Невский пр., 22, 24 / Большая Конюшенная ул., 14 / Малая Конюшенная ул., 9. Витражи

Храм евангелическо-лютеранский Апостола Петра, XVIII в., арх. Брюллов А. П., 1833-1838, Цолликофер Г. Р., 1883, переделка интерьеров Месмахер М. Е., 1895-1896

Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527)

В этом храме до 1938 года находился комплекс из шести немецких витражей второй половины XIX в. Все они хранятся в Государственном Эрмитаже. В рамках инвентаризации витражей С.-Петербурга 2019-2023 гг. мы, как правило, не рассматриваем предметы из музейных собраний, только упоминаем о них в исторической статье[1]. Однако для этого адреса сделано исключение, так как витражи Петрикирхе, наряду с другими, исполненными в Германии, имели значение для развития этой отрасли художественного стеклоделия в Петербурге, и, в целом – в России. Они стали своего рода немецкой прививкой на ветке российского витражного искусства, плоды которого сформировались лишь в самом конце XIX—начале ХХ века.

В стенах храма Св. Петра витражи появились через 28 лет после окончания строительства, они не были предусмотрены проектом А. П. Брюллова. В 1864 году два витража с изображением евангелистов по знаменитой картине Альбрехта Дюрера «Четыре евангелиста» были подарены храму членами церковного Совета. Адольф Фридрих Юнкер был донатором витража «Святые Петр и Иоанн». Второй донатор, Николай Штанге, подарил витраж с изображением святых Марка и Павла. Оба дара были установлены на 2-ом этаже храма, по сторонам от органа в окна, выходящие на главный фасад.

Через два года, по желанию те же дарителей витражи были перемещены: их установили в больших окнах боковых фасадов, ближайших ко входу[2]. Витражи разместили в нижних секциях в середине окон.   На чертеже 1895 г. из архива КГИОП наглядно изображено размещение витража «Святые Петр и Иоанн»[3]. Второй витраж находился напротив, занимая часть оконного проема на противоположной боковой стене.

В освободившиеся оконные проемы по сторонам от органа были установлены новые витражи, которые были финансированы и заказаны теми же дарителями: слева от органа – «Моисей в пустыне со змием», справа – «Иисус на Масличной горе». Эти окна запечатлены на рисунке М. Е. Месмахера 1895 г. из архива КГИОП[4]. Правый витраж виден на черно-белой фотографии 1914 г. из ЦГАКФФД СПб[5].

В том же 1866 году другой член Совета кирхи, Вильгельм Пель, подарил пятый витраж «Иисус проповедует ученикам». Он был установлен в третьем окне по западному фасаду церкви, ближайшем к алтарю.

В 1871 году в храме появился последний, шестой, витраж «Святое Семейство». Он был подарен церкви прихожанином Павлом Риттером в память о его отце. Этот витраж был установлен напротив предыдущего – в третьем окне восточного фасада церкви.

Таким образом, расположение шести витражей в храме с 1871 года выглядело следующим образом: два витража в окнах главного южного фасада по сторонам от органа, два – в нижних средних секциях крайних окон по западной стене, и два напротив них – по восточной стене.

Описание витражей в порядке их появления в здании:

  1. «Святые Иоанн и Петр», около 1864, мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ[6]. Святой Иоанн держит в руках Евангелие, Св. Петр – ключ от Рая. Внизу витража на ленте в орнаментальном обрамлении имеется надпись на немецком языке: «Zum Andenken von Ad. Junker. 1864» («В память о Ад. Фр. Юнкере. 1864»).
  2. «Святые Павел и Марк», около 1864, мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ[7].

Святой Марк держит в правой руке свиток, Св. Павел – меч и книгу. Надпись на немецком языке в нижней части витража гласит: ««Zum Andenken von Nic.Stange. 1864» («В память о Ник. Штанге. 1864»).

Эти два витража являются точной копией картин Дюрера. Орнаментальное живописное обрамление, по мнению Е. А. Шликевич, выполнено позже фигуративной части, чтобы витражи соответствовали размерам окон в Петрикирхе. Она выдвинула гипотезу, что оба окна были созданы Штефаном Келльнером для выставки объединения имени Альбрехта Дюрера 1862 года в Нюрнберге, куплены донаторами и посредством дополнительной орнаментальной каймы приспособлены для окон в церкви.

  1. «Моисей в пустыне со змием». Около 1864, мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ[8]. Витраж с закругленным верхом. В центральной части витража изображена фигура Моисея. Пророк воздевает правую руку к небесам, левой ногой попирает Золотого тельца, на шее которого лежит молот. В нижней части изображена готическая башня, вверху витража – ее завершение. По периметру витраж окаймляет бордюр из расписного стекла с изображением цветов в технике гризайль.
  2. «Иисус на Масличной горе», около 1864, мастерская Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ[9]. Витраж с закругленным верхом. В центре изображен коленопреклоненный Иисус Христос с молитвенно сложенными руками, над Ним парит фигура ангела. Архитектурный декор в виде готических башен аналогичен предыдущему витражу. Различия есть только в цветочном обрамлении, которое в этой работе выполнено в технике свинцово-паечного витража.
  3. «Иисус проповедует ученикам», 1860-е. Приписывается мастерской Ш. Келльнера, Нюрнберг. ГЭ[10]. Прямоугольный, с изображением многофигурной композиции с Иисусом Христом в центре. Вокруг него группам расположены ученики. Внизу надпись на немецком языке: «Gehet hin und lehret alle Volker, und taufet sie im Namen des Vaters und des Sohnes und des Heiligen Geistes» («Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»). Е. А. Шликевич приписывает его авторству мастерской Ш. Келльнера на основании общности в живописной манере изображения фигур и сходного рисунка орнаментального обрамления вокруг центральной части витража.
  4. «Святое Семейство и коленопреклоненный пастух», 1871, Королевский институт живописи на стекле, Берлин, автор витража Г. Мартин, узорное обрамление – Ю. Глински. ГЭ[11]. Витраж прямоугольный с изображением в центральной части сидящей Мадонны с младенцем Христом на коленях. За ними стоит Св. Иосиф. Перед Мадонной – коленопреклоненный пастух с молитвенно сложенными руками. Вся сцена в богатом обрамление в виде стилизованного растительного орнамента. В нижних углах гербовые щиты, украшенные жемчужником. В центре надпись «Königl Institut für Glasmalerei in Berlin 1871» («Королевский институт живописи на стекле в Берлине 1871»). В узорном картуше на витражной раме надпись «Zum Andenken an Robert Ritter, Ehrenbürger und Ritter, Deputierter der Stadt Narwa. War Mitglied des St.Petri-Kirchenrats vom 3.Nowember 1821 bis 27. December 1839. Starb 72 Yahre alt z.St.Petersburg am 6. December 1866» («В память о Роберте Риттере, почетном гражданине и рыцаре, депутате города Нарвы. Был членом церковного Совета кирхи Св. Петра с 3 ноября 1821 до 27 декабря 1839. Умер 72 лет в С.-Петербурге 6 декабря 1866»)

Все витражи выполнены в комбинированной технике, с росписью фрагментов с последующим обжигом и сборкой на свинцовый профиль.

Таким образом, шесть витражей Петрикирхе, выполненные с 1860-х по 1871 гг. в Германии, на протяжении более чем семидесяти лет находились в общественном сооружении, в храме, в непосредственной близости от взоров молящихся и посетителей церкви. Сам факт доступности этих витражей для обозрения задавал определенный уровень художественного и технического мастерства петербургским специалистам, а также формировал определенный зрительный «стандарт качества» для неспециалистов – потенциальных заказчиков подобных работ.

Произведения витражного искусства из Германии с самого начала, с 1840-х годов, когда в русском обществе только-только зародился интерес к разноцветным окнам, задавали тон и служили образцами для нового направления в российском искусстве – витражного дела. В ряду значительных памятников, повлиявших на его становление,  находится алтарный образ Исаакиевского собора, витражи мастерской В. Д. Сверчкова для Академии Художеств, музейных собраний, частных особняков  (1860-1870-е), и несомненно, витражи для Петрикирхе, созданные в Нюрнберге и в Берлине в 1860-е-1870-е гг.  Впоследствии проводником влияния немецкого витражного искусства на российское стали работы рижанина Эрнста Тоде. Поэтому закономерно, что массовое производство витражей в С.-Петербурге, налаженное в конце 1890-х—начале 1900-х гг., состоялось при ориентации на немецкие образцы и технологии.

Январь 2023


Изображения витражей опубликованы в книге «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район». По условиям договора с Государственным Эрмитажем мы можем их использовать только в указанной книге.

Текст: Татьяна Княжицкая

Из книги "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация"