Чайковского ул., 28. Витражи и декоративное остекление
Особняк Кельха А. Ф. (Александрова И. М.), арх. Кольман А. К., 1858-1860; Шене В. И., перестройка, 1896-1897, Шене В. И., Чагин В. И., завершение, Шмидт К. К., 1903
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В этом здании находится эффектный ансамбль витражей в духе эклектики, в которых сочетаются мотивы готического, ренессансного искусства и стиля модерн. Учтено 13 объектов с витражами и декоративным остеклением.
Коробка тамбура входа выдвинута в вестибюль. В двери со стороны интерьера находятся два декоративных стекла с гравированным изображением герм в окружении листьев и завитков. По сведениям Е. Ю. Иванова сохранилось одно оригинальное стекло, второе воссоздано в пескоструйной технике фирмой «Солнечный лев» по историческому образцу. Рисунок выполнен в духе декоративных композиций эпохи Возрождения.
Над пространством лестницы находится световой плафон. Его конструкция состоит из металлических ферм в верхней части сводчатого перекрытия с остеклением витражным полотном. Витражное заполнение выполнено в комбинированной технике: расписанные детали собраны на свинцовый профиль. Изображение гротескового характера в стиле неоренессанс: вдоль рамы проходит фриз с гирляндами из плодов, которые поддерживаются львиными масками и мужскими фигурами. Геометрический центр плафона акцентирует крупная розетка, сквозь которую проходит подвес люстры. Гротесковые изображения чередуются с гирляндами, цветами и птицами, но большая часть фона остается бесцветной. Она набрана из матового кафедрального стекла. Роспись стеклянного плафона производит впечатление легкости и изящества и оставляет незаметными металлические конструкции перекрытия, которые удачно вписаны в рисунок.
Один из самых нарядных интерьеров особняка — Готическая столовая, в которой находится впечатляющий ансамбль витражей: в них присутствуют мотивы, характерные для готического и ренессансного искусства, тонко стилизованные в духе модерна.
Слева от входа находится витраж «Вакханалия» с искусственной подсветкой. Справа у рамы надпись «ЭРНСТЪ ТОДЕ, РИГА, 1898». На витраже изображен праздник в честь бога виноделия Вакха — вакханалия. На переднем плане маленький вакх вкушает плоды, рассыпанные перед ним на траве, другой упал на землю: он удерживает кувшин, из которого тугой струей льется вино. Сцена разворачивается среди тщательно выписанных цветов и трав. Композиционным центром являются четыре фигуры на среднем плане: два мускулистых юноши несут на руках прекрасную девушку, поднимающую вверх чашу с вином. На дальнем плане — более откровенные сцены с обнаженными фигурами и пылающим очагом, из которого клубами поднимается дым.
Используя сюжет из античной мифологии, художник раскрывает тему праздника жизни, изображая молодых красивых существ, их хмельной разгул и свободное от условностей поведение, — так можно расшифровать содержание витража. По стилистике эта работа принадлежит эпохе эклектики, фигуры людей и вакхов изображены по правилам академического искусства, цветы и травы детально прописаны в декоративной манере, близкой прерафаэлитам, обрамление всей композиции выполнено в духе готики, а сам сюжет близок романтическому мировоззрению.
По сведениям Е. Ю. Иванова реставрацию этого произведения искусства осуществляла витражная мастерская Вильнюсской Академии художеств.
Фасадную стену интерьера Готической столовой прорезают три стрельчатых окна и эркер, остекленный с четырех сторон витражами.
Витражи в стрельчатых окнах одинаковы по рисунку, за исключением композиций в секциях-крестоцветах в навершиях: в левом изображен натюрморт с кубком на фоне свитка с нотной записью, в правом кувшин и виноградная гроздь, в окне справа от эркера — рог и кувшин в полоску. Витражи комбинированные по технике исполнения: на кафедральных стеклах роспись выполнена цветными красками и шварцлотом, имеется серебряная протрава, ручная гравировка в деталях, на средокрестиях свинцового профиля вставлены выпуклые кабошоны. В нижней и верхней частях окон декор сгущается, он напоминает резьбу по дереву в средневековой архитектуре. За всеми витражами видны установленные с обратной стороны ветровые стержни.
Эркер — маленькое архитектурное чудо в том же интерьере — завораживает красотой четырех витражных окон. Все они одностворчатые, узкие, вытянутые по вертикали, со стрельчатым завершением. Витражи одинаковы по композиционному строению и различаются изображениями людей в верхней части. Здесь представлены (слева направо): девушка в чепце с красными цветами в руках; мужчина в рыцарском шлеме; дама со скрытой головным убором высокой прической; юноша в берете с пером. Все персонажи в богатых, тщательно выписанных одеждах эпохи Возрождения. Мотивы в нижней и верхней частях витражей продолжают тему готической архитектуры и орнаментов, заданную в больших окнах.
Эти витражи также были выполнены в мастерской Эрнста Тоде в Риге. Об этом говорят как технологические особенности исполнения, так и полное совпадение рисунка верхней части трехстворчатых окон с иллюстрацией в опубликованном каталоге работ этой мастерской 1903 г.
Легенда о том, что на витражах изображены портреты семьи Кельха, не подтверждается документальными источниками.
Из Готической столовой в другие помещения ведут три двери с травлеными стеклами. Дверь в торце зала рядом с витражом находится под хорами в неглубокой нише и частично скрыта нависающей деревянной резьбой. В верхних филенках сохранились два стекла с травлением: рисунок в виде тройной рамки по периметру с фигурными угловыми пальметтами выполнен по матовому фону.
Двустворчатая дверь, ведущая в кабинет, украшена двумя травлеными стеклами с изображением гербовой композиции: рыцарский шлем над геральдическим щитом, в богатом обрамлении из акантовых листьев и цветов.
Дверь на парадной лестнице имеет матовые стеклянные филенки в верхней части. Рисунок травления такой же, как в двери в торце Готической столовой: тройная рамка с угловыми пальметтами. В какой мастерской были выполнены травленые стекла для дверей — не установлено.
В этом здании сохранился уникальный для России ансамбль витражей, выполненный в мастерской Эрнеста Тоде в Риге. Здесь можно увидеть девять работ его авторства. Все они относятся к немецкой школе витражного искусства и являются ее характерными образцами конца XIX — начала XX в.
Март 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Внутренняя дверь тамбура входа с гравированными стеклами
Плафон над парадной лестницей
Готическая столовая
Витраж "Вакханалия". Фото Анны Богачевой
Фото Марии Клещевой
Общий вид готической столовой. Здесь и далее фото С. В. Васильева
Два больших стрельчатых окна, выходящих на ул. Чайковского
Витражи в эркере Готического зала. Слева направо
Дверь в торце зала под хорами
Дверь в кабинет
Дверь на лестницу
Фото: Анна Богачева, Мария Клещёва, Сергей Васильев, 2021