Витражи Петроградского района: страницы истории
Петроградский район — административная единица С.-Петербурга. Он расположен на островах в северной и северо-западной части дельты р. Невы. Исторически эта территория называлась Петербургской, а с 1914 года — Петроградской стороной. Петроградка — так говорят современные петербуржцы.
Эта территория — сердцевина нашего города, вокруг которой год за годом нарастало архитектурно-пространственное тело Петербурга. Именно здесь, на Березовом (ныне Заячьем) острове была заложена Петропавловская крепость, а неподалеку построен первое жилище для царя — летний деревянный Домик Петра I.
Только с середины XIX столетия на Петербургской стороне начали строить каменные жилые здания, а в последней четверти века пришло время многоквартирных доходных домов. Благодаря появлению Троицкого моста, эта часть города перестала быть отделённой от материкового массива. Каменноостровский и Большой проспекты стали важными транспортными магистралями. Это во многом определило архитектурную картину Петроградской стороны: на подорожавшей земле к строительству привлекали лучших зодчих города. Они возвели здесь здания, которые до сих пор остаются эталонами стиля, вкуса, архитектурных и градостроительных достоинств.
За фасадами особняков, доходных домов, общественных учреждений, построенных в конце XIX – начале ХХ века, скрываются интересные интерьеры, оборудованные при своем появлении с учетом передовых достижений техники, отделанные в соответствии с художественной модой эпохи, наполненные замечательными произведениями искусства и предметами быта, которые вызывают у нас, людей XXI века, чувство истинного эстетического наслаждения.
К таким элементам отделки относится плоское архитектурное стекло, которое использовали в окнах, дверных филенках, световых потолках, в мебели, лампах, и даже для облицовки стен. Стекла с фацетной гранью, с травлеными и расписными узорами, опалесцентные, цветные, фактурные и собранные в мозаичные панели на свинцовый или латунный профиль, были так же привычны для горожан в начале ХХ века, как лепной карниз на потолке, двери с резьбой или кованые перила лестничных ограждений. Витражи в начале ХХ века перестали быть дорогой редкостью, диковинкой, которую пятидесятилетием ранее можно было встретить только в кабинетах и библиотеках дворцов и особняков. Благодаря успехам стекольной промышленности листовое стекло стали производить в больших объемах и отличного качества, вырос ассортимент декоративных стекол. Появилось множество шлифовальных, зеркальных, художественных и отделочных мастерских, изделия из архитектурного стекла стали изготавливать массово, и витражи, как самые заметные из них, вышли на свет общественного внимания, потеряв эксклюзивность единичного исполнения.
Это повлекло за собой множество разных следствий, главное из которых заключается в том, что стекло было признано отделочным материалом, удобным, дешевым, эстетически привлекательным. Началось его массовое использование: за два дореволюционных десятилетия созданы сотни витражей, тысячи фацетных и травленых стекол для филенок дверей и мебели, световые потолки и осветительные приборы.
Произошел психологический перелом в общественном сознании. Окно с узором стало привычной деталью в пространстве дома, его уместность определялась функциональным назначением помещения. Доступность исходного материала — стекла, массовая установка витражей на лестницах доходных домов, в ванных комнатах и даже в сортирах, на вокзалах и в отелях, понизили планку ценности витражей в глазах людей начала ХХ века. Идея витража как драгоценного таинственного артефакта, словно переселившегося из средневековых готических храмов в личные библиотеки и кабинеты, где проистекала интеллектуальная жизнь владельцев, была дискредитирована. Из таинственного покрова, скрывающего тайное знание, доступное немногим, витраж превратился в продукт художественной промышленности.
Революция 1917 года повлияла на все стороны жизни людей. Петербургская архитектура оставалась прежней и еще долгое время сохраняла свое материальное наполнение. Постепенно менялись жильцы, домовладельцев сменили домоуправы, изменился психологический климат — невидимый, как воздух, и такой же важный для экологии человеческой жизни. Новые жильцы — рабоче-крестьянского происхождения, приезжие, не видели и не ценили гармонии принявшего их жилого пространства: любоваться буржуазными «излишествами» было не принято, это считалось мещанством и порицалось. Так витражи и другие элементы внутреннего пространства старого фонда города оказались вне фокуса общественного внимания. Самое ценное попадало в музеи, остальное — будто исчезло из поля зрения социума, и, как следствие, стало стремительно исчезать из мира физического. Такими «невидимками» долгое время были и витражи. Только в 1980-е годы они были открыты заново, сперва для мира науки, на волне переоценки стиля модерн и бытовой культуры начала ХХ века. Ко второму десятилетию XXI столетия эта тема получила признание и любовь многих горожан. Прошлое столетней давности освободилось от эмоциональной окраски. Теперь дореволюционные витражи стали просто материальным свидетельством ушедшей эпохи. Это — наше культурное наследие, большое и интересное явление со своими законами жанра, материально-техническими особенностями, этапами истории и такая же страница в русской художественной культуре, как чугунное литье или фарфоровое производство.
На сегодняшний день потери в корпусе петербургских витражей огромны. Невозможно оперировать точными цифрами, ведь нет точки отсчета, чтобы вывести формулу утраченного. Кто считал разноцветные окна в начале ХХ века?! Они были незаметно и естественно вплетены в жизнь эпохи.
Понимание ценности уходящих материальных артефактов сразу после революции было дано немногим. Огромную роль в спасении шедевров витражного искусства сыграли музеи. Так, в Музей истории религии и атеизма были перевезены витражи из упраздненных православных и католических храмов Москвы и Петербурга. Музей истории Петербурга вёл целенаправленную собирательскую работу: наиболее ценные витражи из подъездов жилых домов демонтировались, ныне они находятся в фонде архитектурных деталей. Некоторые из них — прекрасные образцы искусства эпохи эклектики и модерна — участвуют в выставках, их фотографии опубликованы в печатных изданиях. Есть здесь и витражи с Петроградской стороны: из доходных домов по Каменноостровскому пр., 1-3 / Малой Посадской, 5 и по Каменноостровскому пр., 53 / ул. проф. Попова, 22. Витражи из лестничных окон последнего из названных зданий имеются также в собрании Ивангородского музея: здесь хранятся четыре фрамужные рамы с изображением венков из цветного и бесцветного стекла. Это традиционный для петербургского витражного искусства сюжет, он с небольшими вариациями часто встречается в Петербурге.
Из доходного дома К. М. Соколовского (Большой пр. П. С., 79 / Петропавловская ул., 4) происходит уникальный витраж, переданный в 1980-е в музей СПГХПА им. А. Л. Штиглица: в широкой раме из бесцветного фактурного стекла сделана вставка с живописным изображением девушки, собирающей цветы. Это интерпретация картины «Срывайте розы поскорей» английского художника Дж. У. Уотерхауса (1909), которая находится в собрании Odon Wagner Gallery в Торонто.
Конечно, в музейные собрания было невозможно поместить все ценности, что находились в старом фонде города. И многое оказалось утрачено, причем безвозвратно.
Особенно сильно после революции пострадали храмы, внутреннее убранство которых безжалостно уничтожалось, — спасти удалось немногое. В несохранившейся до наших дней деревянной лютеранской церкви Св. Марии (Кронверкская ул., 6 / Сытнинская ул., 11) находилось витражное окно, созданное в 1870-е годы в немецкой мастерской В. Д. Сверчкова. Его изображение не обнаружено. В православных храмах витражи стали появляться, начиная с 1840-х годов. Начало этому процессу было положено установкой в Исаакиевском соборе огромной запрестольной стеклянной картины с изображением Воскресшего Спасителя. На Петроградской стороне заалтарные витражи были в церкви Божией Матери «Всех скорбящих Радости» при приюте для детей-идиотов и эпилептиков на ул. Воскова (б. Белозерская), 1, в церкви Свт. Николая Чудотворца при убежище престарелых сценических деятелей (Петровский пр., 13), в церкви благ. Кн. Александра Невского при II Кадетском корпусе (Ждановская наб., 11–13). Последний из перечисленных витражей ныне находится в собрании НИИМРАХ. Этот образ, созданный в 1899 году по эскизу художника Н. А. Бруни мюнхенской фирмой Ф. К. Цеттлера, был любим в России, и не раз воспроизводился для других храмов. «Родной брат» витража из церкви II Кадетского корпуса находился в Усыпальнице Петропавловского собора в Петропавловской крепости. Он был создан в 1905 году художником Хансом Кузиком в дармштадтской мастерской Х. Мюллера-Хиклера. Во время Великой Отечественной войны окно выбило взрывной волной. Витраж воссоздан в 2006 году в петербургской мастерской А. И. Яковлева. В мастерской Мюллера-Хиклера в 1906 году был создан еще один витраж по тому же эскизу, но с изменениями в деталях, для церкви в Бад-Наухайме (Германия), где он находится и сейчас.
Алтарный витраж начала ХХ века с поясным изображением благословляющего Спасителя находится во Владимирском соборе (ул. Блохина, 26). Автор эскиза и мастерская, выполнившая витраж в материале, не установлены. Возможно, это была рижская мастерская Эрнста Тоде, активно проявившая себя на петербургском рынке в начале ХХ века. К сожалению, нам не удалось обследовать это произведение искусства.
