Грибоедова кан. наб., 13. Стеклянные перекрытия, декоративное стекло, витражи
Дом Первого Санкт-Петербургского общества взаимного кредита, арх. Сюзор П.Ю., 1888-1890
Памятник архитектуры федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176)
В здании сохранился большой комплекс декоративного и архитектурного остекления конца XIX века, созданный мастерской «М. Эрленбах и К. Преемники». Это – витражи, стекла в окнах и дверных филенках с травлением и пескоструйной обработкой, информационные надписи на зеркальных стеклах, фонарь верхнего света с узорчатым потолком и стеклянные полы – всего 50 единиц учета. Все они являются редкими образцами декоративного, архитектурного и художественного остекления эпохи эклектики, которое было чрезвычайно распространено в конце XIX — начале ХХ вв., и именно в силу своей массовости и привычности для общественного сознания было незаметно утрачено, вследствие чего к 2022 году практически не представлено в петербургской архитектуре этого периода.
На промежуточной площадке 1-го этажа у подножия главной лестницы в полу находятся четыре небольших по площади участка, закрытые стеклянными плитками. Учитывая, что они нарушают рисунок пола и имеют небольшую площадь, вероятно, их появление здесь связано с переделками уже после постройки здания. Они предназначены для освещения подвальных помещений. На момент обследования закрыты изнутри непрозрачным материалом.
Оформление главной лестницы включает в себя декоративное и рекламное остекление пяти оконных проемов на западной стене. В металлические рамы вставлены стекла, матированные с наружной стороны, и с матовым, вероятно, в технике пескоструйной обработки, узором со стороны интерьера.
В среднем окне сверху изображен герб Санкт-Петербурга, в центре – надпись «Петроградское общество взаимного кредита» и даты - 1864-1890. В полуциркульной фрамуге размещен мотив растительно-геометрического типа. Вдоль рамы на стекло нанесено декоративное обрамление в виде квадратного меандра, перевитого ветвями лавра. Даты в окне обозначают год учреждения общества (1864) и дату постройки здания (1890).
Два одинаковых окна по сторонам – одностворчатые, с изображением кадуцея – жезла Меркурия, вокруг которого обвиваются две змеи. В верхней части жезлов расположена монограмма из букв «ОВК» - Общество Взаимного Кредита. Этот вензель, исполненных в разных материалах, часто встречается в интерьере здания. Над кадуцеем – крылатая шапочка Меркурия и лавровый венок, перевитый лентами. По краю стекла проходит двойная тонкая рамка с угловыми пальметтами.
В круглых окнах-люкарнах второго света в той же технике гравирования по бесцветному стеклу изображены крупные розетки растительно-геометрического типа, характерные для декоративного искусства периода историзма.
Окна на лестнице подвергались реставрационным ремонтам[1].
На площадке 2-го этажа две одинаковые одностворчатые двери напротив окон: одна из них ведет к шахте лифта, другая – во внутренние помещения. Они имеют стеклянные филенки с пескоструйным рисунком по стеклу, заматованному с обратной стороны. В каждой створке размещен фигурный картуш с монограммой «ОВК» и лавровыми ветвями по сторонам.
В Операционном зале на 2-ом этаже находится 11 больших полуциркульных окон, выходящих во двор, частично с заполнением стеклами с пескоструйным орнаментом коврового типа. Это – так называемые «муслиновые стекла», они находятся в секциях по периметру окон, центральная часть окон остеклена обычным бесцветным оконным стеклом. Декоративные стекла установлены в наружных рамах. Часть из них воссоздана в наше время. Известно, что рамы были изготовлены Ис. Гольдберг и исправлены в мастерских К. И. Винклера[2].
Дополнительно зал освещается окнами второго света: 9 небольших проемов в центре зала и еще четыре с боковых сторон. В них установлены свинцово-паечные витражи из кафедральных стекол в деревянных рамах. Рисунок однотипный: ромбовидные бесцветные стекла с голубыми прямоугольниками на средокрестиях, вдоль рамы проходит двойная рамка из желтого и оранжевого стекол. Частично воссозданы в начале ХХI в.[3]
Редчайшими сохранившимися до наших дней образцами рекламы конца XIX века являются зеркальные стекла, размещенные в богатых архитектурных деревянных рамах на стенах этого зала. Сохранилось пять одинаковых «досок» с разным текстом: на цельных зеркальных стеклах на темном фоне серебряными буквами прописаны условия хранения ценностей, переводов, процентов, уплачиваемых и взимаемых Обществом.
В вестибюле на 2-ом этаже перед служебной лестницей левого крыла сохранились стеклянные филенки дверей с наименованиями кабинетов и информацией служебного характера. Справа от входа – двустворчатая дверь с надписями на обеих створках «БУГАЛТЕРIЯ». Стекла зеркальные цельные, заматованные на нижнюю треть с обратной стороны. Надпись выполнена со стороны вестибюля в технике пескоструйной обработки. По периметру стекол наведена тонкая рамка с угловыми виньетками.
В том же вестибюле находится вторая аналогичная двустворчатая дверь с надписями на стекле «Справка по векселям». Третья двустворчатая дверь выхода на лестницу также имеет стеклянные филенки с надписями «Входъ постороннимъ лицамъ воспрещается».
Во внутреннем окне между этим вестибюлем и объемом лестницы установлен витраж в деревянной раме. Подлинное остекление сохранилось только по периметру вдоль рамы, центральная часть – либо утрачена ранее, либо была остеклена бесцветным оконным стеклом изначально. Витраж выполнен в свинцово-паечной технике. Рисунок растительно-геометрического типа в виде орнамента из квадратного меандра, перевитого лавровыми листьями. В углах – квадратные розетки с условным растительным мотивом. Использованы кафедральные стекла разных цветов: зеленые разных оттенков, голубое, желтое и красное. Некоторые стекла с мелкими трещинами. Витраж отреставрирован с восполнением утрат в начале ХХI в.[4]
В этом же вестибюле находится световые перекрытия – пол и потолок. Перекрытия сделаны из литых стеклянных плиток светло-зеленого цвета (из так называемого «зеленого» стекла»), уложенных на железном решетчатом основании. Сверху швы заделаны мастикой, и пол выглядит как мозаика из небольших квадратов. Размер стеклянной плитки 21х21 см., каждая разделена на 25 квадратных секций со скошенным краем. В кладке пола заметны поздние поновления из стекол другого оттенка. Пол на 2-м этаже на момент обследования не являлся световым: заделан снизу непрозрачным материалом. В журнале «Зодчий» за 1891 год так описано его устройство: «пол этот состоит из плиток литаго стекла; плитки эти уложены на железном решетчатом основании, свободно пропускают свет и представляются вместе с тем прочными и удобными для ходьбы».[5]
Железные рамы для стеклянных площадок были сделаны на заводе Ф.К.Сан-Галли. Стеклянные плитки изготовили заводы, принадлежащие «М. Эрленбах и К. преемники». Общая площадь стеклянных полов на 2-м и 3-м этажах составляет 37,2 кв. м. (8,18 кв. саж.)[6]. Светопрозрачный пол из стекла и металла – новаторское решение для того времени.
Пол на 3-м этаже «работает» как световой. Над лестницей находится остекленный травлеными стеклами потолок верхнего света размером 7,6 х 8,2 м[7]. Таким образом была решена задача освещения служебной лестницы естественным светом. Конструкция верхнего света имеет три слоя: в нижнем ярусе установлены декоративные стекла с травлением, в среднем – плоские металлические остекленные рамы, изначально они были съемными[8], третий ярус представляет собою уличный трехскатный фонарь, с одной стороны примыкающий к брандмауэру соседнего дома.
На лестничной площадке 2-го этажа находится двустворчатая дверь с надписями на цельном зеркальном стекле, заматованным с обратной стороны «ПРАВЛЕНIЕ» техника исполнения, шрифт и декоративные элементы те же, что и в дверях в вестибюле на 2-ом этаже.
В объеме второй служебной лестницы на 2-ом находится двустворчатое внутреннее окно с цельными зеркальными стеклами, с пескоструйным рисунком по периметру створок. На 3-м этаже два внутренних окна с муслиновыми стеклами одинакового рисунка.
Один из реставраторов, работавших в здании, рассказал нам, что нашел на чердаке две стеклянные детали, которые изначально могли находится в уже утраченных витражах. Это - красные выпуклые кабошоны с бортиком, заключенные в латунную оплетку. По натурному обследованию и историческим материалам не ясно, где они могли быть применены.
Июнь 2022, январь 2023
Стеклянные проемы для освещения подвальных помещений на 1-м этаже, у подножия главной лестницы
Пятичастное окно с гравированными стеклами на главной лестнице
Центральное окно
Проемы слева
Окна справа
Вензель Первого общества Взаимного кредита на стекле
Двери на площадке главной лестницы 2-го этажа
Фото С. В. Васильева, 2018 г.
Фото Л. Павловой, 2022
Операционный зал на 2-ом этаже
Зеркальные доски с надписями (справа налево, от входа в зал с главной лестницы)
Первая доска
Вторая
Третья
Третья и четвертая
Четвертая
Пятая
Окна, выходящие во двор, с муслиновыми стеклами
Витражи в окнах второго света Операционного зала
Вид из смежного с ним коридора на 3-м этаже
Девять витражей этого помещения, слева направо
Это же окно, вид открытой створки
Фрагмент витражного полотна
Окна на боковой стороне Операционного зала. Вид из зала
Зеркальные доски информационного характера на стене Операционного зала. Фото С. В. Васильева 2018
Фото Сергея Караулова 2022. Зал в процессе ремонта
Вестибюль 2-го этажа перед служебной лестницей
Дверь с пескоструйной надписью "Бухгалтерiя"
Дверь с пескоструйной надписью на стеклах "Справка по векселямъ"
Дверь с надписью на стеклах "Входъ постороннимъ лицамъ воспрещается"
Витраж во внутреннем окне вестибюля
Вид со стороны лестницы
Вид из вестибюля
Перекрытия со стеклянными плитками на 2-м этаже
Пол
Световой потолок в этом же помещении
Вид на это перекрытие с 3-го этажа. Световой пол прикрыт во время ремонта
Дверь на площадке 2-го этажа служебной лестницы с пескоструйной надписью на стеклах "ПРАВЛЕНIЕ"
Потолок верхнего света с декоративным остеклением над служебной лестницей
Уличный фонарь, вид изнутри
Вид со стороны крыши
Вторая служебная лестница
Внутреннее окно на 2-ом этаже
Два внутренних окна с декоративными муслиновыми стеклами в технике пескоструйной обработки на третьем этаже служебной лестницы
Левое окно
Правое окно
Стеклянные кабошоны с латунной оплеткой от неизвестного утраченного витражного модуля
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Лилия Павлова, Юлия Астафьева, Сергей Караулов