О предмете инвентаризации

В начале ХХI века словом “витраж” называют большую группу произведений декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства. Так, витражом можно назвать и лампу, собранную из кусочков разноцветного стекла, и обширное остекление фасада бесцветным стеклом, и дверцу буфета, набранную из цветных стекол, и собственно окно с рисунком на его поверхности.

Слово “витраж” появилось в русском языке только в 1900-х годах, а в обиход вошло уже в советское время.

До революции 1917 года магазины и стекольные мастерские Петербурга предлагали на продажу и на заказ большой ассортимент изделий из плоского декорированного стекла, который мы сегодня называем витражами. Тогда их обозначали либо по технике декорирования стекла, либо по месту использования в интерьере. Так, в начале ХХ века предлагались стекла с фацетом, травленые, расписные, мозаичные стекла в свинцовой и медной оправе. Они использовались для окон, дверных и мебельных филенок, наддверных фрамуг, для стеклянных потолков, лестничных и внутриквартирных перегородок, а также для украшения мебели. Поэтому в сферу нашего внимания попали не только разноцветные витражи, созданные в классической свинцово-паечной технике для окон, но также все детали интерьера, неразрывно с ним связанные, содержащие плоское декоративное стекло. Это значит, что к группе “витражей” мы отнесли не только окна, созданные с использованием цветного стекла, но и все другие детали интерьера с декоративным остеклением. Это – фацетные, травленые стекла, фактурные цветные и бесцветные, как вставленные прямо в раму окна или дверное полотно, или иной проем в интерьере, так и традиционные витражи, выполненные на основе свинцово-паечной техники из разных видов стекла.

Таким образом, учету подверглись не только окна с традиционными витражами, но и все другие элементы на фасадах и в интерьерах, включающие декоративное стекло. Также в каталоге отмечены окна без цветного или декоративного остекления, рамы которых представляют художественную ценность, и их сохранение существенно для сохранения  целостности облика исторического здания.
Витражи, находящиеся в музейных собраниях и в зданиях музеев, не входят в сферу проекта, некоторые из них для полноты картины упомянуты в исторической статье к изданию.

Текст Татьяны Княжицкой