Рузовская ул., 9. Витражи
Доходный дом Л. С. Перла, гражд. инж. Каценеленбоген Н. Д., 1910
Выявленный объект культурного наследия (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001)
Пять полихромных свинцово-паечных витражей в духе неоклассицизма сохранились в двух парадных – левой и правой по лицевому фасаду.
В левой парадной витражное полотно уцелело только в двойном окне на промежуточной площадке 5-6-го этажа. В верхней полуциркульной части с расстекловкой на четыре сектора витраж имитирует прозрачную занавесь с голубыми элементами, напоминающими детали штор в духе ампира. В центральной части использовано бесцветное стекло с рифлением, детали по дуге периметра – из голубого кафедрального стекла. Нижнее окно с фигурной расстекловкой, в боковых створках вверху находятся секции в виде овалов. Сохранилось две небольших секции с рифленым стеклом в левой части над овалом, только они и свидетельствуют, что оконный проем был заполнен декоративным стеклом.
По фотографиям С. В. Васильева 2013 г. видно, что несколько рифленых стекол находились ранее вокруг овальных элементов в окнах на площадках 3-4-го и 3-5-го этажа. Они утрачены. Витраж в полуциркульном окне на площадке 5-6-го этажа в 2013 году был целым. В настоящий момент его состояние аварийное: многочисленные выбоины, провисание и деформация свинцового профиля, множественные загрязнения.
В правой парадной витражи сохранились в четырех окнах на межэтажных площадках 1-2-го, 2-3-го, 4-5-го и 5-6-го этажей.
Все окна трехстворчатые, с подвижными створками. Витражи в них одинаковые по рисунку, представляют собой повторяющийся элемент в виде розовой вазы стройных пропорций, вписанной в желтое поле на голубом фоне. Сохранность окон разная и позволяет реконструировать верхнюю часть рисунка витражей: в центральной створке располагалось по четыре элемента с вазой, в каждой боковой створке – по два. Каким был рисунок витражей в других частях окон – не известно.
В этих витражах использованы кафедральные стекла желтого и голубого цветов, вазы выполнены из розового стекла с фактурой «Pattern В», которая напоминает кракелюрные трещины, и этот прием будто накладывает на все изображение патину старины. Стекла местами повреждены, имеются выбоины и потеки засохшей краски.
Поэтажная сохранность: в окне 1-2-го этажа – четыре секции с витражным полотном в центральной створке, 2-3-го этажа – сохранилось историческое остекление четырех секции в центральной створке и двух в правой, на 4-5-м этаже – четыре секции в правой и левой створке. На 5-6-м этаже окно сдвоенное, нижнее повторяет окна с других этажей. В нем сохранилось две секции с изображением ваз. В верхнем полуциркульном окне находится условное изображение прозрачной занавеси и голубой собранной в складки шторы, в центре – желтый полукруг, символизирующий солнце. По фотографии К. К. Севастьянова (1990-е гг.) видно, что за прошедшие 30 лет в нижнем окне на площадке 5-6-го этажа было утрачено витражное полотно в одной секции.
Комплекс витражей в этом здании имеет выраженную стилистическую окраску в духе неоклассицизма. Несмотря на скромный ассортимент использованных стекол, авторам удалось создать композицию, которая за счет знаковых элементов стиля: окон с полуциркульным завершением, ваз и имитаций штор в духе ампира в рисунке заполнений, лаконичная цветовая гамма, уместное использование фактурного стекла с кракелюрной сеткой в рельефе – рождает у зрителя однозначные исторические ассоциации.
На 5-ом этаже сохранилась подлинная историческая дверь с двумя овальными проемами с радиальной расстекловкой, в которой изначально находились фацетные стекла.
Май 2020
Левая парадная
Окно на площадке 5-6-го этажа
Фото 2013 г. С.В.Васильева
Фрагменты окна 3-4-го этажа, утрачены
Фрагменты окна на 4-5-м этаже. Стекло утрачено
Окно 5-6-го этажа
Правая парадная
Окно 1-2-го этажа
Окно 2-3-го этажа
Окно 4-5-го этажа
Окно на площадке 5--6-го этажа
Фото 1990-х К. К. Севастьянова, окно на 5-6-таже
Дверь в квартиру
Текст Татьяны Княжицкой
Фотографии 2013 г. С. В. Васильева,
2020 г. -- волонтеров проекта «Витражи Петербурга. Инвентаризация»