Невский пр., 12. Витражи и декоративное остекление
Дом фирмы «Юнкер и К⁰» (с дворовыми флигелями), арх. Ван-дер-Гюхт В. И., 1910-1911
Объект культурного наследия регионального значения (Закон Санкт‑Петербурга № 141-47 от 02.07.1997)
В здании сохранился великолепный ансамбль художественного стекла в стиле классицизирующего модерна. К сожалению, нам удалось обследовать только парадную лестницу и несколько интерьеров с окнами на Невский проспект. В посещении других внутренних помещений нам было отказано. Мы зафиксировали 39 объектов с декоративным и витражным остеклением начала ХХ в., но в здании их находится намного больше. Судя по документам из архива КГИОП, здесь сохранились не обследованные нами двери и окна с витражами, и как минимум один остекленный потолок.
Вход в это импозантное здание с Невского проспекта поражает своим богатым оформлением. Впечатление роскоши создают как колонны портика из красного гранита преувеличенного масштаба, так и углубленная в здание дверь. По сути, это – стеклянная стена с двумя подвижными створками в центре. Она выглядит надежной как вход в хранилище ценностей и дорогостоящей, как ювелирное украшение в архитектурном обрамлении. Такое впечатление вызывает художественно обыгранная конструкция из металла и фацетных стекол. Все части дверей – четыре створки и массивную фрамугу – объединяет общий узор расстекловки: в нижней части фацетные стекла вставлены в металлические секции рам, в верхней – проходит декоративный пояс фацетных витражей на латунном профиле.
Толстые зеркальные стекла с фацетом сверкают гранями и еще на улице обещают посетителям сказочные впечатления внутри. Стекло в этом здании влюбляет в себя буквально с порога. Его красота раскрывается постепенно, в разных предметах интерьера, и градус любования им растет у зрителя по мере продвижения вглубь здания, пока не достигнет безусловного восхищения на парадной лестнице.
Внутренняя дверь входной группы аналогична фасадной. То же желтое сияние меди, то же сверкание фацетов. В коридоре на повышенной площадке располагается вертушка из гнутого стекла. Она выглядит как огромный прозрачный цилиндр.
Прямо по коридору слева от комнаты охраны находится дверь во внутренние помещения. Нижняя часть створок обита медью, выше – стекла «Мороз» с фацетной гранью. Геометрические витражи на латунном профиле дополняют отделку дверных полотнищ.
Внутренне окно слева, напротив комнаты охраны, выходит на площадку к лифту. Оно трехстворчатое, с геометрической расстекловкой. Верхняя фрамуга трапецевидная на три секции, в центральной – изображение паутины с крупным бесцветным эрклезом в центре. Все заполнение окна выполнено из бесцветных стекол «Мороз» с фацетной гранью. Входные двери и это окно предваряют главное впечатление этого здания, подготавливая посетителя к самому эффектному пункту программы – пространству парадной лестницы.
Ее облик определяет лифт. Это уникальное в конструктивном и художественном отношении произведение искусства поражает зрителя демонстративным предъявлением обычного стекла как необыкновенного материала. Этот лифт удивляет и нас, людей ХХI века, а для тех, кто жил более 100 лет назад – это было зрелище, сродни чуду.
Шахта лифта как гигантский прозрачный столб пронзает все пространство лестницы с первого по последний этаж. Все стены шахты облицованы фацетными стеклами на латунном профиле, витражные модули установлены в металлический каркас. Эту конструкцию часто называют «хрустальным лифтом», что не верно по существу, но верно по впечатлению. Хрусталь и стекло отличаются химическим составом, оптическими свойствами и ценой. В облицовке лифта использованы не хрустальные, а толстые зеркальные стекла со скошенной кромкой по периметру – фацетом. Создание фацета похоже на резьбу по хрусталю: кромка стачивается специальными кругами, шлифуется и полируется до блеска. Скошенный край стекла преломляет световые лучи, отбрасывает разноцветные блики, искрится – как в хрустальном графине, так и в витражном полотне из фацетных стекол.
В ясную погоду вся шахта сверкает и переливается разноцветными огнями. Свет производит эффект дематериализации материального, и довольно крупного, объекта.
Шахта лифта установлена в пролете лестницы, которая ведет посетителя в высоту, открывая с каждой площадки новый, захватывающий вид на гигантский «хрустальный» столб с пассажирами внутри.
В наше время в шахте двигается современная пассажирская кабина с непрозрачными стенами. Однако изначально кабина была прозрачной, ее стены тоже были сделаны из зеркального стекла. Внутри находился мягкий диван, зеркало, часы и телефон. Особенностью лифта был бесшумный ход по направляющим, которые были сделаны не из металла, а из дуба. Изготовитель лифта – знаменитая итальянская фирма «Stigler»[1], поставлявшая свои изделия в императорские дворцы Европы, Азии и Африки, а также в значимые общественные сооружения по всему миру.
Устройство с прозрачными стенами, искрящееся и сверкающее, в котором материальная составляющая словно растворялась в потоках света, за считанные мгновения бесшумно возносило посетителя снизу вверх, а сам он мог наблюдать за своим перемещением по вертикали, похожем на полет.
На момент фотосъемки дверцы лифта на всех этажах отсутствовали.
Все остальное убранство лестничного объем подчинено главной задаче – представить шахту лифта максимально эффектно, выявить его уникальную красоту, дать возможность стеклу проявить свою материальную и одновременно имматериальную сущность. Для этого требовалось много света. Эту задачу архитектор решил устройством окна на всю высоту дворового фасада. Это окно – сплошная лента вертикального остекления, она дает максимум естественного освещения. Рамы деревянные, между ними проложены металлические мостики для обслуживания конструкции. Первоначальное остекление в этом окне было из стекол «Мороз» с фацетной кромкой, которое было заменено после 1991 года[2] на прозрачное оконное. Оригинальная расстекловка сохранилась во фрамуге на 5-ом этаже, в ней доминирует изображение овала с вписанной в него четырехлучевой звездой – распространенный мотив для петербургской архитектуры периода неоклассицизма.
Как выглядело первоначальное остекление вертикального окна можно представить по сохранившемся стеклам во внутренних окнах и в перегородке на 1-м этаже. Немного ниже площадки первого этажа, за шахтой лифта расположена металлическая конструкция со стеклами «Мороз» с фацетной гранью. Стекла обрамлены латунным профилем, а затем вставлены в металлическую раму. Перед этой стеной из стекла и металла находится небольшое сооружение, предназначенное для исторического подъемного механизма: оно прямоугольное в плане, с четырехскатной крышкой, корпус металлический решетчатый, с заполнением бесцветным стеклом «Мороз» с фацетной гранью. Этот объемный предмет вызывает у посетителей сложные ассоциации – от хрустального ларца до гроба Спящей Красавицы.
На стене, противоположной вертикальному окну, расположены одиннадцать внутренних окон, смежных с помещениями на этажах. В них находятся витражи из стекол «Мороз» с фацетной гранью, в трех окнах в витражах находятся крупные эрклезы, напоминающие замерзшие куски льда, в качестве декоративного акцента. Имеется несколько типоразмеров окон. Рисунок витражей, сохраняя общий орнаментальный модуль, отличается на этажах.
На площадке 2-го этажа 3 окна: два прямоугольных по сторонам и одно большое в виде параллелограмма в центре; на 3-м этаже три окна, два прямоугольных по сторонам и одно с трапецевидной фрамугой, в которой находится витраж в виде паутины с крупным эрклезом в центре. На площадке 4-го этажа находится два окна: одно такое же с эрклезом и одно прямоугольное узкое; на 5-ом этаже два прямоугольных окна.
Над крышами здания возвышаются три стеклянных фонаря. Один из них – четырехгранный – появился в результате реконструкции 1990-х гг., когда внутренний двор был перекрыт на уровне второго этажа. Два других – вальмовые – исторические[3]. Один из фонарей находится над остекленным потолком двусветного зала, который не удалось осмотреть.
В окнах лицевого фасада по Невскому проспекту изначально находились зеркальные стекла с фацетом. Современное их состояние соответствует историческому. Во фрамугах окон боковых ризалитов 2-го этажа, и во всех окнах 3-5-го этажа вставлены фацетные витражи геометрического рисунка в виде регулярной квадратной сетки, стекла собраны на латунный профиль. Они находятся только в наружных рамах, во внутренних им соответствует обычное оконное стекло. Всего таких окон 23.
Обширный ансамбль художественного стеклоделия в этом здании включает многочисленные витражи и декоративное остекление в оконных, дверных заполнениях, в облицовке лифтовой шахты. Сама идея организации пространства парадной лестницы вокруг «хрустального» столба лифта демонстрирует новое отношение эпохи к стеклу – как к полноценному и эффектному отделочному материалу, который способен не только солировать в художественном решении интерьера, но и визуально трансформировать его, «дематериализуя» субстанцией света окружающую обстановку и придавая ей новые визуальные свойства, противоречащие ее изначальной материальной природе. Эта игра привносит во внутреннюю среду новое качество, обеспеченное не только материальным «вещным» составом обстановки, но и многочисленными культурными аллюзиями относительно субстанции света и его роли в повседневной и духовной жизни людей.
Март 2021
Парадный вход
Наружная дверь
Внутренняя входная дверь
Дверь в вестибюле во внутренние помещения
Внутреннее окно на 1-ом этаже, в вестибюле
Это же окно с площадки около лифта
Объем парадной лестницы
Перегородка за лифтом с дверью во двор
Короб для лифтового механизма
Шахта лифта, облицованная фацетными витражами
Вертикальное окно на дворовом фасаде
Вид изнутри с площадки 5-го этажа
Мостик между рамами для обслуживания конструкции
Внутренние окна с витражами, смежные с парадной лестницей.
Окна 2-го этажа
Витражи на площадке 3-го этажа
Окна с витражами на площадке 4-го этажа
4-5-й этажи
Окна с витражами на 5-м этаже
Фасадные окна на Невский проспект
Вид снаружи
Окна 2-го этажа с витражами
Окна 3-го этажа с витражами. Вид снаружи
Окна 3-го этажа, вид из библиотеки на 3-ем этаже
Витражные окна на 4-ом этаже
Окна с фацетными витражами на 5-ом этаже
Вид из помещения на 5-ом этаже
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, 2020