Лиговский пр., 62 лит. А. Витражи
Особняк Ф. К. Сан-Галли, арх. Рахау К. К., 1869-1872
Объект культурного наследия регионального значения (Постановление Администрации Санкт‑Петербурга № 109-ра от 27.01.2003)
В парадном помещении на первом этаже — бывшей столовой — в окнах второго света находятся три витража, созданные в мастерской русско-финского художника В. Д. Сверчкова в Шляйсхайме близ Мюнхена в 1870-е гг. Атрибуцию подтверждают документальные материалы и натурная надпись на стеклах.
Из интерьера видна обратная сторона витражей, поэтому надписи на них читаются зеркально. С лицевой стороны, которая обращена в холл 2-го этажа, проемы зашиты непрозрачным материалом. За витражами сделано искусственное освещение, недостаточное для презентации их необыкновенной красоты.
Три витража иллюстрируют сказки братьев Гримм. Их названия написаны на картушах в нижней части каждого окна: «Sieben Raben» («Семь воронов»), «Dоrnenröschen» («Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»).
На витраже «Белоснежка» находится надпись «Carton von Rud.Seitz»: так обозначено имя автора картонов, это — Rudolf von Seitz. Рудольф фон Зайтц (1842–1910) — талантливый немецкий художник, пробовавший себя в исторической живописи прикладном и монументальном искусстве, друг В.Д. Сверчкова. В витражах для петербургского особняка он творчески переработал композиции известного мастера немецкого романтизма Морица фон Швинда (1804–1871), известного своими иллюстрациями к сказкам, легендам и сагам. Нежные романтические образы Швинда приобрели под рукой Зайтца чувственную красоту, энергичность и экспрессию. Художник создал на стеклянных полотнах волшебный мир, в котором сказочные персонажи без слов рассказывают зрителю свои истории.
Чувственный образ златовласой красавицы — сестры братьев-воронов — напоминает об идеале женской красоты эпохи барокко. Маленькие гномы полны брутальной силы. Романтический принц, обнаруживший среди зарослей шиповника Спящую красавицу, очарован ее красотой. Внимание к деталям, тщательная их прорисовка, применение золотой протравы и цветной росписи создают впечатление роскоши.
Персонажи на витражах заняты своими чувствами и переживаниями. Их взоры направлены друг на друга, контакта со зрителем нет. Волшебный мир обособлен, замкнут, самодостаточен. Немногочисленные детали — золотой кубок и серебряный ларец в руках гномов, чудесные цветы вокруг Спящей красавицы, удачно переданная фактура драгоценных предметов — формируют минимальный, но чрезвычайно эффектный предметный мир. Звучные цвета, неожиданные световые эффекты, многообразие приемов создания изображения возбуждают эмоции зрителей: обещают счастливую развязку и дарят радостное настроение ожидания чуда.
В этих работах использованы цветные и бесцветные стекла с росписью, применена серебряная протрава и ручная гравировка в сочетании со свинцово-паечной техникой сборки. Витражи были изготовлены не ранее 1873-го и не позднее 1876 г. В 2007 г. отреставрированы художником-витражистом Е. Ю. Ивановым.
Эти три витража занимают достойное место среди лучших творений В.Д. Сверчкова и являются одними из самых эффектных в корпусе сохранившихся петербургских витражей.
Для этого особняка было спроектировано и, возможно, исполнено в материале еще как минимум одно витражное окно — «Gestiefelte Kater» («Кот в сапогах»)». В библиотеке Государственного Эрмитажа имеется фотография его картона авторства немецкого художника Рудольфа фон Зайтца.
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Общий вид на стену с витражами
Витраж "Белоснежка и семь гномов"
Витражи "Семь воронов" и "Спящая красавица"
Витраж "Спящая красавица"
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев