Загородный пр., 52. Витражи и декоративное остекление
Вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (Витебский), арх. Бржозовский Е. Ф., интерьеры совместно с гражд. инж. Минашем С. И., при участии инж. пут. сообщ. Островского Н. С., арх. Сонгайло М. А. и др., 1901-1904
Объект культурного наследия федерального значения
Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
В здании вокзала сохранился блистательный ансамбль витражей в стиле модерн, который является одним из самых эффектных и стилистически выдержанных в петербургской архитектуре дореволюционного периода.
Витражи концентрируются в окнах главного вестибюля с парадной лестницей. Все 11 окон застеклены витражами, благодаря чему зал выглядит полным света и воздуха.
На главном фасаде здания находится огромное арочное окно. С внешней стороны оно остеклено обычным оконным стеклом. Изначально наружное остекление было двойное, ныне – однослойное. Полихромный витраж с изображением стилизованных лотосов размещен во внутреннем окне. Расстояние между рамами составляет два метра. В начале ХХ века здесь находилась оранжерея и, вероятно, этим объясняется большая пустующая плоскость в центре витража. Уникальная идея по размещению оранжереи между оконными рамами предполагала, что цветы и листья растений станут живым украшением арочного проема снаружи, а изнутри затейливые природные очертания, воспринимаемые в контровом свете как темные силуэты, дополнят узорную кайму из витражных стекол.
Оконный переплет металлический клепаный. Заполнение составлено из шести витражных модулей, которые изначально крепились на замазке[i]. Визуальной доминантой рисунка являются цветы лотоса преувеличенного масштаба, они концентрируются в верхней части окна. Их стебли синего цвета превращаются в кайму, разделяющую части композиции и отграничивающую витражное заполнение от оконной рамы. Листья набраны из зеленых стекол разных оттенков: кафедральных и с фактурой «Pattern B». Имеются участки из стекла с иной фактурой, которая не встречается в петербургских витражах начала ХХ в. Вероятно, это результат замены во время реставрационных работ. Цветы лотосов, проглядывающие сквозь зеленые листья, сделаны из розового стекла – кафедрального и с фактурой «Muranese». В витражном наборе также использовано голубое кафедральное стекло и желтые рюмочные плитки.
Фоновое заполнение изначально выполнено из бесцветного стекла с фактурой «Pattern B», впоследствии местами заменено на бесцветное стекло с иной фактурой.
Желтое стекло «Muranese» широкой полосой обрамляет композицию сверху, а также присутствует в орнаменте нижней части витража с изображением круглых стилизованных бутонов. В листьях здесь местами использовано зеленое стекло с фактурой «Pattern F», кафедральное лиловое и коричневое стекло разных оттенков. Имеются замены подлинных стекол.
В 2002-2003 гг. окно главного фасада было отреставрировано в витражной мастерской Н. А. Абеленцева. По информации, полученной от А. Н. Абеленцевой, принимавшей участие в работе, в общей сложности было воссоздано 10-20 % витражного полотна, недостающие цветные стекла сварены по специальному заказу, фактурные стекла изготовлены по историческим образцам способом моллирования.
Напротив фасадной стены на промежуточной площадке парадной лестницы за бюстом императору Александру I находится три витражных окна с одинаковым рисунком.
Композиция растительно-геометрического типа, с концентрацией узора в верхней и нижней частях. Рамы металлические клепаные, витражи свинцово-паечные. Использованы кафедральные стекла разных цветов. Возможно, значительная часть из них – результат поздней замены или реставрации. В подлинных фрагментах в центральном окне находятся стекла: бесцветное, зеленое и желтое с фактурой «Pattern B», розовое «ледяное» и зеленые рюмочные плитки. Некоторые стекла имитируют цветные и фактурные с помощью холодной росписи. Первоначальный вид этих окон зафиксирован на фотографии начала ХХ в.[ii]: в центре нижней части витражей находились лепестки лотоса, аналогичные деталям витража большого окна главного фасада.
Во всех трех витражах имеются утраты первоначального витражного полотна в нижних секциях. Восполнение утраченных фрагментов произведено бесцветным стеклом с фактурой «Muranese» и «Lustex», встречающейся в петербургской архитектуре начала ХХ века. Возможно, замена произведена через короткое время после постройки здания.
Над тремя окнами торцевой стены находится проем с лучковым завершением, также остекленный цветным и бесцветным витражным стеклом. В композицию окна включены часы в витражном обрамлении, которое не соответствует стилистике витражей здания и в целом, стилю модерн. Возможно, этот фрагмент не является подлинным.
По фотографии начала ХХ в. видно, что кассовое помещение вестибюля было отделено от зала перегородкой со стеклами с растительными узорами и надписями в стиле модерн. Этот рисунок был выполнен, вероятно, в технике травления или трафаретной росписи[iii]. Подобные узоры находились на дверных полотнах с мелкой расстекловкой в верхней части и во фрамугах. Согласно описи 1989 г. из архива КГИОП три двери имели заполнение рифленым стеклами с изображениями цветов. Возможно, речь идет о призматических стеклах, которые в начале ХХ в. часто использовали в дверях для увеличения светового потока и украшали с гладкой стороны травлением или росписью[iv]. Эти стекла не сохранились.
На боковых стенах вестибюля на уровне 2-го этажа расположены шесть полуциркульных окон с витражным заполнением одинакового рисунка. Три из них – с правой стороны, если стоять лицом к лестнице — были смежные с помещениями для пассажиров I класса. Три окна с левой стороны освещали помещение для пассажиров III класса. Окна справа в 2002–2003 гг. были отреставрированы мастерской Н. А. Абеленцева.
Все шесть оконных переплетов металлические, клепаные. Секции по периметру этих окон заполнены повторяющимися мотивами в виде условно изображенного красного цветка с сомкнутыми лепестками и вытянутыми зелеными листьями на желтом фоне. Центральная часть каждого витража имеет подковообразное завершение и среднюю часть без рисунка. Подлинные стекла: желтые с фактурой «Pattern B» в фонах за цветами, розовое «ледяное» стекло в изображении цветков, бесцветное и голубое «Pattern B» в деталях, зеленое и синее кафедральное. В окнах со стороны зала ожидания многие стекла заменены на поздние, имеются следы небрежного поновления советского времени, восполнение утраченных фрагментов произведено раскрашенным картоном и оконным стеклом, подкрашенным холодным способом. Эти витражи нуждаются в реставрации.
На перроне часть лобовой платформы отделена стеклянной стеной на металлическом каркасе из клепаных прогонов и стоек. Металлические оконные переплеты прикреплены болтами к стойкам[v]. В верхней половине этой стены находятся рамы с декоративным остеклением бесцветным, голубым и желтым кафедральным стеклом в фигурных переплетах в форме стрельчатых арок. Общее число рам – 27. Некоторые стекла с трещинами. Снизу остекление произведено бесцветным кафедральным и фактурным стеклом с разным рисунком. Не представляется возможным определить, какие из этих стекол относятся к началу ХХ в., а какие – поздние.
Август 2020
[i] Архив КГИОП. 546-35. Государственное предприятие С.-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Обследования состояния и проект усиления металлического переплета рамы центрального витража главного фасада. Научно-проектная документация. СПб., 1997. С. 4-5.
[ii] Альбом гражданских сооружений Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. СПб, 1908. Илл. 15.
[iii] Там же. Илл. 16.
[iv] Архив КГИОП. П. 546-Н-6371. Опись внутреннего архитектурного убранства и предметов декоративно-прикладного искусства Витебского вокзала. Л., 1989. С. 2.
Архив КГИОП. П. 54-Н 4400/1. Рудзинская В.В. Опись предметов декоративно-прикладного искусства и художественного инвентаря и оборудования здания-памятник Витебский вокзал (Загородный пр., д. 52). СПб., 1995. С. 2-3.
[v] Альбом гражданских сооружений Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. СПб., 1908. С. 26.
Вестибюль
Фасадный витраж главного вестибюля
Окна на торцевой стене
Правое окно
Фрагмент правого окна с фактурными стеклами "Muranese" и "Lustex" в нижней части.
Центральное окно
Левое окно
Фрагменты, вид с обратной стороны
Верхнее окно с часами на торцевой стене вестибюля, напротив входа
Витражи правой стены вестибюля
Левое окно
Центральное окно
Правое окно
Левая стена вестибюля, вид из зала ожидания
Левое окно
Центральное окно
Фрагменты
Фото начала ХХ века из издания "Альбом гражданских сооружений Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги". СПб, 1908.
Торцевая стена вестибюля
Вид на правую стену с витражом
Вид на правую стену и фасадный витраж
Декоративное остекление кассовой зоны в начале ХХ века
Зал ожидания для пассажиров III класса
Стена с декоративным остеклением на платформе
Текст Татьяны Княжицкой
Фото Сергея Васильева
Проект "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2021"