Невский пр., 56 / Малая Садовая ул., 8. Витражи
Главный корпус торгового дома «Братья Елисеевы», XIX в., перестройка 1900, 1902-1903, арх. Барановский Г. В.
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
Фриз из цветных стекол над витринами 1-го этажа – это все, что сохранилось до наших дней от одного из самых больших витражных ансамблей начала ХХ в. в С.-Петербурге.
Оригинальное остекление находится во фрамугах трех витринных окон на фасаде по Невскому проспекту. Аналогичные витражи в трех окнах со стороны Малой Садовой улицы были отреставрированы после войны в Латвии, в мастерских комбината «Максла»[1]: утраченные подлинные опалесцентные и кафедральные стекла были заменены на одноцветные, окрашенные в массе.
Подлинные витражи начала ХХ века со стороны Невского проспекта – это 9 витражных полотен. Они имеют одинаковый рисунок, различаются только расцветкой элементов. Стилизованные растения изображены на них столь условно, что воспринимаются, скорее, как абстрактный орнамент, чем как реально существующие цветы. Стиль модерн выражен здесь предельно откровенно, без ретро «оговорок» и оглядок на искусство ушедших эпох. Снаружи рисунок витражей дополняют изгибы металлического декора, изнутри они выглядят прихотливой тенью, вплетенной в графику свинцовых прожилок витража.
Использованы кафедральные и опалесцентные стекла разных цветов, в деталях – мелкие кабошоны и рюмочные плитки. Цветное стекло с нерегулярным узором фактуры имеется в минимальном количестве, в некоторых деталях. Витражи яркие, их цветовая гамма построена на контрастных соотношениях сочных оттенков и их разнообразии.
Модули с цветными стеклами установлены не во внутреннюю, а во внешнюю оконную раму и закрыты снаружи защитным цельным стеклом. Исторические фотографии свидетельствуют, что так было с момента постройки здания. В С.-Петербурге подавляющее большинство дореволюционных витражей монтировались во внутренние оконные рамы. Установка витражного полотна во внешний контур остекления – исключительная редкость для климата с большим числом осадков и отрицательной температурой зимой.
Отмеченные особенности – большое число опалесцентных стекол, почти полное отсутствие фактурных, яркие насыщенные цвета витражных модулей при незначительном количестве бесцветных стекол – отличают эти экземпляры от основного корпуса петербургских памятников витражного искусства начала ХХ века.
Это свидетельствует в пользу предположения, что они были выполнены заграничной мастерской. Еще более подкрепляет эту гипотезу иконография витражей на 2-ом этаже: здесь изображены костюмированные фигуры, все они символизировали различные отрасли человеческой деятельности. Расшифровать идеологическую программу этого уникального ансамбля исследователям ещё предстоит. Это были сложные в исполнении работы, с росписью и эффектными наборными орнаментами в стиле европейского модерна.
Автор проекта и исполнитель витражей не установлены.
Когда подлинные витражи исчезли из окон здания точно не известно. На фотографии 1944 года они еще видны на фасаде с небольшим числом пробоин.
Детальное изучение витражей «Елисеевского» магазина и их атрибуция – дело будущего.
Июль 2021
Фасад по Садовой улице. Витражи после реставрации советского времени
Первое окно с витражом от угла
Второе окно с витражом
Третье окно с витражом
Витражи начала ХХ в. в окнах фасада по Невскому проспекту
Вид снаружи
Вид изнутри
Девять модулей с витражами, слева направо
Первый модуль
Второй модуль
Третий модуль с витражом
Четвертый модуль с витражом
Пятый модуль с витражом
Шестой модуль с витражом
Седьмой модуль с витражом
Восьмой модуль с витражом
Девятый (крайний справа) модуль с витражом
Исторические материалы
Из издания: Барановский В. Г. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Т.2.ч.2.СПб., 1908
Фасады с витражными окнами
Витражное окно на главном фасаде. Фотомонтаж из исторических фотографий Э. Шаровой
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев