Захарьевская ул., 23. Витражи
Доходный дом Л. И. Нежинской, 1832; перестройка арх.-худ. Сонгайло М. А., 1911-1913
Объект культурного наследия регионального значения (Распоряжение КГИОП №10-33 от 20.10.2009)
Оформление входов со стороны лицевого фасада включает наддверные витражи одинакового рисунка. Они выполнены в «египетском» стиле в соответствии с оформлением фасада и являются редким, возможно, единственным примером египтомании в витражном искусстве С.-Петербурга.
Уникально применение в витражах над дверями не листовых стекол, а объемных эрклезов: глыбки околотого стекла, напоминающие необработанный горный хрусталь, скреплены латунным профилем. В рисунке витражей прочитываются самые известные и часто используемые в культуре начала ХХ в. мотивы древнеегипетского искусства: цветок лотоса в круглом медальоне, по сторонам — стилизованные силуэты кобр, фоном служит рисунок, в котором угадываются распахнутые крылья сокола, олицетворяющего в египетской мифологии солнечного бога Хора. Эти элементы многократно повторяются и в декоре фасадов здания. Цитаты из древнеегипетского искусства в оформлении стен, металлодекоре, лепнине, а также в витражах творчески интерпретированы в соответствии с эстетикой эпохи.
В начале ХХ в. художники стремились к выявлению естественной красоты материалов. Применительно к художественному стеклоделию одним из новшеств было использование эрклезов, напоминающих своей неправильной формой драгоценные камни-самородки. Сперва они использовались в качестве акцентов в композиционно важных узлах узорных окон, а в доходном доме Л. И. Нежинской эрклезы «выступают соло»: десятки полупрозрачных кристаллов соединены латунной оплеткой в рисунок со стилизованными древнеегипетскими мотивами. Это, несомненно, новаторский прием. Он позволил не просто осветить зону входа, но и произвести многозначное ассоциативное впечатление как благодаря узнаваемой иконографии, так и за счет выбора определенных материалов.
Высокая степень обобщения изображения, предельная геометризация деталей позволяют отнести стилистику этих витражей уже не к модерну, а к предвестникам ар-деко, который, применительно к дореволюционному российскому искусству, называют протоар-деко.
Сентябрь 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Оформление левого портала витражом
Вид изнутри
Оформление правого портала витражом
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев