Литейный пр., 57. Витражи

Торговые ряды, арх. Васильев Н. В., 1912-1913

Объект культурного наследия регионального значения (Решение Малого Совета Санкт‑Петербургского горсовета № 327 от 07.09.1993)

 В этом здании, известном в С.-Петербурге как «Новый Пассаж», витражи изначально находились в двух окнах 2-го этажа в лестничных объемах. Поскольку эти окна – фасадные, они играют особенную роль в облике здания. Его низкий протяженный корпус пластически обогащен двумя высокими порталами входов. Именно в их оформлении сосредоточен декор, выполненный из разнообразных материалов. Здесь же, занимая практически всю высоту второго этажа, находятся большие окна с витражами. Их художественное решение в общих чертах было задано архитектором в проектных чертежах фасада[1]. Н. В. Васильев уделял большое внимание деталям и сделал множество рисунков для подрядчиков, участвовавших в отделке интерьеров. Известно, что он создавал рисунки оконных рам: на 1-м этаже металлические конструкции окон изготавливала фирма Шульца, на 2-м – Палехова[2]. К сожалению, не известно, принимал ли зодчий участие в проектировании витражей.

Остекление в здании, включая витражи, выполнялось С.-Петербургским стекольно-промышленным акционерным обществом. В числе его директоров были знаменитые стеклопромышленники – семья Максимилиана и Адольфа Франк. Общество владело не только стекольными заводами, но и мастерскими, в том числе витражной, ранее работавшей под вывеской торгового дома «М. Франк и К°»[3]. Таким образом, эти витражи были созданы крупнейшей и одной из самых известных витражных мастерских в России того времени. Они были установлены в оконные проемы к концу августа 1912 года, когда все остальные отделочные работы уже были завершены. Задержка в остеклении постройки на срок в 101 день обошлась С.-Петербургскому стекольно-промышленному акционерному обществу в 5380 рублей неустойки[4].

В отличие от большинства петербургских витражей, которые установлены в оконных проемах со стороны интерьеров, в этом здании витражи находятся снаружи – во внешних рамах. Это может быть объяснимо желанием архитектора вывести орнаментальную композицию из стекла и металла на фасадную часть постройки, в порталы, в оформлении которых сосредоточены пластические и декоративные акценты.

А. Л. Пунин писал об этом здании, что его архитектура подкупает свежестью, новизной и своеобразным сочетанием монументальности и благородной простоты[5]. Эти же черты мы видим в витражах.

Скромные геометризованные фигуры из стекла и латунного профиля не выглядят в этих стенах наследием модерна, скорее – предвестниками арт-деко. Новшества таятся в мелочах: рисунок в окне не замкнут обрамлением в статичную композицию, он возникает из ниоткуда и уходит в никуда, словно единое полотно, нарезанное ножницами творца; орнаментальная цепочка из геометризованных фигур уже не выглядит стилизацией растительных мотивов, в них заметна тенденция к технократии, намек на машинное производство и детали механизмов; узорные дорожки в центре витражного полотна усиливают ощущение динамичного движения снизу вверх, ось симметрии не акцентируется особенно яркими и крупными мотивами, как это было в большинстве витражей эпохи модерна.

Автор этих витражей пошел дальше зодчих Ф. И. Лидваля и А. Л. Лишневского, для построек которых характерны бесцветные витражи с желтыми, словно золотыми, акцентами. Н. В. Васильев окончательно лишил оконное заполнение цвета для того, чтобы предельно выявить красоту графики и подчеркнуть ее нюансами светового потока, богатство которых достигается использованием стекол с разной поверхностью.

По архивным документам известно, что витражи были собраны из волнистого [рифленого] и прессованного [фактурного] стекол[6]. Они и сегодня присутствуют в витражах. Фактурное стекло использовано двух видов: «Ondoyant» и с рельефом из мелких точек, название для которого не установлено. На средокрестиях в центральном поле окна и в деталях в кайме использовано большое число эрклезов – их глыбки с неровными краями напоминают горный хрусталь и вносят неожиданные искрящиеся акценты в витражное полотно, словно сотканное из света.

К 1989 г. в правом витраже отсутствовала вся центральная часть[7], левый сохранился с небольшими выбоинами. С тех пор витражи были отреставрированы с воссозданием утрат. А в 2020 году в петербургской мастерской Елены Панкратовой «Отражение» сделаны новые витражи по мотивам исторических для торгового помещения на 2-ом этаже здания, где располагается магазин «Подписные издания».

Март 2021


Левое окно

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Правое окно

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Витраж начала ХХ в. в Новом Пассаже в С.-Петербурге по адресу Литейный пр., 57. Фото 2021

Текст: Татьяна Княжицкая

Фото: Сергей Васильев

Из книги "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация"