Витражи Петроградского района: страницы истории

Петроградский район — административная единица С.-Петербурга. Он расположен на островах в северной и северо-западной части дельты р. Невы. Исторически эта территория называлась Петербургской, а с 1914 года — Петроградской стороной. Петроградка — так говорят современные петербуржцы.

Эта территория — сердцевина нашего города, вокруг которой год за годом нарастало архитектурно-пространственное тело Петербурга. Именно здесь, на Березовом (ныне Заячьем) острове была заложена Петропавловская крепость, а неподалеку построен первое жилище для царя — летний деревянный Домик Петра I.

Окна со свинцовыми переплетами в домике Петра I. Реконструкция 1970-х. Фото С. В. Васильева, 2018

Только с середины XIX столетия на Петербургской стороне начали строить каменные жилые здания, а в последней четверти века пришло время многоквартирных доходных домов. Благодаря появлению Троицкого моста, эта часть города перестала быть отделённой от материкового массива. Каменноостровский и Большой проспекты стали важными транспортными магистралями. Это во многом определило архитектурную картину Петроградской стороны: на подорожавшей земле к строительству привлекали лучших зодчих города. Они возвели здесь здания, которые до сих пор остаются эталонами стиля, вкуса, архитектурных и градостроительных достоинств.

За фасадами особняков, доходных домов, общественных учреждений, построенных в конце XIX – начале ХХ века, скрываются интересные интерьеры, оборудованные при своем появлении с учетом передовых достижений техники, отделанные в соответствии с художественной модой эпохи, наполненные замечательными произведениями искусства и предметами быта, которые вызывают у нас, людей XXI века, чувство истинного эстетического наслаждения.

К таким элементам отделки относится плоское архитектурное стекло, которое использовали в окнах, дверных филенках, световых потолках, в мебели, лампах, и даже для облицовки стен. Стекла с фацетной гранью, с травлеными и расписными узорами, опалесцентные, цветные, фактурные и собранные в мозаичные панели на свинцовый или латунный профиль, были так же привычны для горожан в начале ХХ века, как лепной карниз на потолке, двери с резьбой или кованые перила лестничных ограждений. Витражи в начале ХХ века перестали быть дорогой редкостью, диковинкой, которую пятидесятилетием ранее можно было встретить только в кабинетах и библиотеках дворцов и особняков. Благодаря успехам стекольной промышленности листовое стекло стали производить в больших объемах и отличного качества, вырос ассортимент декоративных стекол. Появилось множество шлифовальных, зеркальных, художественных и отделочных мастерских, изделия из архитектурного стекла стали изготавливать массово, и витражи, как самые заметные из них, вышли на свет общественного внимания, потеряв эксклюзивность единичного исполнения.

Рекламное объявление московской фирмы К. Ф. Рихтера. «Строительный сезон». Вып. 4., 1904. С. 3

Это повлекло за собой множество разных следствий, главное из которых заключается в том, что стекло было признано отделочным материалом, удобным, дешевым, эстетически привлекательным. Началось его массовое использование: за два дореволюционных десятилетия созданы сотни витражей, тысячи фацетных и травленых стекол для филенок дверей и мебели, световые потолки и осветительные приборы.

Лютеранская церковь Св. Марии с витражом В. Д. Сверчкова. Не сохранилась. «Зодчий», июнь 1875. Т. 27

Произошел психологический перелом в общественном сознании. Окно с узором стало привычной деталью в пространстве дома, его уместность определялась функциональным назначением помещения. Доступность исходного материала — стекла, массовая установка витражей на лестницах доходных домов, в ванных комнатах и даже в сортирах, на вокзалах и в отелях, понизили планку ценности витражей в глазах людей начала ХХ века. Идея витража как драгоценного таинственного артефакта, словно переселившегося из средневековых готических храмов в личные библиотеки и кабинеты, где проистекала интеллектуальная жизнь владельцев, была дискредитирована. Из таинственного покрова, скрывающего тайное знание, доступное немногим, витраж превратился в продукт художественной промышленности.

Революция 1917 года повлияла на все стороны жизни людей. Петербургская архитектура оставалась прежней и еще долгое время сохраняла свое материальное наполнение. Постепенно менялись жильцы, домовладельцев сменили домоуправы, изменился психологический климат — невидимый, как воздух, и такой же важный для экологии человеческой жизни. Новые жильцы — рабоче-крестьянского происхождения, приезжие, не видели и не ценили гармонии принявшего их жилого пространства: любоваться буржуазными «излишествами» было не принято, это считалось мещанством и порицалось. Так витражи и другие элементы внутреннего пространства старого фонда города оказались вне фокуса общественного внимания. Самое ценное попадало в музеи, остальное — будто исчезло из поля зрения социума, и, как следствие, стало стремительно исчезать из мира физического. Такими «невидимками» долгое время были и витражи. Только в 1980-е годы они были открыты заново, сперва для мира науки, на волне переоценки стиля модерн и бытовой культуры начала ХХ века. Ко второму десятилетию XXI столетия эта тема получила признание и любовь многих горожан. Прошлое столетней давности освободилось от эмоциональной окраски. Теперь дореволюционные витражи стали просто материальным свидетельством ушедшей эпохи. Это — наше культурное наследие, большое и интересное явление со своими законами жанра, материально-техническими особенностями, этапами истории и такая же страница в русской художественной культуре, как чугунное литье или фарфоровое производство.

На сегодняшний день потери в корпусе петербургских витражей огромны. Невозможно оперировать точными цифрами, ведь нет точки отсчета, чтобы вывести формулу утраченного. Кто считал разноцветные окна в начале ХХ века?! Они были незаметно и естественно вплетены в жизнь эпохи.

Понимание ценности уходящих материальных артефактов сразу после революции было дано немногим. Огромную роль в спасении шедевров витражного искусства сыграли музеи. Так, в Музей истории религии и атеизма были перевезены витражи из упраздненных православных и католических храмов Москвы и Петербурга. Музей истории Петербурга вёл целенаправленную собирательскую работу: наиболее ценные витражи из подъездов жилых домов демонтировались, ныне они находятся в фонде архитектурных деталей. Некоторые из них — прекрасные образцы искусства эпохи эклектики и модерна — участвуют в выставках, их фотографии опубликованы в печатных изданиях. Есть здесь и витражи с Петроградской стороны: из доходных домов по Каменноостровскому пр., 1-3 / Малой Посадской, 5 и по Каменноостровскому пр., 53 / ул. проф. Попова, 22. Витражи из лестничных окон последнего из названных зданий имеются также в собрании Ивангородского музея: здесь хранятся четыре фрамужные рамы с изображением венков из цветного и бесцветного стекла. Это традиционный для петербургского витражного искусства сюжет, он с небольшими вариациями часто встречается в Петербурге.

Из доходного дома К. М. Соколовского (Большой пр. П. С., 79 / Петропавловская ул., 4) происходит уникальный витраж, переданный в 1980-е в музей СПГХПА им. А. Л. Штиглица: в широкой раме из бесцветного фактурного стекла сделана вставка с живописным изображением девушки, собирающей цветы. Это интерпретация картины «Срывайте розы поскорей» английского художника Дж. У. Уотерхауса (1909), которая находится в собрании Odon Wagner Gallery в Торонто.

Конечно, в музейные собрания было невозможно поместить все ценности, что находились в старом фонде города. И многое оказалось утрачено, причем безвозвратно.
Особенно сильно после революции пострадали храмы, внутреннее убранство которых безжалостно уничтожалось, — спасти удалось немногое. В несохранившейся до наших дней деревянной лютеранской церкви Св. Марии (Кронверкская ул., 6 / Сытнинская ул., 11) находилось витражное окно, созданное в 1870-е годы в немецкой мастерской В. Д. Сверчкова. Его изображение не обнаружено. В православных храмах витражи стали появляться, начиная с 1840-х годов. Начало этому процессу было положено установкой в Исаакиевском соборе огромной запрестольной стеклянной картины с изображением Воскресшего Спасителя. На Петроградской стороне заалтарные витражи были в церкви Божией Матери «Всех скорбящих Радости» при приюте для детей-идиотов и эпилептиков на ул. Воскова (б. Белозерская), 1, в церкви Свт. Николая Чудотворца при убежище престарелых сценических деятелей (Петровский пр., 13), в церкви благ. Кн. Александра Невского при II Кадетском корпусе (Ждановская наб., 11–13). Последний из перечисленных витражей ныне находится в собрании НИИМРАХ. Этот образ, созданный в 1899 году по эскизу художника Н. А. Бруни мюнхенской фирмой Ф. К. Цеттлера, был любим в России, и не раз воспроизводился для других храмов. «Родной брат» витража из церкви II Кадетского корпуса находился в Усыпальнице Петропавловского собора в Петропавловской крепости. Он был создан в 1905 году художником Хансом Кузиком в дармштадтской мастерской Х. Мюллера-Хиклера. Во время Великой Отечественной войны окно выбило взрывной волной. Витраж воссоздан в 2006 году в петербургской мастерской А. И. Яковлева. В мастерской Мюллера-Хиклера в 1906 году был создан еще один витраж по тому же эскизу, но с изменениями в деталях, для церкви в Бад-Наухайме (Германия), где он находится и сейчас.

Витраж из Великокняжеской усыпальницы Петропавловского собора. Фото С. В. Васильева, 2018

Алтарный витраж начала ХХ века с поясным изображением благословляющего Спасителя находится во Владимирском соборе (ул. Блохина, 26). Автор эскиза и мастерская, выполнившая витраж в материале, не установлены. Возможно, это была рижская мастерская Эрнста Тоде, активно проявившая себя на петербургском рынке в начале ХХ века. К сожалению, нам не удалось обследовать это произведение искусства.

Проект витража для храма. Из книги: «Артистическое заведение для живописи на стекле Эрнеста Тоде». Рига, 1903

В Петроградском районе находится единственная в городе и самая крупная в европейской части России Соборная мечеть. Этот великолепный памятник архитектуры, построенный в стиле модерн с учетом традиций мусульманской архитектуры, не обошелся без цветных окон. В исламской архитектуре для оконных проемов традиционно используют алебастровые решетки, иногда их закрывают разноцветными стеклами. Этот вид декоративно-прикладного искусства, который называется в странах Востока панджара или шебеке, будучи перенесен на петербургскую почву, был трансформирован с учетом климата и достижений в области строительства начала ХХ века. Фигурные оконные проемы были закрыты фактурным стеклом, с накладными орнаментальными переплетами.

Петроградский район расположен на островах, один из самых крупных среди них — Каменный остров. В 1895 году был утвержден план разбивки острова на участки, предназначенные к сдаче в аренду. В отличие от предыдущего времени, когда участки отводились геометрической нарезкой, форма новых участков определялась характером ландшафта, границами служили аллеи, берега прудов и каналов. Благодаря этому здесь сложился уникальный архитектурно-парковый ансамбль, застроенный особняками по проектам самых известных архитекторов Петербурга. В 1918 году все особняки и дачи были национализированы, и в 1920-м этот зеленый уголок города получил название «острова Трудящихся», так как именно здесь были открыты первые дома отдыха и санатории для рабочих. А в 1980-е эта часть города стала «заповедником резиденций» и остается ею до сих пор. В этой связи практически невозможно обследовать историческую застройку этого места. Некоторое впечатление об изначальном убранстве особняков можно составить только по изображениям в периодике начала ХХ века, и фотографиями из государственных архивов. В интерьерах частного назначения декоративное стекло в начале ХХ века было представлено чрезвычайно широко. Витражи, светильники, травленые филенки в мебельных дверцах, каминные экраны из цветного стекла на латунном профиле, фацетные стекла в оформлении входных дверей и мебели — все эти детали убранства и обстановки в больших количествах создавались по проектам архитекторов и художников в соответствии с архитектурно-планировочным решением и декоративной отделкой зданий.

На даче М. Э. Клейнмихель (наб. р. Крестовки, 12), которая как сказочный замок проглядывает сквозь густую зелень и фигурную решетку с драконами, геометрические витражи украшали двери главного входа, и, как минимум, одно жилое помещение дома. Здесь же находился каминный экран из цветного стекла на латунном профиле с геометрическим рисунком центрического типа.

Интерьер на даче М. Э. Клейнмихель на Каменном острове. Каминный экран из цветного стекла. Фрагмент фото ЦГАКФФД, 1913

В собственном особняке Р. Ф. Мельцера (Полевая аллея, 8), который известен как «Дом-сказка», витражи, лампы из цветного стекла, декоративные вставки в перегородках и фацетное стекло в дверках мебели непринужденно вплетены в оформление интерьеров. На одном из рисунков, сделанных архитектором, в окне изображен, вероятно, травленый витраж во фрамуге в характерной для модерна стилистике.

В дачном доме Ф. И. Доливо-Добровольской (Большая аллея, 20, не сохранился) находился витраж в лестничном окне, выполненный в свинцово-паечной технике, с подписью мастерской «М. Франк и К°». Изображение молодой девушки на фоне пейзажа окружал растительный орнамент, характерный для стиля модерн.

В особняке Е. К. Гаусвальд (2-я Берёзовая аллея, 32 / Большая аллея, 12–14) в перегородке между столовой и коридором находился небольшой изящный витраж с цветочными мотивами. В ХХ веке, когда дачу занимала Детская колония им. А. В. Луначарского и санаторий-профилакторий Металлического завода, он был утрачен, проём зашит. В 2019 году был выполнен комплекс работ по сохранению этого объекта культурного наследия регионального значения, проведена реставрация по проекту и под руководством арх. Н. И. Басс. Витраж воссоздан в мастерской «Тритон».

Воссозданный витраж для особняка Е. К. Гаусвальд на Каменном острове. Мастерская «Тритон», 2019. Из издания: «Вестник. Зодчий. 21 век», 2019. № 4 (73). С. 10–11

На даче А. А. Соловейчик (Полевая аллея, 1), приспособленном под детский сад, сохранилась отделка, выполненная в духе неоклассицизма, в том числе изначальное заполнение окон и дверных полотен. Особенно интересна входная зона между помещением передней и холлом. Рисунок расстекловки дверей здесь составляет единое композиционное целое с полуциркульным световым наддверным проемом. Все стекла в секциях дверных филенок имели полированный фацетный край, что добавляло строгому рисунку входной группы неожиданные световые акценты, наполняло интерьер воздухом, разноцветными солнечными зайчиками.

В 1908 году на территории Каменного острова состоялась значительная Международная строительно-архитектурная выставка. Она пропагандировала новейшие достижения промышленности и строительства России, знакомила посетителей с основными направлениями в строительной технике и с декоративно-прикладным искусством. Конечно, на ней были представлено и декоративное стекло для архитектуры, в том числе витражи и живопись на стекле.

Павильон Торгового дома «М. Франк и К°» на выставке 1908 г.

Среди рекламодателей выставки мы находим самых известных художников и ателье, работавших в это время в Петербурге: А. Анохович и его мастерская художественных стекол, Торговый дом «С. М. Линднер», предлагавший в начале ХХ века новинки в области отделочных материалов, в том числе живопись по стеклу, рижская мастерская Эрнста Тоде, стекольные произведения заводов М. Л. Франка, мастерской братьев Мюллер. Источником для изучения нашей темы служат и фотографии с выставки. Так, киоск страхового общества «Россия» был увенчан четырехгранным навершием, собранным из цветных стекол, — редкий образец не дошедших до наших дней рекламных работ в технике свинцово-паечного витража. Художественно-промышленные училища из разных городов представляли на выставке работы студентов. На фотографиях видны витражи, выполненные учениками московского Строгановского училища, петербургского Училища технического рисования барона Штиглица, — это талантливые, сложные в исполнении произведения художественного стеклоделия, уникальные работы, среди которых были как небольшие стеклянные панно, ширмы для окон, так и крупные по площади витражи с многофигурными сюжетами.

Экраны из цветного стекла — работы студентов училища А. Л. Штиглица. Из издания: Сборник классных работ учеников Центрального училища Технического рисования барона Штиглица за 1900 г. СПб, 1903. С. 2. Табл. V.

Если Каменный остров стал уникальным заповедником, где архитекторы строили особняки, воплощавшие их творческое кредо, то на остальной территории Петроградской стороны в застройке преобладали доходные дома. Витражи в них сохранились в основном в лестничных окнах, крайне редко они встречаются внутри квартир. Это до сих пор большой массив произведений художественного стеклоделия, даже несмотря на утраты прошлых десятилетий и нашего времени.

Утраченный витраж. Каменноостровский пр., 9 / Малая Посадская, 2. Фото Т. В. Княжицкой, 1993

Утрачены геометрические витражи на Каменноостровском пр., 9 / Малой Посадской, 2, исчезли окна с дробной расстекловкой фрамуг и витражами из дома на Каменноостровском пр., 24, травление в виде изящного букета уже никто не увидит в дверных створках парадного входа на Красносельской ул., 12, и, наверное, только старожилы помнят редкой красоты перегородку между парадной и черной лестницами на Съезжинской ул., 16, сплошь оформленную декоративными стеклами с травлеными узорами.

Утраченный витраж. Фрагмент. Каменноостровский пр., 24. Фото Т. В. Княжицкой, 1992

Одна из самых горьких потерь последнего десятилетия — целое витражное окно с изображением восходящего солнца из аварийного особняка Э. Игеля на Каменноостровском пр., 58–60.

Утраченный витраж из особняка Э. Игеля. Каменноостровский пр., 58–60. Фото Н. А. Андреева, 2014

Утрачены нарядные, уникальные окна на Пионерской ул., 22 — более нигде в Петербурге подобные витражи не встречаются.

Утраченные витражи на Пионерской ул., 22. Левая парадная. Фото С. В. Васильева, 2013

Витражная фрамуга из окна на лестнице доходного дома на территории фабрики «Светоч» (Большая Пушкарская, 10) перемещена в холл соседнего здания: исторические стекла собраны в металлическую раму с нарушением изначального порядка. Несмотря на сохранность стекол, приходится говорить об утрате витража начала ХХ века: она произошла в результате переделки перемещенного окна.

Не так давно не стало травленого стекла с изображением вазы в окружении листьев аканта в наддверной фрамуге по адресу Большой пр. П. С., 49. Целый ансамбль геометрических витражей из разных фактурных цветных и бесцветных стекол исчез с лестницы дома по Большому пр. П. С., 70-72, геометрические витражи из рифленого и желтого кафедрального стекла утрачены из дома по Гатчинской ул., 8.

Утраченные витражи в Петербурге по адресу Большой пр. П. С., 70–72. Фото С.В. Васильева, 2014

Утраченные витражи в Петербурге по адресу Большой пр. П. С., 70–72. Фото С.В. Васильева, 2014

Характерные для Петербурга витражи с изображением зеленых венков с гирляндами находились в двух парадных на Зверинской ул., 33, их в этом доме больше нет.

Утраченный витраж в правой парадной по Зверинской ул., 33. Фото С.В. Васильева, 2013

Яркие и нарядные, хотя и простые по исполнению окна с разноцветными гладкими и фактурными стеклами заменены на стеклопакеты в доме на ул. Лизы Чайкиной, 25.

Утраченное дкоративное остекление в доме по адресу ул. Лизы Чайкиной, 25. Фото С. В. Васильева, 2017

Весной 2020 фотограф нашего проекта Сергей Васильев произвел фотосъемку фактурных стекол в окнах на Ораниенбаумской ул., 22-24. Они уже были занесены в базу данных архитектурного стекла Петроградского района начала ХХ века. Летом в ходе ремонтных работ все окна были заменены на пластиковые стеклопакеты. Уникальные стекла начала ХХ века с изображением паучков в паутинке находились только здесь, по этому адресу. Теперь они исчезли, безвозвратно!

Утраченные фактурные стекла с изображением пауков на Ораниенбаумской ул., 22–24. Фото С. В. Васильева, 2020

Утраченные витражи и декоративные стекла не вернуть. Но можно пересчитать, отфотографировать, описать, изучить, свести в единую информационную базу и попытаться сохранить то, что осталось. Это — сложная задача, которая пока не имеет ясных алгоритмов решения. Радует, что в некоторых случаях жители берут судьбу своих домов под личную ответственность. На Петроградской стороне есть несколько случаев сохранения исторических витражей и воссоздания утраченных. Все они были осуществлены жильцами, неравнодушными к исторической среде своего проживания: на Лахтинской ул., 20 воссоздана дверь с подлинными витражными стеклами начала ХХ века, в одной парадной дома на Большом пр. П. С., 5 отреставрированы витражи с венками, а в доме на пр. Добролюбова, 19 по инициативе жильцов и на их же средства на лестнице были воссозданы 44 витража. И мы надеемся, что таких инициатив будет больше.

Текст: Татьяна Княжицкая