Островского пл., 1-3. Декоративное остекление и витражи

Национальная Российская библиотека (корпус по Невскому пр. и Садовой ул.) арх. Соколов Е. Т., 1796-1801; Росси К. И., строитель Щедрин А. Ф., 1828-1934; Собольщиков В. И., Горностаев И. И., 1857

Памятник архитектуры Федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176)

В здании Российской Национальной Библиотеки учтено три объекта с историческим остеклением: внутренний тамбур входа с фацетными стеклами и два витража в зале редкой книги.

Тамбур входа, в остеклении которого частично сохранились фигурные фацетные стекла XIX в., находится внутри корпуса Росси со стороны Невского проспекта, на повышенной площадке 1-го этажа. Остекление цельными стеклами с фацетным краем было типичным для общественных сооружений во второй половине XIX и начала ХХ вв.

В том же корпусе на 1-м этаже находится зал редкой книги, известный как «Кабинет Фауста», с двумя высокими витражными окнами. Они представляют большой интерес для исследователей, так как относятся к раннему этапу витражного искусства в России, от которого до наших дней сохранилось всего несколько примеров.

Витражи были созданы в 1857 г. одновременно с оформлением интерьера зала по проекту арх. И. И. Горностаева при участии арх. В. И Собольщикова. По документальным источникам известно, что все детали интерьера были созданы по чертежам и рисункам И. И. Горностаева. Коробки оконных проемов сделал столяр библиотеки Василий Власов, металлические части выполнил слесар Алексей Степанов. Со стеклами работал резчик по стеклу Попов, который сделал «вырезку украшений для оных и вставку в окна» [1].

Два одинаковых окна имеют три слоя остекления в каждом: двойные рамы со стороны улицы с бесцветным стеклом и третью раму – со стороны интерьера – с цветными и декоративными стеклами в стиле псевдоготики.

Оконные рамы со стороны интерьера имеют стрельчатое завершение фрамужной части и створок с характерными для стилизаций в духе псевдоготики элементами в виде круглой «розы» и крестоцветов. Во фрамужной части и в верхних частях створок рамы фигурные. Расстекловка оконной плоскости представляет собою металлический переплет с ромбовидным рисунком.

По горизонтали каждую створку на половине высоты пересекает декоративный пояс из квадратов с синим и красным стеклом с гравированным рисунком.

Использованы стекла: двухслойные, так называемые «стекла с нацветом» желтого, красного и синего цветов. Они декорированы гравировкой, с помощью которой верхний цветной слой снимался по заданному рисунку и под ним проступало бесцветное стекло, что создавало впечатление светящегося узора на цветном фоне. В фоновом ромбовидном заполнении установлены бесцветные матовые стекла толщиной около 1,5-2 мм. с резным декором. Глубокие прямые линии прорезаны по периметру каждого стекла, в центре каждого стекла – четырехлистник из «ямок». Этот элемент в XIX в. был распространенного в посудном декоре, и выполнялся в технике резьбы по стеклу.

В створках этих окон стекла в большинстве своем подлинные, относятся к середине XIX века. Красные и синие стекла вверху рам и во фрамугах выглядят как поздние замены. Для определения их подлинности необходим осмотр с близкого расстояния. Стекла укреплены в рамах на замазке, которая частично утрачена.

Среди сотрудников библиотеки бытует мнение, что витражи из «Кабинета Фауста» пострадали во время Великой Отечественной войны. Отсюда происходит предположение, не подтвержденное документами, об их воссоздании после войны. Произведенный натурный осмотр не подтверждает эту версию. Вероятно, подвижные створки с витражами были демонтированы из проемов и находились в безопасном месте, благодаря чему металлический переплет и значительная часть подлинных стекол хорошо сохранились до наших дней.

О сохранности исторических стекол в верхней – фрамужной – части судить затруднительно. Красные и синие стекла в ней выглядят поздними, но более точную атрибуцию может дать специальное обследование.

Два витража из зала редкой книги РНБ представляют собой ранние, и потому особо ценные, образцы витражного искусства в России. Это – экспериментальная работа российских мастеров, создавших имитацию готического витражного окна с помощью материалов и технологий, принятых в отечественном столярном и слесарном деле, а также в российской стекольной промышленности XIX века.

В целом оба витража находятся в удовлетворительном состоянии. Местами есть трещины, незначительная часть стекол заменена поздними вставками, имеется несколько утраченных стекол и выбоин. Замазка, удерживающая стекла в рамах, местами утрачена. Эти уникальные произведения искусства нуждаются в чистке, восполнении утрат и укреплении стекол в переплете.

Июнь 2022


[1] Зверева И. С. За дверью «Кабинета Фауста» (история Отдела редкой книги Российской национальной библиотеки) // Книжная старина : сб. науч. тр. СПб., 2015. Вып. 3. С. 15.


Тамбур внутри корпуса Росси

Декоративное остекление и витражи в здании Публичной библиотеки (РНБ) в С.-Петербурге на пл. Островского, 1-3. Фото 2022

Декоративное остекление и витражи в здании Публичной библиотеки (РНБ) в С.-Петербурге на пл. Островского, 1-3. Фото 2022

Декоративное остекление и витражи в здании Публичной библиотеки (РНБ) в С.-Петербурге на пл. Островского, 1-3. Фото 2022

Декоративное остекление и витражи в здании Публичной библиотеки (РНБ) в С.-Петербурге на пл. Островского, 1-3. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги ("Кабинет Фауста")

Левое окно с витражом

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Правое окно с витражом

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Витражи в зале редкой книги в Публичной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге. Фото 2022

Текст: Княжицкая Татьяна

Фото: Сергей Васильев

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2022»