Наб. р. Мойки, 59 / Невский пр., 15 / Большая Морская ул., 14. Витражи и травленые стекла
Дом Н. И. Чичерина (Елисеевых) с домом А. И. Косиковского, 1768-1771; 1814-1817; перестройка и расширение арх. Гребенка Н. П., 1859-1861; отделка интерьеров Гаммерштедт А. К., 1902
Объект культурного наследия регионального значения (Постановление Губернатора Санкт‑Петербурга № 83-пг от 21.11.2006)
На участке с этим адресом находится комплекс зданий, неоднократно перестроенных в XVIII–XIX вв. В корпусе, выходящем на набережную реки Мойки, сохранились произведения художественного стеклоделия, выполненные в конце XIX — начале ХХ в. — в тот период, когда домом владела семья купцов Елисеевых. В это время появились витражный потолок в просвете над главной лестницей, пять витражей в парадной (Готической) столовой и художественные травленые стекла в филенках нескольких дверей.
Со стороны Невского проспекта в помещения 1-го этажа здания ведут несколько двустворчатых дверей со стеклянными травлеными филенками. Они современные, выполнены по образцу декоративных стекол, сохранившихся в интерьерах.
По материалам из архива КГИОП известно, что стекла с «канделябровым травленым рисунком» находились в наружных и внутренних дверях, а также в некоторых окнах здания.
Роскошные четырехстворчатые входные двери со стороны набережной реки Мойки были украшены эффектными травлеными стеклами. В двух центральных створках стеклянные филенки обрамлял плотный узор растительного характера со свисающими гирляндами в центре, в боковых створках — вазы с цветами в архитектурном обрамлении.
Впоследствии все оригинальные стекла были утрачены; воссозданы в 1998 г. в пескоструйной технике А. И. Калашинковым, А. А. Ивановым, Е. Ю. Ивановым и С. А. Султановским.
Подлинные стеклянные филенки того же типа до сих пор находятся в двух двустворчатых дверях в холле 2-го этажа, рисунок на них нанесен в технике многослойного травления: в центре — цветочный букет в вазе на высоком основании, вверху — подвешенная корзинка цветов. По сторонам композицию обрамляют тонкие опоры со стилизованными листьями, увитыми мелким плющом.
Над парадной лестницей, овальной в плане, устроен световой проем, нижний ярус которого выполнен в виде свинцово-паечного витража88 площадью 14,5 кв. м. В орнаментальном эклектическом обрамлении находится фигурная часть витража — легкая и как будто невесомая, благодаря использованию стекол светлых оттенков и тонкой графике свинцовых прожилок на бесцветном фоне. Изображена композиция растительно-геометрического типа с нежными голубыми цветами в духе раннего модерна и с отголосками барокко в туго закрученных завитках.
Использованы кафедральные стекла — голубые, розовые, зеленые, желтые, бесцветные — и рюмочные плитки розового цвета. Металлическая рама для витражных модулей подвешена на растяжках к конструкции 2-го яруса светового фонаря. Снизу в витражное полотно словно упираются вертикальные опоры-трубы — направляющие для лифта — смелое и оригинальное решение, своего рода визуальная интрига, противоречащая представлению о хрупкости стекла как точки опоры. Над витражом эти опоры соединены с конструкцией металлической рамы перекрытия.
Точная дата создания витража не известна, так же, как и его автор. Учитывая стилистику изображения, в котором есть намек на текучие линии модерна, и отсутствие фактурных стекол, он предположительно датируется концом XIX в. Для определения авторства необходимо изучение документальных материалов.
В 1997 г. витраж, сильно пострадавший к тому времени, был отреставрирован с воссозданием разрушенных участков в мастерской «Солнечный лев».
В помещении на 3-м этаже здания — Парадной (Готической) столовой — находится великолепный ансамбль из пяти витражей. Они вставлены в выходящие во двор окна на западной стене. Весь интерьер отделан в духе раннего французского Ренессанса. Витражи своей стилистикой вызывают аллюзии с той эпохой.
Два окна справа и два слева — двустворчатые с фрамугой. В архитектурном декоре, изображенном на витражах, присутствуют тонкие колонки, вензеля, стрельчатые арки. Миниатюрные фигурки химер таятся в капителях и основаниях колонн. В двух левых окнах между готических пинаклей изображены мужские профили — в крылатых шлемах, в двух правых — женские — в головном уборе эпохи Возрождения. В центре каждой створки — монограмма владельца в виде буквы «Е» с витиеватой росписью золотого цвета на темном фоне.
Центральный витраж отличается устройством и изображением от боковых. Это одностворчатое окно с сюжетной композицией. На переднем плане изображен охотник, стоящий на коленях перед оленем с сияющим крестом на голове. У ног охотника припала к земле собака. Множество фрагментов с изображением растений — цветов и разных травинок — направляют взгляд зрителя от переднего к среднему плану. На заднем фоне — пейзаж в дымке и небо, условно расчерченное облаками.
Рассуждая о том, какой именно персонаж изображен здесь, исследователи выдвигают две версии — Св. Губерт или Св. Евстафий Плакида. Нет сомнений, что на этом витраже изображена сцена из жизни Святого Губерта, который в странах Западной Европы считается покровителем охотников. Согласно легенде, Франциск Губерт был страстным охотником и все свободное время проводил в лесах. Однажды он погнался за крупным оленем, и когда тот обернулся, «пораженный охотник увидел Святой Крест между рогами, а затем услышал Глас Божий, который призывал его оставить мирскую жизнь и служением Господу искупить свои грехи перед Природой». Эта встреча изменила судьбу Франциска: он принял монашеский постриг, а впоследствии стал епископом. Святой Губерт в западно-европейской иконографии традиционно изображается рядом с гончими собаками.
Существует гипотеза о том, что автором витражей может быть рижская мастерская Эрнста Тоде. Документального подтверждения этой версии нет.
В здании находится деловой клуб и отель. Проводятся экскурсии.
Октябрь 2020
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Двери со стороны Невского проспекта (новодел)
Левая входная группа со стороны наб. р. Мойки
Правая входная группа со стороны наб. р. Мойки
Интерьеры
Двери с травлеными стеклами в помещениях 2-го этажа
Витражный потолок над парадной лестницей
Витражи в Парадной (Готической) столовой
Витражи слева направо
Витраж по центру
Витражи справа от центрального
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Наталья Басс