Ломоносова ул., 14. Декоративное остекление
Доходный дом Г. Г. Елисеева, арх. Барановский Г. В., 1891-1892
Объект культурного наследия регионального значения (Распоряжение КГИОП № 10-33 от 20.10.2009)
Это здание имеет уникальную планировку: лестница, ведущая к квартирам, расположена не внутри дома, как это бывает традиционно, а вынесена в пространство двора цилиндрическим объемом. На уровне площадок выхода к квартирам она соединяется с лицевым и дворовым корпусами, которые имеют разную отметку уровня пола на этажах, поэтому в пространство «башни» выходит в два раза больше приквартирных площадок, чем обычно. Из-за этого обстоятельства для этого адреса мы приняли нумерацию ярусов лестничного объема, отличную от нумерации этажей в корпусах. За первый ярус принят уровень пола вестибюля 1-го этажа, где нет входов в квартиры. Последним – 10-ым ярусом – является верхняя площадка под куполом.
Оконные проемы прорезают стены лестничного объема со всех сторон, по окружности, вдоль каждого лестничного марша. Они начинают свой ритмический путь с 1-го этажа, еще под лестницей в маленьком служебном помещении, и раскручивают ленту световых пятен, увлекая посетителя вверх от этажа к этажу. Так у посетителя возникает ассоциация со старинной башней с винтовой лестницей, закрученной спиралью вокруг оси этого пространства – круглой лифтовой шахты. Потоки света заливают лестницу со всех сторон. Впечатление усиливается качеством этого света – он солнечный, яркий, золотой. За это свойство – дарить жизненную радость – отвечают желто-оранжевые стекла разных оттенков.
Это не обычные цветные стекла, окрашенные в массе во время варки, а двухслойные стекла с нацветом. На верхнем – желтом – слое по трафарету кислотой или пескоструйной обработкой выбран рисунок, благодаря чему он выглядит как белая матовая графика на цветном прозрачном фоне. Узоры одинаковы, проходят по периметру оконных створок и полуциркульных фрамуг.
Окна на лестнице двух типов. Первый – двустворчатые с полуциркульной фрамугой на площадках выхода к квартирам: по два окна на каждой площадке, общим числом 18, из них в 16-ти окнах местами сохранились подлинные стекла современные постройке дома. На момент инвентаризации не осталось ни одного окна, сохранившего цветные стекла с гравировкой по всей площади; некоторые подлинные стекла с трещинами. Два окна на площадке 8-го яруса имеют современное заполнение с пленочным покрытием, имитирующим утраченное оригинальное стекло.
Второй тип – узкие одностворчатые окна с полуциркульной фрамугой вдоль лестничных маршей – по 10 проемов между этажами (по 5 окон с каждой стороны лестницы). Заполнение рам в них изначально было выполнено желтыми и оранжевыми стеклами разных оттенков с гравировкой по нацвету. Оригинальное остекление сохранилось частично. Всего учтено 58 таких окон.
Ансамбль декоративного остекления на этой лестнице дополняется оформлением дверей квартир с гравированными узорами на стеклянных филенках. Все они двустворчатые с полуциркульной глухой фрамугой. Стекла имели одинаковый рисунок: во фрамугах розетка растительно-геометрического типа с двойной окантовкой по периметру вдоль рамы и угловыми пальметками. В створках – арабеска растительно-геометрического типа, с такой же окантовкой и пальметтами, как во фрамугах.
Поэтажная сохранность декоративного остекления в дверях: на площадке 3-го яруса – в двух фрамугах; 4-го яруса – в двух фрамугах и одной створке; 5-го яруса – двери имеют полный комплект остекления с историческим рисунком; 6-го яруса – подлинные стекла с гравировкой имеются в двух фрамугах; на 7-м ярусе декоративное остекление в двух створках, возможно, воссоздано; на 8-м сохранилось в четырех створках и одной фрамуге, на 9-м – в двух фрамугах и двух створках; на 10-м (верхнем) ярусе – в двух фрамугах и трех створках, возможно, частично воссоздано. Воссозданных на некоторых дверных филенках рисунок не соответствует историческому образцу. Всего учтено 15 дверей, в которых полностью или частично сохранилось историческое декоративное остекление.
Необычный, единственный в своем роде в С.-Петербурге, ансамбль декоративного остекления в этом здании подчеркивает оригинальную планировку, наполняет пространство цветным светом, создавая иллюзию солнечного сияния. Происходит визуальная и эмоциональная трансформация среды обитания из минора петербургского климата в мажор вечного лета, дарующего радость. Автор этого уникального творческого решения создал своего рода дополненную реальность без применения компьютера, используя доступные на момент постройки в конце XIX века материалы и технологии.
Это – одна из немногих парадных в городе, доступ в которую официально разрешен за небольшую плату прямо на входе.
Май 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
1-й ярус
Окна в помещении консъержа под лестницей
Окна вдоль маршей 1-2-го яруса
Площадка 2-го яруса
Выход с площадки 2-го яруса на лестницу
Окна вдоль марша 2-3-го яруса
Площадка 3-го яруса
Вид с площадки 3-го яруса на лестницу
Окна вдоль марша 3-4-го яруса
Площадка выхода к квартирам 4-го яруса
Выход с площадки 4-го яруса к лестнице
Окна вдоль марша 4-5-го яруса
Площадка 5-го яруса
Вид с площадки 5-го яруса на лестницу
Окна с цветными гравированными стеклами вдоль марша 5-6-го яруса
Приквартирная площадка 6-го яруса
Вид с площадки 6-го яруса на лестницу
Декоративные окна вдоль марша 6-7-го яруса
Площадка 7-го яруса, двери и окна
Выход с площадки 7-го яруса в сторону лестницы
Цветные окна вдоль марша 7-8-го яруса
Площадка выхода к квартирам на 8-м ярусе
Окна с пленкой, имитирующей исторические желтые стекла с гравировкой
Выход на лестницу с площадки 8-го яруса
Вид на купол
Окна вдоль марша 8-9-го яруса
Приквартирная площадка 9-го яруса. Окна и двери
Вид с площадки на купол лестницы
Выход с площадки 9-го яруса на лестницу
Окна вдоль марша 9-10-го яруса
Площадка 10-го (верхнего) яруса. Окна и двери
Окна под куполом
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев