Коломенская ул., 13. Витражи
Дом Н. И. Дыренкова, техн. Богуский (Богусский) Л. В., 1912
Выявленный объект культурного наследия (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001)
В объеме двух лестниц — лицевого корпуса и дворового флигеля — сохранился комплекс витражей с одинаковым неоклассицистическим рисунком в виде венков с гирляндами. Учтено девять витражей в двух парадных, а также фацетное декоративное остекление во входной группе лицевого корпуса.
Оформление наружных дверей парадной со стороны Коломенской улицы включает оригинальную фрамугу начала ХХ в. с мелкой геометрической расстекловкой и заполнением фацетными стеклами. В центральной секции расстекловка в виде горизонтального ромба. Оригинальное полотно двери утрачено.
На парадной лестнице лицевого корпуса витражи находятся во фрамугах трех окон на промежуточных площадках 2–3-го, 3–4-го и 5–6-го этажей. На верхнем этаже окно увеличенной, по сравнению с прочими, высоты, поэтому пропорции витража во фрамуге иные.
Для витражей на всех этажах использован один и тот же ассортимент стекол: зеленые «Pattern B» для венка, бесцветные с фактурой, название которой не определено, желтое «Granit» в цветках, расположенных в точках подвеса, лиловые кабошоны, кафедральные желтые, лиловые, оранжевые, красные, голубые разных оттенков, рифленое бесцветное в фоновом заполнении.
В центральной парадной первого флигеля витражи с таким же рисунком сохранились во фрамугах всех окон (их шесть) на промежуточных площадках лестничного объема. Изображение на витражах полностью повторяет образцы в лицевом корпусе, имеются незначительные отличия в использованных стеклах: венок выполнен из зеленых стекол «Muranese», вдоль края рамы проходит полоса из желтого стекла «Pattern F».
На стеклах въевшиеся загрязнения, немногочисленные трещины.
По фотографии из архива КГИОП 1991 г. известно, что рисунок витража продолжался в створках окон в виде свисающих ленточных концов. Стилизованный лавровый венок с гирляндами — характерное изображение для петербургских витражей 1910-х гг. Однако в этом доме популярный мотив представлен в максимально лаконичной, предельно геометризованной трактовке.
Венок — идеальный круг над голубыми лентами, прикрепленными в трех точках подвеса, — квадраты и линии в рисунке — все это не только напоминает расшитые ламбрекены в петербургских квартирах, но и демонстрирует все большую рациональность, уход от неоклассицизма в сторону стиля, который в полную силу заявит о себе в Европе в 1925 г. — ар-деко. В петербургском исполнении этот стилистический переход получил название протоарт-деко.
Декабрь 2020
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Лицевой корпус
Дверь с оригинальной фрамугой
Вид изнутри
Площадка 2-3-го этажа, окно с витражом
Окно с витражом на 3-4-ом этаже
Витраж на площадке 5-6-го этажа
Это же окно - фото В. А. Григорьева из архива КГИОП 1991 г.
Первый дворовый флигель
Окно с витражом на площадке 1-2-го этажа
Окно с витражом на площадке 2-3-го этажа
Окно на площадке 3-4-го этажа
Окно с витражом на площадке 4-5-го этажа
Окно с витражом на 5-6-ом этаже
Окно с витражом на 6-7-ом этаже
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев