Невский пр., 12. Витражи и декоративное остекление
Дом фирмы «Юнкер и К⁰» (с дворовыми флигелями), арх. Ван-дер-Гюхт В. И., 1910-1911
Объект культурного наследия регионального значения (Закон Санкт‑Петербурга № 141-47 от 02.07.1997)
В здании сохранился великолепный ансамбль художественного стекла в стиле классицизирующего модерна.
К сожалению, нам удалось обследовать только парадную лестницу и несколько интерьеров с окнами на Невский проспект. В посещении других внутренних помещений нам было отказано. Зафиксировано 39 объектов с декоративным и витражным остеклением начала ХХ в., но в здании их намного больше. Судя по документам из архива КГИОП, здесь сохранились не обследованные нами двери и окна с витражами и как минимум один остекленный потолок.
Вход в это импозантное здание с Невского проспекта поражает своим богатым оформлением. Впечатление роскоши создают как колонны портика из красного гранита, так и углубленная в здание дверь. По сути — это стеклянная стена с двумя подвижными створками в центре. Она выглядит надежной — как вход в хранилище ценностей, и дорогостоящей — как ювелирное украшение в архитектурном обрамлении. Такое впечатление вызывает художественно обыгранная конструкция из металла и фацетных стекол. Все части дверей — четыре створки и массивную фрамугу — объединяет общий узор расстекловки: в нижней части фацетные стекла вставлены в металлические секции рам, в верхней проходит декоративный пояс фацетных витражей на латунном профиле.
Толстые зеркальные стекла с фацетом сверкают гранями и еще на улице обещают посетителям сказочные впечатления внутри. Стекло в этом здании влюбляет в себя буквально с порога. Его красота раскрывается постепенно, в разных предметах интерьера, и градус любования им растет у зрителя по мере продвижения вглубь здания, пока не достигнет безусловного восхищения на парадной лестнице.
Внутренняя дверь входной группы аналогична фасадной. То же желтое сияние меди, то же сверкание фацетов. В коридоре на промежуточной площадке располагается вертушка из гнутого стекла. Она выглядит как огромный прозрачный цилиндр.
Прямо по коридору находится дверь во внутренние помещения. Нижняя часть створок обита медью, выше — стекла «Мороз» с фацетной гранью. Геометрические витражи на латунном профиле дополняют отделку дверных полотнищ.
Внутреннее окно слева, напротив комнаты охраны, выходит на площадку к лифту. Оно трехстворчатое, с геометрической расстекловкой. Верхняя фрамуга трапецевидная, в три секции, в центральной — изображение паутины с крупным бесцветным эрклезом в центре. Все заполнение окна выполнено из бесцветных стекол «Мороз» с фацетной гранью. Входные двери и это окно предваряют главное впечатление от здания, словно подготавливая посетителя к самому эффектному пункту программы — пространству парадной лестницы.
Облик парадной лестницы определяет лифт. Это уникальное в конструктивном и художественном отношении сооружение поражает зрителя демонстративным предъявлением обычного стекла как необыкновенного материала.
Этот лифт удивляет и нас, людей ХХI в., а для тех, кто жил более 100 лет назад, это было зрелище сродни чуду. Шахта лифта, как гигантский прозрачный столб, пронзает все пространство лестницы с первого по последний этаж. Все стены шахты облицованы фацетными стеклами на латунном профиле, витражные модули установлены в металлический каркас. Эту конструкцию часто называют «хрустальным лифтом», что неверно по существу, но верно по впечатлению. Хрусталь и стекло отличаются химическим составом, оптическими свойствами и ценой. В облицовке лифта использованы не хрустальные, а толстые зеркальные стекла со скошенной кромкой по периметру — фацетом. Создание фацета похоже на резьбу по хрусталю: кромка стачивается специальными кругами, шлифуется и полируется до блеска. Скошенный край стекла преломляет световые лучи, отбрасывает разноцветные блики, искрится, как в хрустальном графине.
В ясную погоду вся шахта сверкает и переливается разноцветными огнями. Свет производит эффект дематериализации материального (и довольно крупного!) объекта. Шахта лифта установлена в пролете лестницы, которая ведет посетителя в высоту, открывая с каждой площадки новый, захватывающий вид на гигантский «хрустальный» столб с пассажирами внутри.
В наше время в шахте двигается современная пассажирская кабина с непрозрачными стенами. Однако изначально кабина была прозрачной, ее стены тоже были сделаны из зеркального стекла. Внутри находился мягкий диван, зеркало, часы и телефон. Особенностью лифта был бесшумный ход по направляющим, сделанным не из металла, а из дуба. Изготовитель лифта — знаменитая итальянская фирма Stigler, поставлявшая свои изделия в императорские дворцы Европы, Азии и Африки, а также в общественные здания по всему миру.
Устройство с прозрачными стенами, искрящееся и сверкающее, в котором материальная составляющая словно растворялась в потоках света, за считанные мгновения бесшумно возносило посетителя вверх, а сам он мог наблюдать за своим перемещением, похожим на полет.
На момент фотосъемки дверцы лифта на всех этажах отсутствовали.
Все остальное убранство лестничного объема подчинено главной задаче — представить шахту лифта максимально эффектно, выявить его уникальную красоту, дать возможность стеклу проявить свою материальную и одновременно имматериальную сущность. Для этого требовалось много света. Эту задачу архитектор решил устройством окна на всю высоту дворового фасада. Это — сплошная лента вертикального остекления, она дает максимум естественного освещения. Рамы деревянные, между ними проложены металлические мостики для обслуживания конструкции. Первоначальное остекление в этом окне было из стекол «Мороз» с фацетной кромкой, которое было заменено после 1991 г. на прозрачное оконное. Оригинальная расстекловка сохранилась во фрамуге на 5-м этаже, в ней доминирует изображение овала с вписанной в него четырехлучевой звездой — распространенный мотив для петербургской архитектуры периода неоклассицизма.
Как выглядело первоначальное остекление вертикального окна можно представить по сохранившемся стеклам во внутренних окнах и в перегородке на 1-м этаже. Немного ниже площадки 1-го этажа, за шахтой лифта расположена металлическая конструкция со стеклами «Мороз» с фацетной гранью. Стекла обрамлены латунным профилем, а затем вставлены в металлическую раму. Перед этой стеной из стекла и металла находится небольшое сооружение, где ранее находился лифтовый механизм: оно прямоугольное в плане, с четырехскатной крышкой, корпус металлический решетчатый с заполнением бесцветным стеклом «Мороз» с фацетной гранью. Этот объемный предмет вызывает у посетителей разные ассоциации — от хрустального ларца до гроба Спящей красавицы.
На стене, противоположной вертикальному окну, расположены 11 внутренних окон, смежных с помещениями на этажах. В них находятся витражи из стекол «Мороз» с фацетной гранью. Три окна украшают крупные, напоминающие замерзшие куски льда, эрклезы — в качестве декоративного акцента. Имеется несколько типоразмеров окон.
Рисунок витражей, сохраняя общий орнаментальный модуль, отличается на этажах.
На площадке 2-го этажа три окна: два прямоугольных по сторонам и одно большое в виде параллелограмма в центре; на 3-м этаже три окна, два прямоугольных по сторонам и одно с трапецевидной фрамугой, в которой находится витраж в виде паутины с крупным эрклезом в центре.
На площадке 4-го этажа находится два окна: одно такое же с эрклезом и одно прямоугольное узкое; на 5-м этаже два прямоугольных окна.
Над крышами здания возвышаются три стеклянных фонаря. Один из них — четырехгранный — появился в результате реконструкции 1990-х гг., когда внутренний двор был перекрыт на уровне 2-го этажа. Два других — вальмовые — исторические. Один из фонарей находится над остекленным потолком двусветного зала, который не удалось осмотреть.
В окнах лицевого фасада по Невскому проспекту изначально находились зеркальные стекла с фацетом. Современное их состояние соответствует историческому. Во фрамугах окон боковых ризалитов 2-го этажа и во всех окнах 3–5-го этажей вставлены фацетные витражи геометрического рисунка в виде регулярной квадратной сетки, стекла собраны на латунный профиль. Они находятся только в наружных рамах. Всего таких окон 23.
Обширный ансамбль художественного стеклоделия в этом здании включает многочисленные витражи и декоративное остекление в оконных, дверных заполнениях, в облицовке лифтовой шахты.
Сама идея организации пространства парадной лестницы вокруг «хрустального» столба лифта демонстрирует новое отношение эпохи к стеклу — как к полноценному и эффектному отделочному материалу, который способен не только солировать в художественном решении интерьера, но и визуально трансформировать его, «дематериализуя» субстанцией света окружающую обстановку и придавая ей новые визуальные свойства, противоречащие ее изначальной материальной природе.
Эта игра привносит во внутреннюю среду новое качество, обеспеченное не только материальным «вещным» составом обстановки, но и многочисленными культурными аллюзиями относительно субстанции света и его роли в повседневной и духовной жизни людей.
Март 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Парадный вход
Наружная дверь
Внутренняя входная дверь
Дверь в вестибюле во внутренние помещения
Внутреннее окно на 1-ом этаже, в вестибюле
Это же окно с площадки около лифта
Объем парадной лестницы
Перегородка за лифтом с дверью во двор
Короб для лифтового механизма
Шахта лифта, облицованная фацетными витражами
Вертикальное окно на дворовом фасаде
Вид изнутри с площадки 5-го этажа
Мостик между рамами для обслуживания конструкции
Внутренние окна с витражами, смежные с парадной лестницей.
Окна 2-го этажа
Витражи на площадке 3-го этажа
Окна с витражами на площадке 4-го этажа
4-5-й этажи
Окна с витражами на 5-м этаже
Фасадные окна на Невский проспект
Вид снаружи
Окна 2-го этажа с витражами
Окна 3-го этажа с витражами. Вид снаружи
Окна 3-го этажа, вид из библиотеки на 3-ем этаже
Витражные окна на 4-ом этаже
Окна с фацетными витражами на 5-ом этаже
Вид из помещения на 5-ом этаже
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, 2020