового цвета.
Потолок 2-го этажа над лестницей
Светильники с витражным декором
Пять потолочных светильников: одинаковые восьмиугольные по углам и крупный овальный в центре — выполнены на металлическом каркасе из фактурного стекла с фактурой «Rough». По периметру проходит декоративный пояс в виде орнамента из лавровых листьев с ягодами, выполнен из того же стекла, что и лавровые гирлянды в оконных витражах: античное зеленое, тонированное зеленой краской с прописью деталей черным контуром, ягоды из мелких кабошонов красного стекла. Фоном для орнаментальной полосы служит желтое кафедральное стекло. Соединение цветных стекол, вероятно, на латунном профиле, каркас светильников — металлический.
Центральный светильник
Один из ближних к окну светильников с утраченными историческими стеклами. Видны стекла с иной фактурой.
В двух ближних к окнам лампах подлинное бесцветное стекло заменено на позднее фактурное иного рисунка.
Фацетное окно в помещении 2-го этажа
Фрагменты
В одном из бывших жилых помещений 2-го этажа имеется горизонтальное трехстворчатое окно с лучковой перемычкой. Оно полностью остеклено фацетным стеклом на латунном профиле. Рама дубовая, имеется подлинная фурнитура.
Витраж "Медный всадник"
В помещении 2-го этажа с эркером сохранился витраж с изображением Медного всадника (182 × 32 см.) Он выполнен в комбинированной технике свинцово-паечного витража с росписью. Витражное полотно занимает центральную часть средней створки окна. Его фрагменты вставлены в металлическую раму, переплет которой повторяет основные композиционные членения работы: овальный медальон с изображением памятника Петру I вписан в прямоугольную раму, разделенную на 6 секций металлическими перемычками.
Медный всадник изображен на фоне восходящего солнца, прикрытого облаками, на заднем плане — оранжевое зарево и условно намеченный массив зеленых деревьев.
Низко расположенная линия горизонта словно приподымает переднюю часть картины, из-за чего кажется, что Гром-камень нависает над головой зрителя, и над ним возвышается бронзовая фигура царя-реформатора на коне. Смелость этого приема подчеркивается необычным пространственным решением: гранитный постамент выступает за плоскость картины, он выпуклый, выдвигается своим объемом в реальное пространство, преодолевая грань между искусством плоскостным и трехмерным.
Изображение Медного всадника выполнено из античного стекла с росписью зеленоватой, коричневой и серо-голубой краской. Для объемной моделировки использована штриховка более плотным красочным слоем в цвет стекла и черной краской.
Верхние и боковые поверхности гранитного постамента окрашены красно-коричневой краской методом тампонирования губкой, плоскости во впадине под выступающей частью камня — окрашены равномерно, с проработкой штриховкой в тенях.
Зрачки в глазах Петра I и его коня были написаны, видимо, иной краской, чем остальное изображение. Они побледнели и сейчас едва заметны, что не портит впечатления от работы, поскольку она не носит характер портретной живописи, а является изображением памятника.
Овальный медальон окружен двойной рамкой из желтых и красных бусин и лаврового венка, перевитого желто-оранжевыми лентами. Эти же ленты вьются в верхней части витражного полотна, зрительно объединяя центральное изображение с круглыми лавровыми венками в верхних углах, и ниспадают затейливо переплетённым ворохом в нижней части работы. Прямоугольная рамка из желтого античного стекла отделяет витраж от дубовой рамы.
Нет сомнения, что этот витраж выполнен одновременно с другими произведениями художественного стеклоделия в этом здании. В изображении Медного всадника использованы те же типы стекол, что и в оконных витражах на лестнице, и в цветной вставке в балконную дверь, та же роспись по цветному стеклу, приемы процарапывания и протирания красочного слоя для объемной характеристики деталей. Однако сам характер проработки деталей иной — более живой, выполнен не по трафарету, а от руки. Линия местами дрожит и прерывается, краска ложится то тонким штрихом кончиком кисти, то утолщается, в зависимости от наклона инструмента живописца. Создается впечатление, что художник, писавший по стеклу не столько переносил имеющийся эскиз на стеклянные детали, сколько был занят живописными задачами. Краска нанесена легко и свободно, без излишней сухости, местами с поправками, кое-где с красочными потеками и пятнами.
Авторство произведений художественного стеклоделия из особняка В. Э. Брандта не установлено. Гипотеза о том, что к созданию эскиза витража «Медный всадник» причастен К. С. Петров-Водкин нуждается в подтверждении документальными материалами. Эта версия принадлежит Елене Пондиной — сотруднице Художественно-мемориального музея К. С. Петрова-Водкина (филиал Музея им. А. Н. Радищева). Она была выдвинута на основе ряда случаев сотрудничества художника с архитектором Р. Ф. Мельцером и по одной строке из письма 1911 года, в котором Кузьма Сергеевич упоминает «брантовское стекло». (Источник: сайт "Музеи России")
Также нет данных о мастерской, которая выполнила работу в материале.
Некоторые виды стекол в этом произведении, например, оранжевое с редкими крупными пузырями и светло-желтое стекло с грубой фактурой не встречаются в петербургских витражах начала ХХ века. Это может говорить о том, что работа выполнена вне Петербурга, или собрана на основе привозного стекла. Возможно, дальнейшее изучение петербургского и зарубежного витражного искусства начала ХХ века принесет новые версии относительно авторов этой уникальной работы.
Некоторые стекла с трещинами, слева внизу как минимум одно синее стекло утрачено, заменено похожим, края витражного полотна местами отходят от краев рамы.
Это исключительно хорошо сохранившееся произведение художественного стеклоделия начала ХХ века, с редким для Петербурга тематическим сюжетом, нуждается в проведении консервационных работ и укреплении витражного полотна, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение.
В настоящее время особняк занимает Государственный музей политической истории России.
Октябрь 2020
Проект «Витражи С.-Петербурга: инвентаризация 2019-2020 г.»:
фото Сергея Васильева, текст Татьяны Княжицкой