Лермонтовский пр., 2. Декоративное остекление окон и дверей
Большая Хоральная Синагога, 1883-1893, проект арх. Бахман Л. И., Шапошников И.И., постройка арх. Малов А.В.
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В трех помещениях находятся окна с декоративным остеклением, часть стекол в них подлинная – конца XIX в., часть – воссоздана в разные годы ХХI в. Всего учтено 12 окон.
Главный зал в центральной части за Арон а-Кодеш (хранилищем Свитков) украшают 7 окон с одинаковым рисунком расстекловки в раме с подковообразным завершением: сверху – розетка с шестиугольной звездой, снизу – геометрический орнамент, также образующей шестиугольные звезды. В окнах использованы цветные стекла, окрашенные в массе: голубого, желтого и красного цвета. Судя по историческим материалам, три центральных окна изначально имели узорное заполнение, а четыре по сторонам – только в верхней части, где располагается розетка с восьмиконечной звездой. Не установлено, в какое время четыре проема по краям получили рамы с декоративным остеклением.
В Венчальном зале на 2-м этаже – два больших двустворчатых окна со стрельчатым завершением. Над окном, выходящим на Лермонтовский проспект, находится дополнительный круглый проем. В расстекловке сочетаются цветные стекла, окрашенные в массе, с муслиновыми: на прозрачном фоне методом травления нанесен узор коврового типа из мелких многолучевых звезд. Со слов сотрудника Синагоги, в окне справа от входа сохранились подлинные стекла, в окне слева, выходящем на Лермонтовский проспект, – стекла воссозданы по историческим образцам.
Над входной дверью в зал в глухой фрамуге в фигурной расстекловке цветные и муслиновые стекла с тем же узором, что и в окнах.
В холле женской галереи на 2-м этаже находится большое стрельчатое окно. Внутренние рамы с декоративным остеклением из цветных и муслиновых стекол. В центре – семилучевая звезда, по краю – ряд полуциркульных арочек с заполнением муслиновым стеклом с травленым орнаментом коврового типа.
Эти окна, словно пришедшие из восточных сказок, выглядят нарядно и эффектно. В их оформлении пересеклись традиции восточного искусства шебеке и западноевропейских витражей.
Октябрь 2021
Изображение Большой Хоральной Синагоги после открытия. Журнал "Всемирная иллюстрация". 1894 г.
Большой зал Хоральной Синагоги после открытия. Из журнала "Всемирная иллюстрация", 1894 г.
Большой зал, фото 2021
Фурнитура на боковых окнах в Большом зале
Венчальный зал, 2 этаж
Дверь в Венчальный зал
Окно в холле женской галереи, 2 этаж
Текст Татьяны Княжицкой
Фото Сергея Васильева
Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация»