Невский пр., 41 / Фонтанки р. наб., 42. Витражи
Дворец Белосельских-Белозерских, 1799, 1847-1848, арх. А. И. Штакеншнейдер; конец XIX в., перестройки
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В Дубовом зале на 2-м этаже дворца сохранился ансамбль витражей. На момент инвентаризации витражное заполнение имелось в трех окнах и балконной двери. Все витражи выполнены в свинцово-паечной технике, имеют одинаковый рисунок растительно-геометрического типа.
В двух ближних ко входу окнах витражное полотно заполняет рамы полностью: оно расположено в двух створках и во фрамужной части. В балконной двери цветные стекла находятся только в левой створке, в еще одном окне витражи сохранились только в створках, во фрамуге отсутствуют. Барочная тема в виде энергично закрученных завитков решена в этих витражах с изяществом модерна: завитки утратили округлость и, будучи втиснуты в секцию окна, сплющились; стилизованные листья аканта раздулись от жизненных соков и превратились в фантастическое растение, блестящие капли кабошонов добавили драгоценных акцентов в орнамент, который смело пересекают геометрические вставки, не связанные с основным мотивом узора.
Рисунок во всех створках одинаковый: по периметру заполнение из цветного и фактурного стекла с изображением растительного орнамента. Центральное поле занято ромбическим орнаментом из фрагментов светло-зеленого и бесцветного кафедральных стекол.
Набор стекол в этих витражах специфичен для петербургского региона, некоторые из них встречаются только здесь. Использованы желтые, зеленые и бесцветные кафедральные, оранжевые опалесцентные, в деталях есть рифленое стекло, зеленые с фактурой, название которой пока не установлено, а также опаловое, которое в зависимости от освещения меняет цвет от молочно-белого до оранжевого.
В деталях использованы два типа мелких вставок — околотые эрклезы желтого стекла и каплевидные опаловые кабошоны.
Рамы окон дубовые, сохранилась оригинальная бронзовая фурнитура. Интересной особенностью является то обстоятельство, что ветровые стержни, установленные горизонтально в створках и вертикально во фрамугах, находятся с внутренней стороны.
История перестроек дворца в конце XIX — начале ХХ в. изучена еще недостаточно, нет документальных сведений об авторе.
Нет сомнения, что витражи появились в результате переделок интерьеров после продажи дворца Великому князю Сергею Александровичу в 1884 г. Анализируя типы использованных в витражах стекол, можно предположить, что они произведены за границей в период с конца XIX до начала ХХ в.
Похожие стекла находятся в витражах Императорского железнодорожного павильона по адресу Загородный пр., 52 / Введенский канал. Возможно, они созданы в той же мастерской, что и разноцветные окна во дворце Белосельских-Белозерских. Эта гипотеза нуждается в документальном подтверждении.
Февраль 2022
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Интерьер Дубового зала. Вид на стену с витражами
Первые два окна с витражами от входа в зал
Первое окно, полностью застекленное витражом
Второе окно, полностью застекленное витражом
Балконная дверь. Витраж сохранился в левой створке
Створка с витражным полотном в балконной двери
Ручка на раме балконной двери
Окно справа от балконной двери. Заполнение фрамуги утрачено
Фрагменты
Текст Татьяны Княжицкой
Фото Сергея Васильева
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024