Кутузова наб., 4 / Шпалерная ул., 18 / Кричевский пер. Витражи
Особняк А. Д. Шереметева, 1780-е; арх. Тур Е. А., 1858; Пруссаков В. А. совместно с Тургеневым В. Г. при участии фон Гогена А. И. и Зайцева Д. Д., 1883-1885
Объект культурного наследия регионального значения (Распоряжение мэра Санкт‑Петербурга № 108-р от 30.01.1992)
Здание серьезно пострадало во время пожара в ноябре 1993 г., когда была уничтожена отделка большей части парадных интерьеров56. В 2001–2005 гг. произведена реставрация (в том числе витражей)57. В ходе инвентаризации обследовано 10 произведений художественного стеклоделия.
В вестибюле 1-го этажа находятся три полуциркульных окна с декоративным остеклением на цельных стеклах. По свидетельству Е. Ю. Иванова рисунок на них был исполнен в технике травления «с втертой в травленую поверхность краской»58. В настоящий момент все стекла выглядят новыми, с имитацией травления на стекле. По документам из архива КГИОП два стекла считаются подлинными, третье — воссозданным в 2000-е гг. по образцу оригинальных.
Изображение характерно для такого рода произведений декоративного искусства конца XIX в. и представляет собой архитектурный мотив — балюстраду между двумя низкими колоннами. На балюстраде находится ваза с роскошным букетом из цветов и пальмовых листьев. Арочная опора для вьющихся растений ограничивает композицию по сторонам и завершается в верхней части окна волютообразными завитками. Центральное поле оживляют три условно изображенные бабочки.
Из вестибюля на лестницу ведет четырехстворчатая дверь с глухой фрамугой. Верхние половины створок и фрамуга остеклены фацетными стеклами, все это — результат воссоздания, исторических стекол в рамах нет.
В окне на главной лестнице до последней реставрации находился витраж в стиле неоренессанс. Он перемещен при последней перепланировке здания и ныне украшает оконный проем в атриуме, на уровне 3-го этажа60. По фотографии из архива КГИОП известна подпись на витраже: «Nachfig. St. Petersburg». Не установлено, какая именно мастерская ее оставила. При реставрации витража в 2000-е гг. надпись утрачена.
По технике исполнения витраж относится к комбинированному типу: свинцово-паечный с росписью. Центром произведения является ваза с цветами в богатой архитектурной раме, на условном фронтоне которой возлежат две женские фигуры.
На нижнем краю рамы фигурка путти поддерживает два рога изобилия. Центральное изображение соединяется цветочными гирляндами с узорчатым обрамлением по периметру окна. Четыре фигурки путти поддерживают цветочные гирлянды сверху и снизу. Тонкая полихромная роспись выполнена по бесцветным (светло-желтым) кафедральным стеклам, из которых все полотно витража собрано подобно единому холсту. Множество цветов, фруктов, птиц, растительных мотивов с вплетенными в них бусами и орнаментами производят нарядное впечатление. Витраж символизирует идею изобилия и роскоши. В настоящее время за ним устроена искусственная подсветка.
В Дубовой гостиной на 1-м этаже здания находится витражный триптих: два малых витража по бокам со стрельчатым завершением выполнены в духе готического искусства, третий — в центре — представляет собой монограмму владельцев особняка Шереметевых в узорчатом обрамлении. Все витражи установлены во внутренней стене и имеют искусственную подсветку.
При сравнении с описаниями и фотографией оригинального витража из архива КГИОП понятно, что в центральном окне фрагмент с медальоном, где ранее находился герб, сделан заново без учета исторической иконографии и не соответствует утраченному подлинному фрагменту. Со слов сотрудников дворца, герб на витраже был разбит во время или сразу после пожара 1990-х гг. Исторический оригинал имел более сложную и подробно разработанную композицию с изображением гербового щита, который поддерживают по сторонам фигуры львов, герба Шереметевых и родового девиза на ленте «Deus conservat omnia» («Бог хранит все»). Ныне существующий фрагмент воспроизводит не герб, а монограмму из переплетеных букв Ш, М и А.
Наиболее старым выглядит остекление во фрамужной части окна с дамаскированным орнаментом, стеклами глубоких цветов с росписью и монограммой из букв А и Ш. По мнению Т. М. Шульгиной, эти три витража были созданы в рижской мастерской Эрнста Тоде. По стилистике ныне существующих витражей, уже переделанных во время реставрации, определить их изначальное авторство крайне трудно. В 1885 г., когда особняк был построен и проводились отделочные работы, в Санкт-Петербурге уже были доступны витражи из мастерских Торгового
дома «М. Эрленбах и К°». Многие произведения роскоши по-прежнему импортировались из-за рубежа. Ранее, в 1870-е гг., семья Шереметевых заказывала витражи в немецкой мастерской В. Д. Сверчкова. Поскольку по стилистике и изобразительным приемам этот витражный триптих можно отнести к немецкой школе витражного искусства, в духе которой работали все три упомянутые мастерские, без документальных источников невозможно определить их авторство.
На 2-м этаже в Готической гостиной находятся три витража в комбинированной технике: трехстворчатое окно в фасадной части здания, одно двухстворчатое окно на противоположной стене слева от камина и небольшой наддверный витраж, аналогичный верхней половине предыдущего — справа от камина.
Все витражи имеют одинаковое композиционное решение: наверху — стрельчатое завершение с одной «розой» в двухчастных окнах, и с двумя «розами» в большом фасадном окне. В центральной части — геометрический набор без росписи; внизу — расписные фрагменты с листьями, собранными в трилистники. Использована роспись темной краской шварцлот, серебряная протрава, кабошоны и рюмочные плитки для деталей. Роспись выполнена по кафедральному стеклу разных цветов.
На момент инвентаризации здание находилось в частной собственности, доступа в него нет.
Ноябрь 2022 г.
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Окна холла
Левое окно
Среднее окно
Правое окно
Витраж в атриуме
Фото витража на историческом месте. Из архива КГИОП. В. А. Григорьев, 1991
Подпись на витраже. Фото из архива КГИОП, 1991 г. , В. А. Григорьев
Витражи в Дубовой Столовой
Левое окно
Центральное окно
Фрамуга
Правое окно
Фото герба на витраже из архива КГИОП, 1991 г., В. А. Григорьев
Витражи в Готической гостиной на 2-м этаже
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Никита Андреев, Лилия Павлова, 2022
В. А. Григорьев 1991 г. из архива КГИОП
Проект "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация"
Это здание является частной собственностью.
Публикация представленных фотографий разрешена только на сайте «Витражи в России»
и в книге "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024.