В Петроградском районе находится единственная в городе и самая крупная в европейской части России Соборная мечеть. Этот великолепный памятник архитектуры, построенный в стиле модерн с учетом традиций мусульманской архитектуры, не обошелся без цветных окон. В исламской архитектуре для оконных проемов традиционно используют алебастровые решетки, иногда их закрывают разноцветными стеклами. Этот вид декоративно-прикладного искусства, который называется в странах Востока панджара или шебеке, будучи перенесен на петербургскую почву, был трансформирован с учетом климата и достижений в области строительства начала ХХ века. Фигурные оконные проемы были закрыты фактурным стеклом, с накладными орнаментальными переплетами.
Петроградский район расположен на островах, один из самых крупных среди них — Каменный остров. В 1895 году был утвержден план разбивки острова на участки, предназначенные к сдаче в аренду. В отличие от предыдущего времени, когда участки отводились геометрической нарезкой, форма новых участков определялась характером ландшафта, границами служили аллеи, берега прудов и каналов. Благодаря этому здесь сложился уникальный архитектурно-парковый ансамбль, застроенный особняками по проектам самых известных архитекторов Петербурга. В 1918 году все особняки и дачи были национализированы, и в 1920-м этот зеленый уголок города получил название «острова Трудящихся», так как именно здесь были открыты первые дома отдыха и санатории для рабочих. А в 1980-е эта часть города стала «заповедником резиденций» и остается ею до сих пор. В этой связи практически невозможно обследовать историческую застройку этого места. Некоторое впечатление об изначальном убранстве особняков можно составить только по изображениям в периодике начала ХХ века, и фотографиями из государственных архивов. В интерьерах частного назначения декоративное стекло в начале ХХ века было представлено чрезвычайно широко. Витражи, светильники, травленые филенки в мебельных дверцах, каминные экраны из цветного стекла на латунном профиле, фацетные стекла в оформлении входных дверей и мебели — все эти детали убранства и обстановки в больших количествах создавались по проектам архитекторов и художников в соответствии с архитектурно-планировочным решением и декоративной отделкой зданий.
На даче М. Э. Клейнмихель (наб. р. Крестовки, 12), которая как сказочный замок проглядывает сквозь густую зелень и фигурную решетку с драконами, геометрические витражи украшали двери главного входа, и, как минимум, одно жилое помещение дома. Здесь же находился каминный экран из цветного стекла на латунном профиле с геометрическим рисунком центрического типа.
В собственном особняке Р. Ф. Мельцера (Полевая аллея, 8), который известен как «Дом-сказка», витражи, лампы из цветного стекла, декоративные вставки в перегородках и фацетное стекло в дверках мебели непринужденно вплетены в оформление интерьеров. На одном из рисунков, сделанных архитектором, в окне изображен, вероятно, травленый витраж во фрамуге в характерной для модерна стилистике.
В дачном доме Ф. И. Доливо-Добровольской (Большая аллея, 20, не сохранился) находился витраж в лестничном окне, выполненный в свинцово-паечной технике, с подписью мастерской «М. Франк и К°». Изображение молодой девушки на фоне пейзажа окружал растительный орнамент, характерный для стиля модерн.
В особняке Е. К. Гаусвальд (2-я Берёзовая аллея, 32 / Большая аллея, 12–14) в перегородке между столовой и коридором находился небольшой изящный витраж с цветочными мотивами. В ХХ веке, когда дачу занимала Детская колония им. А. В. Луначарского и санаторий-профилакторий Металлического завода, он был утрачен, проём зашит. В 2019 году был выполнен комплекс работ по сохранению этого объекта культурного наследия регионального значения, проведена реставрация по проекту и под руководством арх. Н. И. Басс. Витраж воссоздан в мастерской «Тритон».
На даче А. А. Соловейчик (Полевая аллея, 1), приспособленном под детский сад, сохранилась отделка, выполненная в духе неоклассицизма, в том числе изначальное заполнение окон и дверных полотен. Особенно интересна входная зона между помещением передней и холлом. Рисунок расстекловки дверей здесь составляет единое композиционное целое с полуциркульным световым наддверным проемом. Все стекла в секциях дверных филенок имели полированный фацетный край, что добавляло строгому рисунку входной группы неожиданные световые акценты, наполняло интерьер воздухом, разноцветными солнечными зайчиками.
В 1908 году на территории Каменного острова состоялась значительная Международная строительно-архитектурная выставка. Она пропагандировала новейшие достижения промышленности и строительства России, знакомила посетителей с основными направлениями в строительной технике и с декоративно-прикладным искусством. Конечно, на ней были представлено и декоративное стекло для архитектуры, в том числе витражи и живопись на стекле.
Среди рекламодателей выставки мы находим самых известных художников и ателье, работавших в это время в Петербурге: А. Анохович и его мастерская художественных стекол, Торговый дом «С. М. Линднер», предлагавший в начале ХХ века новинки в области отделочных материалов, в том числе живопись по стеклу, рижская мастерская Эрнста Тоде, стекольные произведения заводов М. Л. Франка, мастерской братьев Мюллер. Источником для изучения нашей темы служат и фотографии с выставки. Так, киоск страхового общества «Россия» был увенчан четырехгранным навершием, собранным из цветных стекол, — редкий образец не дошедших до наших дней рекламных работ в технике свинцово-паечного витража. Художественно-промышленные училища из разных городов представляли на выставке работы студентов. На фотографиях видны витражи, выполненные учениками московского Строгановского училища, петербургского Училища технического рисования барона Штиглица, — это талантливые, сложные в исполнении произведения художественного стеклоделия, уникальные работы, среди которых были как небольшие стеклянные панно, ширмы для окон, так и крупные по площади витражи с многофигурными сюжетами.
Если Каменный остров стал уникальным заповедником, где архитекторы строили особняки, воплощавшие их творческое кредо, то на остальной территории Петроградской стороны в застройке преобладали доходные дома. Витражи в них сохранились в основном в лестничных окнах, крайне редко они встречаются внутри квартир. Это до сих пор большой массив произведений художественного стеклоделия, даже несмотря на утраты прошлых десятилетий и нашего времени.
Утрачены геометрические витражи на Каменноостровском пр., 9 / Малой Посадской, 2, исчезли окна с дробной расстекловкой фрамуг и витражами из дома на Каменноостровском пр., 24, травление в виде изящного букета уже никто не увидит в дверных створках парадного входа на Красносельской ул., 12, и, наверное, только старожилы помнят редкой красоты перегородку между парадной и черной лестницами на Съезжинской ул., 16, сплошь оформленную декоративными стеклами с травлеными узорами.
Одна из самых горьких потерь последнего десятилетия — целое витражное окно с изображением восходящего солнца из аварийного особняка Э. Игеля на Каменноостровском пр., 58–60.
Утрачены нарядные, уникальные окна на Пионерской ул., 22 — более нигде в Петербурге подобные витражи не встречаются.
Витражная фрамуга из окна на лестнице доходного дома на территории фабрики «Светоч» (Большая Пушкарская, 10) перемещена в холл соседнего здания: исторические стекла собраны в металлическую раму с нарушением изначального порядка. Несмотря на сохранность стекол, приходится говорить об утрате витража начала ХХ века: она произошла в результате переделки перемещенного окна.
Не так давно не стало травленого стекла с изображением вазы в окружении листьев аканта в наддверной фрамуге по адресу Большой пр. П. С., 49. Целый ансамбль геометрических витражей из разных фактурных цветных и бесцветных стекол исчез с лестницы дома по Большому пр. П. С., 70-72, геометрические витражи из рифленого и желтого кафедрального стекла утрачены из дома по Гатчинской ул., 8.
Характерные для Петербурга витражи с изображением зеленых венков с гирляндами находились в двух парадных на Зверинской ул., 33, их в этом доме больше нет.
Яркие и нарядные, хотя и простые по исполнению окна с разноцветными гладкими и фактурными стеклами заменены на стеклопакеты в доме на ул. Лизы Чайкиной, 25.
Весной 2020 фотограф нашего проекта Сергей Васильев произвел фотосъемку фактурных стекол в окнах на Ораниенбаумской ул., 22-24. Они уже были занесены в базу данных архитектурного стекла Петроградского района начала ХХ века. Летом в ходе ремонтных работ все окна были заменены на пластиковые стеклопакеты. Уникальные стекла начала ХХ века с изображением паучков в паутинке находились только здесь, по этому адресу. Теперь они исчезли, безвозвратно!
Утраченные витражи и декоративные стекла не вернуть. Но можно пересчитать, отфотографировать, описать, изучить, свести в единую информационную базу и попытаться сохранить то, что осталось. Это — сложная задача, которая пока не имеет ясных алгоритмов решения. Радует, что в некоторых случаях жители берут судьбу своих домов под личную ответственность. На Петроградской стороне есть несколько случаев сохранения исторических витражей и воссоздания утраченных. Все они были осуществлены жильцами, неравнодушными к исторической среде своего проживания: на Лахтинской ул., 20 воссоздана дверь с подлинными витражными стеклами начала ХХ века, в одной парадной дома на Большом пр. П. С., 5 отреставрированы витражи с венками, а в доме на пр. Добролюбова, 19 по инициативе жильцов и на их же средства на лестнице были воссозданы 44 витража. И мы надеемся, что таких инициатив будет больше.
Текст: Татьяна Княжицкая