Инженерная ул., 4 а. Декоративное остекление потолка

Корпус Этнографического отдела Русского музея (Этнографический музей), арх. Свиньин В. Ф., 1900-1914

Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

Перекрытие над Мраморным залом, до революции носившим название Памятного, представляет собой сложную инженерную конструкцию с тремя слоями остекления[1]. Внешний – уличной слой остекления – выполнен виде двускатного фонаря. Конструкция среднего света и нижний световой потолок составляют единое целое, опорами которому служат стены зала. Нижний слой – плафон из стеклянных плиток с рельефным изображением – украшен бронзовым декором тяг и поддерживается бронзовой падугой. Нижний ярус потолка состоит из металлических ферм и уложенных в ячейки металлических рам стеклянных плиток.

Оформление зала должно было демонстрировать величие Российской империи, поэтому в декоративных деталях многократно применена Государственная символика. Так, в остеклении потолка 24 раза повторяется государственный герб: двуглавый орел, окруженный Андреевской лентой, в обрамлении дубовых ветвей с желудями. Каждый герб состоит из 16-ти плиток размером 42,5 х 42,5 кв. см. Каждый раппорт орнамента, включая обрамление из дубовых ветвей, сложен из 64 стеклянных плиток. Всего их в плафоне – 1536 штук.

Расчет прочности тяг и металлических ферм нижнего света сделал гражд. инж. П. И. Дмитриев. Каркас перекрытия выполнил С.-Петербургский металлический завод.

Падугу по периметру потолка и решетки плафона с декоративными деталями выполнило "Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П. Хлебникова сыновья и К°" в Москве. Это же производство получило заказ на стеклянные плитки стоимостью в 25 000 рублей. Формы для них изготовила первая С.-Петербургская артель лепщиков.

Интересен процесс поиска художественного решения для стеклянного потолка, который привел к осуществленному варианту. Первоначально архитектор хотел расписать стеклянный плафон. Пробный мотив площадью почти в 250 кв. м. в июне 1912 года выполнил художник Блинов. Результат не удовлетворил архитектора, и В. Ф. Свиньин решил сделать потолок хрустальным с рельефным изображением.

Пробный образец из семи стекол в июне 1913 года исполнило «Товарищество Хлебникова, сыновья и К°". Часть Строительной комиссии сомневалась в применении такого новаторского варианта остекления. Председатель комиссии М. П. Боткин выступал за традиционный способ – остекления матовыми стеклами. В. Ф. Свиньин отстаивал свое экспериментальное решение. Чтобы разрешить разногласие были приглашены профессора Императорской Академии художеств – Л. Н. Бенуа, Г. И. Котов и М. Т. Преображенский. Они высказались в пользу проекта Свиньина. В мае 1914 все работы по плафону зала были завершены.

Во время Великой Отечественной войны было утрачено более 40 % хрустального потолка. В результате реставрационных работ, закончившихся в 1958 году, утраты были заменены обычным стеклом с пескоструйной обработкой.

В 2009-2011 гг. перекрытие Мраморного зала было полностью восстановлено фирмой ООО «Возрождение Петербурга». Более 600 стеклянных плиток были сделаны в мастерской художника-витражиста А. И. Яковлева по разработанной им технологии. Из гипса изготавливались формы, в которых методом моллирования изготовлены новые плитки для потолка. Автор методики придерживался основного принципа реставрации: воссозданные элементы отличаются от подлинных.

Этот световой потолок – уникальный пример в петербургской архитектуре: возможно, первые в истории русского зодчества, в световом потолочном проеме использовано не плоское, а рельефное стекло.

Для подобных целей традиционно использовалось матовое травленое стекло. Часто оно декорировалось орнаментальными узорами (потолок Мариинского дворца). Другой распространенный способ – остекление световых конструкций витражным полотном (потолок в ресторане гостиницы «Европейская», стеклянный свод в музее академии им. А. Л. Штиглица, витражный купол в здании Русского для внешней торговли банка). Иногда потолочные конструкции покрывали стеклом марблит – с проволочным каркасом (зимний сад в гостинице «Астория») или фактурным стеклом с ковровым узором на поверхности (Здание Второго общества взаимного кредита). В Мраморном зале, выдержанном в стиле неоклассицизма, все детали оформления подчинены стилевому и тематическому единству. Элементы Государственной символики, рельефно выделяющиеся на стеклянных плитках потолка, соответствовали этому решению как нельзя лучше.

В этом эксперименте можно усмотреть отход от традиции остекления плоским стеклом, появление в архитектурном стекле, ранее «привязанном» к плоскости окна или потолка третьего изменения – глубины. Обретение архитектурным стеклом объема в начале ХХ века, когда появились стеклоблоки Фальконье, призмы «Люксфер», – свидетельствует об изменении отношения архитекторов к светопрозрачным конструкциям, расширению диапазона инженерных и художественных решений. В середине XX века это приведет не только к выходу архитектурного остекления за плоскость, но к полному отрыву от нее, к превращению произведения архитектурного стеклоделия в трехмерный объект.

Март 2021


[1] Информация приводится по: В. А. Черненко, П. Г. Щедрин, А. И. Яковлев. Реставрация Мраморного зала Российского Этнографического музея.


Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Вид на нижний стеклянный потолок сверху.

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Вид на верхний ярус световой конструкции

Стеклянный плафон начала ХХ в. в здании Этнографического музея в Петербурге. Инженерная ул., 4 а. Фото 2021

Текст: Татьяна Княжицкая

Фото: Сергей Васильев, Елизавета Чаглик

Проект "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация"