Кирилловская ул., 4. Витражи
Особняк Н. Н. Башкирова (В. А. Тряничева), арх. Гевирц Я. Г., 1905-1906
Объект культурного наследия регионального значения (Решение Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета № 327 от 07.09.1993)
В здании сохранился великолепный комплекс витражей начала ХХ века. Учтено девять предметов: в том числе три витража в окнах, пять дверей и встроенный шкаф с витражным остеклением в гостиной.
На промежуточной площадке главной лестницы в окне 1-2-ого этажа находится большой свинцово-паечный витраж в металлической фигурной раме. Это – редкое по сохранности и художественной ценности произведение витражного искусства начала ХХ в. Работа подписная, в левом углу находится надпись краской «М.Франкъ и К°». Витражное полотно утрачено в двух нижних секциях: в нижней правой и в центральной.
В узорном обрамлении из бесцветных стекол, как большая драгоценность, выделяется медальон с изображением пейзажа: среди разноцветной зелени каменистая терраса ведет к высокому замку. У берега качается парусник на стеклянной воде, его очертания повторяются в искусственном отражении. На дальнем плане – сиреневые холмы и небо, расчерченное облаками. Эта идиллическая картина дышит умиротворением и гармонией и как нельзя лучше подходит для частного жилища. Среди стекол, из которых сделан витраж, преобладают опалесцентные: зеленые, красные, голубые, лиловые и желто-коричневые. Фигурное обрамление вокруг медальона выполнено из бесцветных стекол: кафедральных и с фактурой «Ondoyant» и «Pattern B». Детали акцентированы желтыми стеклами, напоминающими золото: с фактурой "Pattern F", рюмочными плитками и кабошонами.
В помещении бывшей гостиной справа от лестницы витражное остекление присутствует в окнах, дверях и встроенной мебели. Именно на контрасте темного дерева и больших остекленных поверхностей строится эффект оформления этого зала. В двух окнах, выходящих во двор, парные витражи находятся во фрамугах. При одинаковом композиционном решении они различаются изображениями в круглых медальонах. Готическая трехлопастная арка со скругленными, утратившими остроту контурами, соответствует изгибам цветов в стиле модерн в верхних углах окон. В правом окне в центральном медальоне изображен рыцарский шлем, в левом – восьмилепестковый цветок-розетка. В стекольном наборе присутствуют опалесцентные красные и желтые стекла, бесцветные с поверхностью «Мороз» в качестве фона за медальонами, кафедральные – голубые, бесцветные, зеленые. Несколько стекол утрачены.
Встроенный шкаф темного дерева имеет четыре остекленные плоскости: две дверки и две торцевые стенки в верхней части закрыты витражным полотном на латунной протяжке. Геометрическое заполнение выполнено из прямоугольных стекол «Мороз» со скошенными углами и ромбов на средокрестиях из голубого стекла «Muranese».
Витражи с таким же рисунком составляют заполнение филенок трех дверей, ведущих из этого помещения в залы и в коридор. Двери двустворчатые, с глухими нижними и двумя витражными филенками.
Дверь из гостиной в кухонное помещение – одностворчатая, с глухой нижней частью и остекленная матовыми стеклами с фацетом в верхней части.
Дверь с лестницы в коридор на 2-ом этаже двустворчатая, с нижней глухой и двумя светлыми верхними филенками: в них установлены фацетные стекла на латунном профиле. Дверь в стиле неоклассицизм, с резными накладными деталями, местами утраченными.
Во всех дверях местами имеются замены подлинного стекла оконным.
Комплекс витражного остекления в этом здании демонстрирует диапазон возможностей витражного искусства начала ХХ века для оформления интерьеров, и их эффектное применение архитектором Я. Г. Гевирцем.
На момент фотофиксации здание не эксплуатировалось.
Октябрь 2020
Витраж на лестничной площадке 1-2-го этажа
Подпись мастерской "М.Франк и К" на витраже
Парные витражи в гостиной
Левое окно с витражом
Правое окно с витражом
Встроенный шкаф в гостиной
Двери с витражными филенками
Из гостиной в музыкальный зал
Дверь из гостиной в расписной зал
Дверь из гостиной в коридор
Дверь в кухню
Дверь с витражами с лестничной площадки 2-го этажа в коридор
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев