Невский пр., 41 / Фонтанки р. наб., 42. Витражи
Дворец Белосельских-Белозерских, 1799, 1847-1848, арх. А. И. Штакеншнейдер; конец XIX в., перестройки
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В Дубовом зале на 2-м этаже дворца сохранился ансамбль витражей. На момент инвентаризации витражное заполнение имелось в трех окнах и балконной двери. Все витражи выполнены в свинцово-паечной технике, имеют одинаковый рисунок растительно-геометрического типа.
В двух окнах, ближних ко входу, витражное полотно закрывает окна полностью: оно имеется в двух створках и фрамужной части окон. В балконной двери цветные стекла находятся только в левой створке, в следующем окне – витражи сохранились только в створках, во фрамуге отсутствует.
Барочная тема в виде энергично закрученных завитков решена в этих витражах с изяществом модерна: завитки утратили округлость, они словно сплющились, будучи втиснуты в секцию окна, стилизованные листья аканта раздулись от жизненных соков и превратились фантастическое растение, блестящие капли кабошонов добавили драгоценных акцентов в орнамент, который смело пересекают геометрические вставки, не связанные с основным мотивом узора.
Рисунок во всех створках одинаковый: по периметру заполнение из цветного и фактурного стекла с изображением растительного орнамента. Центральное поле заполнено ромбическим орнаментом из фрагментов светло-зеленого и бесцветного кафедральных стекол.
Набор стекол в этих витражах специфичен для петербургского региона, некоторые виды стекол встречаются только здесь. Использованы желтые, зеленые и бесцветные кафедральные, оранжевые опалесцентные, в деталях есть рифленое стекло, зеленые с фактурой, название которой пока не установлено, а также опаловое, которое меняет цвет в зависимости от освещения от молочно-белого до оранжевого. В деталях использованы два типа мелких вставок – околотые эрклезы желтого стекла и каплевидные опаловые кабошоны.
Рамы окон дубовые, сохранилась оригинальная бронзовая фурнитура. Интересной особенностью является то обстоятельство, что ветровые стержни, установленные горизонтально в створках и вертикально во фрамугах, находятся со стороны интерьера, что лишает их функционального назначения.
История перестроек дворца в конце XIX — начале ХХ века изучена еще недостаточно, нет документальных сведений об атрибуции этих витражей в связи с отсутствием в петербургских архивах документов по этому периоду. Однозначно то, что они появились в результате переделок интерьеров после продажи дворца Великому Князю Сергею Александровичу в 1884 году.
Анализируя типы использованных в витражах стекол, можно выдвинуть предположение, что они имеют заграничное производство и относятся к концу XIX или самому началу ХХ века.
Похожие стекла находятся в витражах Императорского железнодорожного павильона на Загородном пр., 52 / Введенский канал. Возможно, они созданы в той же мастерской, что и разноцветные окна во дворце Белосельских-Белозерских. Этому предположению требуется документальное подтверждение.
Февраль 2022
Интерьер Дубового зала. Вид на стену с витражами
Первые два окна с витражами от входа в зал
Первое окно, полностью застекленное витражом
Второе окно, полностью застекленное витражом
Балконная дверь. Витраж сохранился в левой створке
Створка с витражным полотном в балконной двери
Ручка на раме балконной двери
Окно справа от балконной двери. Заполнение фрамуги утрачено
Фрагменты
Текст Татьяны Княжицкой
Фото Сергея Васильева
Проект "Витражи С.-Петербурга: инвентаризация"