Каменноостровский пр., 31-33 / ул. Льва Толстого, 1-3. Витражи
Дом В.М. Корзинина, арх. Мульханов П.М., 1903-1904
Объект культурного наследия регионального значения
Свинцово-паечные витражи растительного и абстрактного характера сохранились в двух парадных лицевого корпуса по ул. Льва Толстого, расположены в четырех окнах на лестницах.
В левой парадной они находятся на промежуточной площадке 4-5-го этажа: в глухой фрамуге и в двух боковых секциях под ней. Рисунок растительного характера образован изогнутыми линиями в стиле модерн с включением овальных ягод и фигурных элементов из сине-зеленого опалесцентного стекла. Витраж сдержан по колориту, применены кафедральные стекла очень светлых цветов: розового, голубого, бледно-желтого и бесцветного. Ленты, изящно вплетенные в рисунок, выполнены из бесцветного стекла с фактурой «Pattern B».
В правой парадной витражи сохранились в трех окнах.
Витраж на площадке 1-2-го этажа с изображением разноцветных цветов лилий и узких длинных листьев на бесцветном фоне с нерегулярным геометрическим орнаментом. Витражное полотно сохранилось в глухой фрамуге и в правой секции под ней. Изображение собрано из фактурного желтого, красного и опалесцентного голубого стекла в цветах и бутонах, зеленое кафедральное стекло использовано для листьев, бесцветное кафедральное в фоне и бесцветное стекло с фактурой «Muranese» вокруг растительного рисунка. Имеются трещины, выбоины в поле витража. Опорная подложка расположена со стороны интерьера, разбита, есть висящие осколки.
Витраж на площадке 2-3-го этажа с абстрактным узором, характерным для стиля модерн, из переплетающихся лент и групп красных кругов разных размеров. Применено желтое кафедральное стекло двух оттенков, бесцветное кафедральное для фона, светло-зеленое с фактурой «Muranese» и опалесцентные красные и оранжевые стекла в круглых элементах. На стеклах заметны засохшие потеки краски от небрежной окраски рам, правая секция имеет многочисленные трещины.
Витраж на 4-5-м этаже по рисунку был идентичен окну в левой парадной. Сохранились фрагменты в боковых распашных створках, в левой — одна верхняя секция, в правой — две. Рисунок в створках является продолжением мотива буквы «омега», в нижней части он завершается несколькими овальными ягодами из синего фактурного опалесцентного стекла. Использованы те же типы стекол, что в аналогичном витраже в левой парадной.
Местами на окнах сохранилась историческая фурнитура: ручки, петли, задвижки.
По фотографиям из архива К. К. Севастьянова и Т. В. Княжицкой, а также из описания в книге Е. Ю. Иванова известно, что витражи в этом доме представляли собой уникальный ансамбль произведений декоративного искусства, выполненный в стиле модерн. Восемь витражей с растительным и абстрактным рисунком располагались в одной и той же последовательности на обеих парадных лестницах. В 1990-е все фрамуги еще были заполнены цветным стеклом. На 2020 год утраты витражного остекления в этом доме составляют около 70 %.
Январь 2020 г.
Левая парадная
Витраж на площадке 4-5 этажа
Правая парадная
Витраж на площадке 1-2 этажа
Витраж на площадке 2-3 этажа
Фрагменты витража на площадке 4-5 этажа
Исторические фото и утраты
Фотографии из архива Т.В. Княжицкой, 1992 г.
Окно на площадке 2-3 этажа в правой парадной. Сохранилось без изменений
Витраж в правой парадной на площадке 4-5 этажа. Сохранился без изменений
Витраж в левой парадной на площадке 4-5 этажа. Сохранился без изменений
Витраж в левой парадной на площадке 1-2 этажа. Утрачен полностью
Окно 1-2 этажа в правой парадной. Элемент витража в правой боковой секции под фрамугой ныне утрачен
Фото из архива К. Севастьянова, 1990-х гг. Витраж на площадке 3-4 этажа. Утрачен
Фотографии волонтеров проекта «Витражи С.-Петербурга: инвентаризация 2019-2020 г.
Фото 1990-х из архива К.К. Севастьянова и Т.В. Княжицкой
Текст: Наталья Басс, Татьяна Княжицкая