Литейный пр., 57. Витражи
Торговые ряды, арх. Васильев Н. В., 1912-1913
Объект культурного наследия регионального значения (Решение Малого Совета Санкт‑Петербургского горсовета № 327 от 07.09.1993)
В этом здании, известном в Санкт-Петербурге как Новый Пассаж, исторические витражи находятся в двух лестничных окнах. Они выходят на главный фасад и играют важную роль в облике здания. Его низкий протяженный корпус пластически обогащен двумя высокими порталами входов.
Именно здесь сосредоточен декор, элементы которого выполнены из разнообразных материалов. Здесь же, занимая практически всю высоту 2-го этажа, находятся большие витражи. Их художественное решение в общих чертах было задано архитектором еще в проектных чертежах.
Н. В. Васильев уделял большое внимание деталям и сделал множество рисунков для подрядчиков, участвовавших в отделке интерьеров. Известно, что он создавал рисунки оконных рам; на 1-м этаже металлические конструкции окон изготавливала фирма Шульца, на 2-м — Палехова. К сожалению, неизвестно, принимал ли зодчий участие в проектировании витражей.
Остекление в здании, включая витражи, выполнялось Санкт-Петербургским стекольно-промышленным акционерным обществом. В числе его директоров были знаменитые стеклопромышленники — семья Максимилиана и Адольфа Франк. Общество владело не только стекольными заводами, но и мастерскими, в том числе витражной, ранее работавшей под вывеской торгового дома «М. Франк и К°». Таким образом, эти витражи были созданы крупнейшей и одной из самых известных витражных мастерских в России того времени. Они были установлены в оконные проемы к концу августа 1912 г., когда все остальные отделочные работы уже завершились. Задержка в остеклении постройки на срок в 101 день обошлась Санкт-Петербургскому стекольно-промышленному акционерному обществу в 5380 рублей, которые были выплачены в качестве неустойки.
В отличие от большинства петербургских витражей, которые смонтированы во внутренних рамах, здесь они находятся снаружи — во внешних рамах. Это может быть объяснено желанием архитектора вывести орнаментальную композицию из стекла и металла на фасадную часть постройки, в порталы, в оформлении которых сосредоточены пластические и декоративные акценты.
А. Л. Пунин писал, что архитектурное решение этого здания подкупает свежестью, новизной и своеобразным сочетанием монументальности и благородной простоты.
Эти же черты мы видим в витражах. Скромные геометризованные фигуры из стекла и латунного профиля не выглядят в этих стенах наследием модерна, скорее — предвестниками ар-деко. Новшества таятся в мелочах: рисунок в окне не замкнут обрамлением в статичную композицию, он возникает из ниоткуда и уходит в никуда, словно единое полотно, нарезанное ножницами творца; орнаментальная цепочка из геометризованных фигур уже не выглядит стилизацией растительных мотивов, в них заметна тенденция к технократии, намек на машинное производство и детали механизмов; узорные дорожки в центре витражного полотна усиливают ощущение динамичного движения снизу вверх, ось симметрии не акцентируется особенно яркими и крупными мотивами, как это было в большинстве витражей эпохи модерна.
Автор этих витражей пошел дальше зодчих Ф. И. Лидваля и А. Л. Лишневского, для построек которых характерны бесцветные витражи с желтыми, словно золотыми, акцентами классицистического характера. Он окончательно лишил оконное заполнение цвета для того, чтобы предельно выявить красоту графики и подчеркнуть ее нюансами светового потока, в сочетании с разнофактурными стеклами.
По архивным документам известно, что витражи были собраны из волнистого (рифленого) и прессованного (фактурного) стекла. Они и сегодня присутствуют в витражах.
Фактурное стекло использовано нескольких видов: «Granit», «Ondoyant» и «сено». На средокрестиях в центральном поле окна и в деталях в кайме имеется большое число эрклезов — их глыбки с неровными краями напоминают горный хрусталь и вносят неожиданные искрящиеся акценты в витражное полотно, словно сотканное из света.
К 1989 г. в правом витраже отсутствовала вся центральная часть, левый сохранился с небольшими выбоинами. С тех пор витражи были отреставрированы с воссозданием утрат.
В 2020 г. в петербургской мастерской Елены Панкратовой «Отражение» для торгового помещения на 2-м этаже здания сделаны новые витражи по мотивам оригинальных.
Март 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Левое окно
Правое окно
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев