Казанская ул., 33 / Антоненко пер., 5. Декоративное остекление
Доходный дом, арх. Шевелев А. А., 1903
На лестнице лицевого корпуса по Казанской улице находится 7 окон с оригинальными декоративными стеклами, а также редкий образец остекления имитационного характера.
На каждой площадке по два окна по сторонам от лифта. Рамы в них двойные, одностворчатые деревянные. И во внешних, и во внутренних местами сохранились желтые гладкие стекла.
На площадке 1-2-го этажа цветные стекла сохранились в двух верхних секциях внутренней рамы левого окна. Здесь же – центральная деталь от раздвижного шпингалета: коробка и висящая ручка в виде завитка, все – под толстым слоем масляной краски.
На площадке 2-3-го этажа – также два стекла в наружной раме правого окна; на 3-4-этаже два стекла вверху внешней рамы левого окна, в правом окне сохранилось три стекла – два вверху и одно внизу, также во внешней раме. На площадке 4-5-го этажа окна одностворчатые с глухой фрамугой, в них сохранилось одинаковое число стекол: во внешних рамах по четыре, во внутренних по два.
На 5-6-м этаже находится одно окно с декоративным остеклением. Оно имеет увеличенный размер по высоте створной части и глухую фрамугу. Остекление этого окна уникально и не имеет аналогов в Петербурге. Технику его создания трудно установить без детального обследования с близкого расстояния, поэтому она описана предположительно.
Декоративные стекла установлены во внешней раме. Возможно, это обеспечило сохранность узорчатых стекол, и, одновременно, способствовало выцветанию нанесенного изображения.
Фрамужная часть заполнена полностью: в центре желтое стекло с одноцветным, возможно, потерявшим свои первоначальные краски, рисунком букета из мелких цветов в вазе. Вокруг него орнамент геометрического типа из неровно нарезанных стекол разных цветов: желтых оранжевых, красных и голубых ромбов и прямоугольников, наложенных на стекло-основу. По сторонам на двух полосах бесцветного стекла нанесен мелкий гротесковый орнамент. Возможно, орнамент был напечатан на бумажном или ином носителе и перенесен на стекло методом декалькомании или другим.
Ниже фрамуги две секции с оранжевым стеклом, еще ниже – две секции с бесцветным и желтым стеклом с бледными следами орнамента. В центральной части по бокам два синих стекла ограничивают по бокам цельное стекло с симметричным изображением двух обнаженных фигур, ссыпающих виноградные гроздья из корзин на голове в большую чашу. По бокам от них расположены решетчатые опоры с вьющимися виноградными лозами. Этот сюжет на тему виноделия размещен на основании, поддерживаемом завитками аканта. По бокам – две белых птицы, похожих на аистов. В нижней части рамы – два бесцветных стекла с мелкими квадратами из стекол разных цветов. Внизу у рамы – два желтых стекла с неровно вырезанными маленькими прямоугольниками зеленого стекла в центре.
Такое декоративное остекление относится к типу имитаций живописных витражей, и выглядит как поделка начала ХХ века. Этот уникальный экземпляр создан, вероятно, вне круга профессиональных работ в области художественного стеклоделия и тем интереснее сегодня, более чем через 100 лет, так как демонстрирует ушедшую сферу бытовой культуры той эпохи.
Июль 2020
Окно на площадке 1-2-го этажа
Левое окно 2-3-го этажа
Правое окно 2-3-го этажа
Левое окно 3-4-го этажа
Правое окно 3-4-го этажа
Площадка 4-5-го этажа
Левое окно 4-5-го этажа
Правое окно 4-5-го этажа
Окно 5-6-го этажа
Текст Татьяны Княжицкой
Фото Сергея Васильева
Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2021»