Невский пр., 22, 24 / Конюшенная Большая ул., 14 / Конюшенная Малая ул., 9. Витражи
Храм евангелическо-лютеранский Апостола Петра, XVIII в., арх. Брюллов А. П., 1833-1838, Цолликофер Г. Р., 1883, переделка интерьеров Месмахер М. Е., 1895-1896
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527)
В этом храме до 1938 г. находился комплекс из шести немецких витражей второй половины XIX в. Все они хранятся в Государственном Эрмитаже. В рамках инвентаризации витражей Санкт-Петербурга 2019–2023 гг. мы не ведем учет предметов музейных собраний, только упоминаем о них в исторической статье. Однако для этого адреса сделано исключение, так как витражи Петеркирхе имели значение общедоступных образцов и в этом качестве оказали влияние на развитие витражного искусства в Петербурге. Они, а также витражи В. Д. Сверчкова, стали своего рода немецкой прививкой на древе петербургского искусства витража, плоды которого окончательно сформировались в конце XIX — начале ХХ вв.
В стенах храма Св. Петра витражи появились через 28 лет после окончания строительства; первоначальным проектом А. П. Брюллова они не были предусмотрены. В 1864 г. два витража с изображениями евангелистов по знаменитой картине Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» были подарены храму членами церковного совета. Адольф Фридрих Юнкер подарил витраж «Святые Иоанн и Петр». Николай Штанге подарил витраж с изображением святых Павла и Марка. Оба дара были установлены на 2-м этаже храма, по бокам от органа, в окна, выходящие на главный фасад.
Через два года, по желанию тех же дарителей, витражи были перемещены: их установили в нижних рамах боковых окон, ближайших ко входу. На чертеже 1895 г. из архива КГИОП обозначено местонахождение витража «Святые Иоанн и Петр». Второй витраж находился на противоположной боковой стене.
В освободившиеся оконные проемы по сторонам от органа были установлены новые витражи, заказанные и оплаченные теми же дарителями: слева от органа — «Моисей в пустыне со змием», справа — «Иисус на Масличной горе». Эти окна запечатлены на рисунке М. Е. Месмахера 1895 г. из архива КГИОП. Правый витраж виден на черно-белой фотографии 1914 г. из ЦГАКФФД СПб.
В 1866 г. другой член совета кирхи, Вильгельм Пель, подарил приходу пятый витраж «Иисус проповедует ученикам». Он был установлен в третьем окне по западному фасаду церкви, ближайшем к алтарю.
В 1871 г. в храме появился последний, шестой, витраж «Святое семейство». Он был подарен прихожанином Павлом Риттером в память об отце. Этот витраж был установлен напротив предыдущего — в третьем окне восточного фасада церкви.
Таким образом, расположение шести витражей в храме с 1871 г. выглядело следующим образом: два витража в окнах главного южного фасада по сторонам от органа, два — в нижних средних секциях крайних окон по западной стене, и два напротив них — по восточной стене.
Описание витражей в порядке их появления в здании:
«Святые Иоанн и Петр», около 1864 г., мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ. Св. Иоанн держит в руках Евангелие, св. Петр — ключ от Рая. Внизу витража на ленте в орнаментальном обрамлении имеется надпись на немецком языке: «Zum Andenken von Ad. Fr. Junker. 1864» («В память о Ад. Фр. Юнкере. 1864»).
«Святые Павел и Марк», около 1864 г., мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ. Св. Марк держит в правой руке свиток, Св. Павел — меч и книгу. Надпись на немецком языке в нижней части витража гласит: ««Zum Andenken von Nic. Stange. 1864» («В память о Ник. Штанге. 1864»).
Эти два витража являются копией картин А. Дюрера. Орнаментальное живописное обрамление, по мнению Е. А. Шликевич, выполнено позже фигуративной части, чтобы витражи соответствовали размерам окон в Петеркирхе. Она выдвинула гипотезу, что оба окна были созданы Штефаном Келльнером для выставки объединения имени Альбрехта Дюрера 1862 г. в Нюрнберге, куплены донаторами и посредством дополнительной орнаментальной каймы приспособлены для окон в церкви.
