Лиговский пр., 62 лит. А. Витражи
Особняк Ф. К. Сан-Галли, арх. Рахау К. К., 1869-1872
Объект культурного наследия регионального значения (Постановление Администрации Санкт‑Петербурга № 109-ра от 27.01.2003)
В парадном помещении на первом этаже – бывшей столовой – в окнах второго света находится три витража, созданные в мастерской русско-финского художника В. Д. Сверчкова в Шляйсхайме близ Мюнхена в 1870-е гг.
Атрибуцию подтверждают документальные материалы и натурная подпись на стеклах.
На момент фотофиксации витражи установлены во внутренние окна верхнего света в Столовой, откуда их можно увидеть. Из Столовой видна обратная сторона витражей, поэтому надписи на них читаются зеркально. С лицевой стороны, которая обращена в холл 2-ого этажа – они зашиты непрозрачным материалом. За витражами сделано искусственное освещение, недостаточное для презентации их необыкновенной красоты.
Три витража иллюстрируют сказки братьев Гримм. Их названия написаны на картушах в нижней части каждого окна: «Sieben Raben» («Семь воронов»), «Dоrnenröschen» («Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»).
Художник создает на стеклянных полотнах волшебный мир, где эффектные образы сказочных персонажей без слов сообщают зрителю свои истории. Чувственный образ златовласой красавицы – сестры братьев-воронов напоминает об идеале женской красоты эпохи барокко. Маленькие гномы полны брутальной силы. Романтический принц, обнаруживший среди зарослей шиповника Спящую Красавицу, очарован ее красотой. Внимание к деталям, тщательная их прорисовка в картоне и любовная отделка в материале создают впечатление роскоши.
Персонажи на витражах заняты своими сказочными чувствами и переживаниями. Их взоры направлены друг на друга, контакта со зрителем нет. Волшебный мир обособлен, замкнут, самодостаточен. Немногочисленные детали: золотой кубок и серебряный ларец в руках гномов, чудесные цветы вокруг Спящей Красавицы, удачно переданная фактура драгоценных предметов формируют минимальный, но чрезвычайно эффектный предметный мир. Красота молодости, мажорные колористические сочетания обещают счастливую развязку и создают радостное настроение ожидания чуда. Звучные цвета, неожиданные световые эффекты, многообразие приемов создания изображения возбуждают эмоции зрителей.
В этих работах использованы цветные и бесцветные стекла с росписью, применением серебряной протравы и ручной гравировки в сочетании со свинцово-паечной техникой сборки. Витражи были изготовлены не ранее 1873-го и не позже 1876 года. В 2007 году отреставрированы художником-витражистом Е. Ю. Ивановым [1].
Эти три витража находятся, несомненно, среди лучших творений В. Д. Сверчкова и среди самых эффектных – в корпусе сохранившихся петербургских витражей.
Для этого особняка было спроектировано и, возможно, исполнено в материале еще как минимум одно витражное окно – «Gestiefelte Kater» («Кот в сапогах»)». В Библиотеке Государственного Эрмитажа сохранилась фотография его картона авторства Рудольфа фон Зайтца [2].
[1] См. подробное описание и атрибуцию этих витражей в статье: Т. В. Княжицкая, Е. Ю. Иванов. Стеклянные картины по сказкам братьев Гримм. / «Наше наследие», выпуск 89, М., 2009.
[2] Библиотека ГЭ, № Шт15713, Л. 8.
Общий вид на стену с витражами
Витраж "Белоснежка и семь гномов"
Витражи "Семь воронов" и "Спящая красавица"
Витраж "Спящая красавица"
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев