Инженерная ул., 4 а. Декоративное остекление потолка
Корпус Этнографического отдела Русского музея (Этнографический музей), арх. Свиньин В. Ф., 1900-1914
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
Перекрытие над Мраморным залом, до революции носившим название Памятный, представляет собой сложную инженерную конструкцию с тремя слоями остекления. Внешний (уличный) слой выполнен в виде двускатного фонаря. Конструкция среднего света и нижний световой потолок составляют единое целое, опорами которому служат стены зала. Нижний слой — плафон из стеклянных плиток с рельефным изображением — украшен бронзовым декором тяг и поддерживается бронзовой паддугой. Плафон состоит из металлических ферм и уложенных в ячейки металлических рам стеклянных плиток.
Оформление зала должно было демонстрировать величие Российской империи, поэтому в декоративных деталях многократно использована государственная символика. Так, в остеклении потолка 24 раза повторяется государственный герб: двуглавый орел, окруженный Андреевской лентой, в обрамлении дубовых ветвей с желудями. Каждый герб сложен из 16 плиток размером 42,5×42,5 кв. см. Каждый раппорт орнамента, включая обрамление из дубовых ветвей, содержит 64 стеклянные плитки. Всего в плафоне 1536 плиток.
Расчет прочности тяг и металлических ферм нижнего света сделал гражданский инженер П. И. Дмитриев. Каркас перекрытия выполнил Санкт-Петербургский металлический завод.
Паддугу по периметру потолка и решетки плафона с декоративными деталями изготовило «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И. П. Хлебникова сыновья и К°» в Москве. Это же производство получило заказ на стеклянные плитки стоимостью в 25 000 рублей. Формы для них изготовила первая Санкт-Петербургская артель лепщиков.
Интересен процесс поиска художественного решения для стеклянного потолка. Первоначально архитектор хотел расписать стеклянный плафон. Пробный мотив площадью почти в 250 кв. м в июне 1912 г. выполнил художник Блинов. Результат не удовлетворил архитектора, и В. Ф. Свиньин решил сделать потолок хрустальным с рельефным изображением.
Пробный образец из семи стекол в июне 1913 г. исполнило «Товарищество Хлебникова, сыновья и К°». Некоторые представители Строительной комиссии сомневались в новаторском варианте остекления. Председатель комиссии М. П. Боткин выступал за традиционный способ — остекление матовыми стеклами. В. Ф. Свиньин отстаивал свое экспериментальное решение. Чтобы разрешить разногласие, были приглашены профессора Императорской Академии художеств Л. Н. Бенуа, Г. И. Котов и М. Т. Преображенский. Они высказались в пользу проекта Свиньина. В мае 1914 г. все работы по плафону зала были завершены.
Во время Великой Отечественной войны было утрачено более 40% хрустального потолка. В результате реставрационных работ, закончившихся в 1958 г., утраты были заменены обычным стеклом с пескоструйной обработкой.
В 2009–2011 гг. перекрытие Мраморного зала было полностью восстановлено фирмой ООО «Возрождение Петербурга». Более 600 стеклянных плиток изготовили в мастерской художника-витражиста А. И. Яковлева по разработанной им технологии: из гипса изготавливались формы, в которых методом моллирования сделаны новые плитки для потолка. Автор методики придерживался основного принципа реставрации: воссозданные элементы отличаются от подлинных.
Этот световой потолок — уникальный пример в петербургской архитектуре: возможно, впервые в истории русского зодчества в световом потолочном проеме использовано не плоское, а рельефное стекло.
Для подобных целей традиционно применяли матовое стекло. Часто оно декорировалось орнаментальными узорами (как на потолке Мариинского дворца). Другой распространенный способ — остекление световых конструкций витражным полотном (ср. потолок в ресторане гостиницы «Европейская», стеклянный свод в музее Академии им. А. Л. Штиглица, витражный купол в здании Русского для внешней торговли банка). Иногда потолочные конструкции покрывали стеклом Монье с проволочным каркасом (как в зимнем саду в гостинице «Астория») или фактурным стеклом (как в здании Второго общества взаимного кредита). В Мраморном зале, выдержанном в стиле неоклассицизма, все детали оформления подчинены стилевому и тематическому единству. Элементы государственной символики, рельефно выделяющиеся на стеклянных плитках потолка, соответствовали этому решению как нельзя лучше.
В этом эксперименте можно усмотреть отход от традиции остекления плоским стеклом, появление в архитектурном стекле, ранее «привязанном» к плоскости окна или потолка, третьего изменения — глубины. Обретение архитектурным стеклом объема в начале ХХ в., когда появились стеклянные кирпичи Фальконье, призмы Люксфер, свидетельствует об изменении отношения архитекторов к светопрозрачным конструкциям, расширении диапазона инженерных и художественных решений. В середине XX в. это приведет не только к выходу архитектурного остекления за плоскость, но к полному отрыву от нее, к превращению произведения архитектурного стеклоделия в трехмерный объект.
Март 2021
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Вид на нижний стеклянный потолок сверху.
Вид на верхний ярус световой конструкции
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Елизавета Чаглик