Восстания ул., 18 / Ковенский пер., 17. Витражи
Доходный дом С. В. Муяки, арх. Хренов А. С., 1902-1903
Объект культурного наследия регионального значения (Распоряжение КГИОП №10-33 от 20.10.2009)
В парадной по Ковенскому переулку в объеме лестницы находится великолепный ансамбль витражей в стиле модерн, который был одним из самых эффектных в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. К сожалению, в результате работ по воссозданию утраченных фрагментов, он потерял свою стилистическую чистоту, а после замены стекол начала ХХ века на современные, не вполне идентичные оригинальным, в значительной степени утратил и историческую подлинность. Учтено пять объектов с витражами начала ХХ века, сохранившихся частично.
В 1990-е витражи в этом доме были зафиксированы на фотографиях К. К. Севастьянова, Т. В. Княжицкой и В. А. Григорьева (архив КГИОП), благодаря чему исторические фрагменты композиции и подлинные стекла могут быть идентифицированы в ныне существующем витражном заполнении. Согласно Е. Ю. Иванову, реставрационные работы выполняла мастерская «Русский витраж» [1].
Витражи встречали посетителя здания еще на улице, в оформлении входа. Боковые глухие створки четырехстворчатых дверей оформлены витражными вставками из цветного и фацетного стекол. В верхней части стеклянных филенок расположены модули с изображением цветов ириса из опалесцентного фиолетового, кафедрального зеленого и желтого с фактурой «Muranese» стекол. Остальные стекла в створках – бесцветные с фацетом, также на латунном профиле. Сверху над дверью установлен витраж с изображением лиловых цикламенов, стебли которых изыскано изогнуты на фоне лучей восходящего солнца. Витраж изначально был собран на латунном профиле, который в процессе реставрации заменен на свинцовый. Подлинные стекла, возможно, сохранились частично.
На промежуточной площадке 1-2-го этажа находится витраж с изображением желтых лилий. Гирлянда из цветов и листьев в верхней части окна образует круглый венок, в центральной – свисает вдоль рамы в боковых створках. Нижняя часть композиции была утрачена и не зафиксирована на фотографиях до реставрации.
В окне на площадке 2-3-го этажа находится витраж с крупными красными маками, сгруппированными вокруг круга в верхней части окна, и спускающимися гирляндами вдоль оконной рамы. Подлинное витражное полотно в трех нижних секциях окна не сохранилось, завершение этого витража – результат фантазии художников-реставраторов.
На площадке 3-4-го этажа витраж с фиолетовыми цветами создан нашими современниками в конце ХХ—начале ХХI века.
В окне 4-5-го этажа витражное полотно во фрамуге соответствует сохранившейся исторической иконографии, остальная часть – новодел.
Поскольку во всех этих окнах высок процент замены подлинных стекол современными аналогами, невозможно точно сказать, из каких именно видов стекол витражи были собраны изначально. По историческим фотографиям можно определить, что в них присутствовали кафедральные, опалесцентные стекла разных цветов, рифленые, а также стекла с фактурой «Pattern B», «Ondoyant» и «Muranese».
Ансамбль витражей в этом доме отличается от большинства петербургских образцов начала ХХ века своим композиционным строением, стилистикой, характерной для французского и бельгийского варианта стиля ар-нуво, упругой, живой линией рисунка.
Март 2022
[1] Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам С.-Петербурга. СПб., 2001. С. 33-34.
Наружная дверь с витражом
Витраж на площадке 1-2-го этажа
Фото витража на площадке 1-2-го этажа 1992 г. Т.В.Княжицкой
Фото 1990-х гг. К. К. Севастьянова
Витраж в окне 2-3-го этажа
Фото 1992 г. Т. В. Княжицкой
Витраж современной работы на площадке 3-4-го этажа
Витраж в окне на площадке 4-5-го этажа. Верхняя часть - начало ХХ в.
Фото Т.В. Княжицкой 1992 г.
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото 2022: Сергей Васильев
Фото 1990-х: К. К. Севастьянов, Т.В.Княжицкая