Невский пр., 56 / Малая Садовая ул., 8. Витражи
Главный корпус торгового дома «Братья Елисеевы», XIX в., перестройка 1900, 1902-1903, арх. Барановский Г. В.
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
Фриз из цветных стекол над витринами 1-го этажа — это все, что сохранилось до наших дней от одного из самых больших петербургских витражных ансамблей начала ХХ в.
Оригинальное остекление находится во фрамугах трех витринных окон на фасаде по Невскому проспекту. Аналогичные витражи в трех окнах со стороны Малой Садовой улицы были отреставрированы после войны в Латвии, в мастерских комбината «Максла»: утраченные подлинные стекла были заменены на поздние, имевшиеся на тот момент, в распоряжении реставраторов.
Подлинные витражи начала ХХ в. — девять полотен со стороны Невского проспекта. Они имеют одинаковый рисунок, различаются только расцветкой элементов. Стилизованные растения изображены на них столь условно, что воспринимаются, скорее, как абстрактный орнамент, чем как цветы. Стиль модерн выражен здесь предельно откровенно, без ретро-оговорок и оглядок на искусство ушедших эпох. Снаружи рисунок витражей дополняют изгибы металлического декора, изнутри они выглядят прихотливой тенью, вплетенной в графику темных контуров на стекле.
Использованы кафедральные и опалесцентные стекла разных цветов, в деталях — мелкие кабошоны и рюмочные плитки. Цветное стекло с нерегулярным узором фактуры представлено в минимальном количестве, в некоторых деталях. Витражи яркие, их цветовая гамма построена на контрастных соотношениях сочных оттенков и их разнообразии.
Модули с цветными стеклами установлены не во внутреннюю, а во внешнюю оконную раму и закрыты снаружи защитным цельным стеклом. Исторические фотографии свидетельствуют, что так было с момента постройки здания. В Санкт-Петербурге подавляющее большинство дореволюционных витражей монтировались во внутренние оконные рамы. Установка витражного полотна во внешний контур остекления — исключительная редкость для климата с большим количеством осадков и отрицательной температурой зимой.
Отмеченные особенности — многочисленные опалесцентные стекла, почти полное отсутствие фактурных, яркие насыщенные цвета витражных модулей при незначительном количестве бесцветных стекол — отличают эти экземпляры от основного корпуса петербургских памятников витражного искусства начала ХХ в. Это обстоятельство свидетельствует в пользу предположения, что указанные витражи были выполнены заграничной мастерской. Подкрепляет выдвинутую гипотезу и иконография витражей на 2-м этаже: здесь были изображены костюмированные фигуры, все они символизировали различные отрасли человеческой деятельности. Расшифровать идеологическую программу этого уникального ансамбля исследователям еще предстоит. Очевидно, что это были сложные в исполнении работы в стиле европейского модерна с росписью и эффектными наборными орнаментами.
На опубликованных чертежах здания витражи в окнах не просто обозначены, а прорисованы достаточно подробно, и их изображение здесь полностью совпадает с натурными фотографиями К. К. Буллы. Это значит, что, либо опубликованные графические листы являются фиксационными, либо витражи были изначально задуманы и достаточно подробно проработаны самим зодчим. Мастерская, где были выполнены эти витражи, не установлена.
Когда подлинные витражи исчезли из окон здания — точно не известно. На фотографии 1944 г. они еще видны на фасаде, имеют небольшое количество пробоин.
Детальное изучение витражей «Елисеевского» магазина и их атрибуция — дело будущего.
Июль 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Фасад по Садовой улице. Витражи после реставрации советского времени
Первое окно с витражом от угла
Второе окно с витражом
Третье окно с витражом
Витражи начала ХХ в. в окнах фасада по Невскому проспекту
Вид снаружи
Вид изнутри
Девять модулей с витражами, слева направо
Первый модуль
Второй модуль
Третий модуль с витражом
Четвертый модуль с витражом
Пятый модуль с витражом
Шестой модуль с витражом
Седьмой модуль с витражом
Восьмой модуль с витражом
Девятый (крайний справа) модуль с витражом
Исторические материалы
Из издания: Барановский В. Г. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Т.2.ч.2.СПб., 1908
Фасады с витражными окнами
Витражное окно на главном фасаде. Фотомонтаж из исторических фотографий Э. Шаровой
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев