Наб. р. Мойки, 59 / Невский пр., 15 / Большая Морская ул., 14. Витражи и травленые стекла
Дом Н. И. Чичерина (Елисеевых) с домом А. И. Косиковского, 1768-1771; 1814-1817; перестройка и расширение арх. Гребенка Н. П., 1859-1861; отделка интерьеров Гаммерштедт А. К., 1902
Объект культурного наследия регионального значения (Постановление Губернатора Санкт‑Петербурга № 83-пг от 21.11.2006)
На участке с этим адресом находится комплекс зданий, неоднократно перестроенных в XVIII—XIX вв. В корпусе, выходящем на набережную реки Мойки, сохранились произведения художественного стеклоделия, выполненные в конце XIX—начале ХХ вв. в тот период, когда владельцем дома была семья купцов Елисеевых. В это время появились витражный потолок в просвете над главной лестницей, пять витражей в парадной (Готической) столовой и художественные травленые стекла в филенках нескольких дверей.
Со стороны Невского проспекта в помещения 1-го этажа здания ведут несколько двустворчатых дверей со стеклянными травлеными филенками. Они современные, выполнены по образцу декоративных стекол, сохранившихся во внутренних помещениях.
По материалам из архива КГИОП известно, что стекла с «канделябровым травленым рисунком» находились в наружных и внутренних дверях, а также в некоторых окнах здания.
Роскошные четырехстворчатые входные двери со стороны набережной реки Мойки были украшены эффектными травлеными стеклами. В двух центральных створках стеклянные филенки обрамлял плотный узор растительного характера со свисающими гирляндами в центре, в боковых створках – вазы с цветами в архитектурном обрамлении[1]. Впоследствии все оригинальные стекла были утрачены, воссозданы в 1998 г. в пескоструйной технике А. И. Калашниковым, А. А. Ивановым, Е. Ю. Ивановым и С. А. Султановским.[2]
Подлинные стеклянные филенки того же типа до сих пор находятся в двух двустворчатых дверях в холле 2-ого этажа, рисунок на них нанесен в технике многослойного травления: в центре – цветочный букет в вазе на высоком основании, вверху – подвешенная корзинка цветов. По сторонам композицию обрамляют тонкие опоры со стилизованными листьями, увитыми мелким плющом.
Над Парадной лестницей, овальной в плане, устроен световой проем, нижний ярус которого выполнен в виде свинцово-паечного витража площадью 14,5 кв. м.[3] В орнаментальном эклектическом обрамлении находится фигурная часть витража – легкая и невесомая, благодаря использованию стекол светлых оттенков и тонкой графике свинцовых прожилок на бесцветном фоне. Изображена композиция растительно-геометрического типа с нежными голубыми цветами в духе раннего модерна и с отголосками барокко в туго закрученных завитках. Использованы кафедральные стекла – голубые, розовые, зеленые, желтые, бесцветные – и рюмочные плитки розового цвета.
Металлическая рама для витражных модулей подвешена на растяжках к конструкции второго яруса светового фонаря. Снизу в витражное полотно словно упираются вертикальные опоры-трубы – направляющие для лифта[4] – смелое и оригинальное решение, своего рода визуальная интрига, разрушающая представление о хрупкости стекла как точки опоры. Над витражом, скрыто от глаз зрителей, эти опоры соединены с конструкций металлической рамы перекрытия.
Точная дата создания витража не известна, так же, как и его автор. Учитывая стилистику изображения, в котором есть намек на текучие линии модерна, и отсутствие фактурных стекол, он предположительно датируется концом XIX-го или первыми годами ХХ века. Для определения авторства необходимо изучение документальных материалов[5].
В 1997 г. витраж, сильно пострадавший к тому времени, был отреставрирован с воссозданием разрушенных участков в мастерской «Солнечный лев»[6].
В помещении на 3-ем этаже здания – Парадной (Готической) столовой – находится великолепный ансамбль из пяти витражей. Они закрывают окна на западной стене, выходящие во двор. Весь интерьер отделан в духе раннего французского Ренессанса и витражи своей стилистикой вызывают аллюзии с той эпохой.
Два окна справа и два слева – двустворчатые с фрамугой. В архитектурном декоре, изображенном на витражах, присутствуют тонкие колонки, вензеля, стрельчатые арки. Миниатюрные фигурки химер таятся в капителях и основаниях колонн. В двух левых окнах между готических пинаклей изображены мужские профили – в крылатых шлемах, в двух правых – женские – в головном уборе эпохи Возрождения. В центре каждой створки – золотая монограмма владельца в виде буквы «Е» на темном фоне.
Центральный витраж отличается устройством и изображением от боковых. Это – одностворчатое окно с сюжетной композицией. На переднем плане изображен охотник, стоящий на коленях перед оленем с сияющим крестом на голове. У ног охотника припала к земле собака. Множество фрагментов с изображением растений – цветов и разных травинок – направляют взгляд зрителя от переднего к среднему плану. На заднем фоне – пейзаж в дымке и небо, условно расчерченное облаками. Представленный сюжет символически рассказывает историю обращения в христианство во время встречи со священным оленем в чаще леса.
Исследователи выдвигают две версии о том, кто именно изображен на витраже: Св. Губерт[7] или Св. Евстафий Плакида[8]. Однако гораздо важнее изображенного сюжета нам представляется атрибуция этих произведений искусства, установление их авторства. На стеклах подписи создателей нет.
Традиционно эти витражи приписываются мастерской рижского витражиста Эрнста Тоде[9], на наш взгляд – без должного анализа их технико-технологических и изобразительных особенностей и изучения документальных источников. Владелец дома С. П. Елисеев был личностью примечательной и прославился не только своим богатством, но и любовью к французскому искусству, знатоком которого он являлся[10]. Пока не обнаружены достоверные данные, что витражи для Парадной Столовой, отделанной в стиле раннего французского возрождения со множеством деталей, относящихся непосредственно к французской истории, были созданы Эрнстом Тоде, работавшем в традиции немецкой школы витражного искусства.
В здании находится деловой клуб и отель. Проводятся экскурсии.
Октябрь 2020
Двери со стороны Невского проспекта (новодел)
Левая входная группа со стороны наб. р. Мойки
Правая входная группа со стороны наб. р. Мойки
Интерьеры
Двери с травлеными стеклами в помещениях 2-го этажа
Витражный потолок над парадной лестницей
Витражи в Парадной (Готической) столовой
Витражи слева направо
Витраж по центру
Витражи справа от центрального
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Наталья Басс