«Моисей в пустыне со змием», около 1864 г., мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ. Витраж с закругленным верхом. В центральной части витража изображена фигура Моисея. Пророк воздевает правую руку к небесам, левой ногой попирает Золотого тельца, на шее которого лежит молот. В нижней части изображена готическая башня, вверху витража — ее завершение. По периметру витраж окаймляет бордюр из расписного стекла с изображением цветов в технике гризайль.
«Иисус на Масличной горе», около 1864 г., мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ. Витраж с закругленным верхом. В центре изображен коленопреклоненный Иисус Христос с молитвенно сложенными руками, над ним парит фигура ангела. Архитектурный декор в виде готических башен аналогичен предыдущему витражу. Различия есть только в цветочном обрамлении, которое в этой работе выполнено в технике свинцово-паечного витража.
«Иисус проповедует ученикам», 1860-е гг. Приписывается мастерской Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ. Прямоугольный, с изображением многофигурной композиции с Иисусом Христом в центре. Вокруг него группами расположены ученики. Внизу надпись на немецком языке: «Gehet hin und lehret alle Volker, und taufet sie im Namen des Vaters und des Sohnes und des Heiligen Geistes» («Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого духа»).
Е. А. Шликевич приписывает его мастерской Ш. Келльнера на основании общности в живописной манере изображения фигур и сходного рисунка орнаментального обрамления вокруг центральной части витража.
«Святое Семейство и коленопреклоненный пастух», 1871 г., Королевский институт живописи на стекле, Берлин, автор витража Г. Мартин, узорное обрамление — Ю. Глински. ГЭ. Витраж прямоугольный с изображением в центральной части сидящей Мадонны с младенцем Христом на коленях. За ними стоит Св. Иосиф. Перед Мадонной — коленопреклоненный пастух с молитвенно сложенными руками. Вся сцена в богатом обрамлении в виде стилизованного растительного орнамента. В нижних углах гербовые щиты, украшенные жемчужником. В центре надпись «Königl Institut für Glasmalerei in Berlin 1871» («Королевский институт живописи на стекле в Берлине 1871»). В узорном картуше на витражной раме надпись «Zum Andenken an Robert Ritter, Ehrenbürger und Ritter, Deputierter der Stadt Narwa. War Mitglied des St. Petri-Kirchenrats vom 3.Nowember 1821 bis 27. December 1839. Starb 72 Yahre alt z. St. Petersburg am 6. December 1866» («В память о Роберте Риттере, почетном гражданине и рыцаре, депутате города Нарвы. Был членом церковного совета кирхи Св. Петра с 3 ноября 1821 до 27 декабря 1839. Умер 72 лет в Санкт-Петербурге 6 декабря 1866»)
Все витражи выполнены в комбинированной технике, с росписью фрагментов и последующим обжигом и сборкой на свинцовый профиль.
Таким образом, шесть витражей Петеркирхе, выполненных в период с 1860-х по 1871 г. в немецких витражных мастерских, на протяжении более чем 70 лет находились в общественном сооружении, в храме, в непосредственной близости от взоров верующих и посетителей церкви. Сам факт доступности этих витражей для обозрения задавал определенный уровень художественного и технического мастерства петербургским специалистам, а также формировал визуальный «стандарт качества» для неспециалистов — потенциальных заказчиков подобных работ.
Произведения витражного искусства из Германии с 1840-х гг., когда в русском обществе только зародился интерес к разноцветным окнам, задавали тон и служили образцами для нового направления в российском искусстве — витражного. В ряду значительных памятников, повлиявших на его становление, алтарный образ Исаакиевского собора, витражи мастерской В. Д. Сверчкова для Академии художеств, музейных собраний, частных особняков и, несомненно, витражи для Петерикирхе, созданные в Нюрнберге и Берлине в 1860–1870-е гг. Впоследствии проводником немецкого влияния стали работы рижанина Эрнста Тоде. Поэтому закономерно, что массовое производство витражей в Петербурге, налаженное в конце 1890-х — начале 1900-х гг., ориентировалось на художественные и технологические особенности немецкого витражного искусства.
Два витража с изображением евангелистов были отреставрированы и экспонировались на временной выставке в Государственном Эрмитаже «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» с декабря 2021 г. по март 2022 г.
Январь 2023
Изображения витражей опубликованы в книге «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район». По условиям договора с Государственным Эрмитажем мы можем их использовать только в указанной книге.
Текст: Татьяна Княжицкая