Фурштатская ул., 58. Витражи
Особняк Н. В. Спиридонова, арх. Померанцев А. Н., 1895-1897; зимний сад - арх. Китнер М. И., 1896; отделка интерьеров арх. В. Ф. Свиньин, 1896
Объект культурного наследия регионального значения (Закон Санкт‑Петербурга № 174-27 от 05.07.1999)
Это здание неоднократно реставрировалось в 1960-е, 1980-е и 2000-е гг. На некоторые работы не удалось обнаружить документы, и в связи с этим нет определенности с датировками некоторых элементов интерьера. Поэтому при создании этой справки мы сверялись с предметом охраны, утвержденным КГИОП[1]. В здании учтено 5 витражей и 8 дверей с фацетным остеклением.
Три одинаковые двустворчатые двери находятся в проемах на повышенной площадке парадного вестибюля. Они имеют заполнение из фацетных стекол в створках и полуциркульных фрамугах.
Витраж в окнах на промежуточной площадке главной лестницы выполнен в начале ХХI в. До середины 1980-х гг. здесь находился триптих «Мать и дитя», созданный в 1960-е гг. латвийским витражистом Э. Цесниексом (1915—1978) в стилистике, характерной для советского монументального искусства. Он был демонтирован при реставрации интерьеров и ныне находится в подсобном помещении дворца.
На 2-ом этаже вокруг главной лестницы расположены пять двустворчатых дверей, ведущих во внутренние помещения. Двери одинакового устройства: с глухими нижними филенками и зеркальным заполнением основной площади. Зеркальные стекла покрыты амальгамой, обработаны по краю фацетной кромкой.
Помещении Банкетного зала (ранее Большой Столовой) разделено на две неравные части большим арочным проемом с перегородкой из красного дерева. В ней устроено пять полуциркульных проемов: четыре из них заполнены витражами, пятый, также с витражом, является дверью. На момент осмотра дверь не была установлена в предназначенный для нее проем.
Эта перегородка с витражами по существу является предтечей стеклянно-металлических конструкций, которые появились в начале ХХ века в зданиях общественного назначения. Она отделяет основной объем бывшей Столовой от узкого помещения Сервировочной, где блюда готовились к подаче.
Четыре витража в перегородке имеют композиционное и художественное решение, характерное для эпохи Возрождения. Вероятно, они были созданы в конце XIX в. в соответствии с желанием владельца или по предложению архитектора в одной из зарубежных мастерских. На это указывает нехарактерный для петербургского витражного искусства XIX-начала XX в., рисунок, и уникальное, более нигде не встречающееся фактурное стекло, по которому произведена роспись. Атрибуция этих витражей – дело будущего.
Композиция во всех окнах одинаковая: это – распространенный в искусстве ренессанса тип витража с богатой орнаментальной каймой по периметру и легким, практически пустым центральным полем, внутри которого изображены цветочные гирлянды – верху, и вазоны с цветочными букетами – внизу. Небольшие отличия имеются только в цветочном составе букетов и в деталях орнаментальной каймы, которая состоит из арабесок с пальметтами и чашами с различными фруктами. Живопись произведена обжиговыми красками по стеклу с фактурой, название которой не установлено.
Центральное поле каждого окна набрано из квадратов так называемого «античного» стекла с мелкими пузырьками. Каждый витраж укреплен с обратной стороны тремя горизонтальными ветровыми стержнями.
Дверная створка с витражом отличается от оконных рисунком, при сохранении того же композиционного решения. На дверной раме обращает на себя внимание великолепная ручка-скоба с фигурной накладкой.
Сохранность витражей: небольшое число трещин, мелких выбоин, местами стекло отходит от свинцовой оплетки, наблюдается небольшая деформация витражных модулей.
По данным Е. Ю. Иванова витражи были отреставрированы в 1994 году фирмой «РВ»[2]. По данным КГИОП к этому моменту утраты стекол составляли 50%. Реставрация произведена с воссозданием утраченных участков по образцу сохранившихся[3]. В ЦГАКФФД СПб хранится фотография 1976 г.[4], на которой видно, что витраж в дверной створке имел в нижней части изображение не вазы, которое было сделано при реставрации, а собаки, стоящей на лужайке.
В переходе во флигель под литерой А, над аркой проезда во двор по проекту архитектора М. И. Китнера в 1896 г. был устроен Зимний сад. Он сохранил свой первоначальный объем, но его оригинальная конструкция заменена на стеклопакеты в результате реставрационных работ 1990-х-2000-х гг. Историческая расстекловка заменена имитацией, которая создает видимость членений стекла на фигурные элементы.
Первоначально стены Зимнего сада состояли из стеклянных модулей в тонких металлических переплетах, объединенных вверху стеклянным фризом и покрытых стеклянной крышей площадью 32 кв. саж. К нашему времени от исторических конструкций сохранились лишь вертикальные стойки и фермы с коваными декоративными элементами внутри. Первоначальный облик особняка с Зимним садом запечатлен в издании «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Г. В. Барановского[5].
С 5 ноября 1965 здание функционирует как особый отдел ЗАГСа, который предназначен для проведения церемоний торжественной регистрации новорожденных. Тогда же он получил название дворец «Малютка»[6]. Это – единственное заведение подобного рода в России.
[1] Архив КГИОП. Приложение к распоряжению КГИОП от 29.12.2022 № 10-1004. Перечень предметов охраны объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Спиридонова Н.В."... Санкт-Петербург, Центральный район, Фурштатская ул., д. 58, литеры А, Б." СПб., 2022.
[2] Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга. СПб., 2001. С.54-55.
[3] Архив КГИОП. П 494. Н-6949. Закрытое акционерное общество РПНЦ "Специалист". Книга 2. Волкова М. П. Историческая справка. Особняк Спиридонова. СПб., 2005. С. 18.
[4] ЦГАКФФД СПб Бр 29255. Вид банкетного зала и стены с витражами. Л., 1976. Фото Кузнецова.
[5] Архитектурная энциклопедия. Том. 4. Отдел 3. С. 62. СПб., 1904.
[6] Архив КГИОП.П 494. Н-6949. Закрытое акционерное общество РПНЦ "Специалист". Книга 2. Волкова М. П. Историческая справка. Особняк Спиридонова. СПб., 2005. С. 6.
Двери с фацетными стеклами в главном холле
Двери с зеркальными стеклами с фацетом на галерее 2-го этажа
Витражи в Банкетном зале (бывшая Большая Столовая)
Третье окно слева
Четвертое окно слева
Стекло с фактурой с обратной стороны
Створка двери с витражом
Фото из ЦГАКФФД 1976 г.
Зимний сад
Вид снаружи
Вид изнутри
Особняк Спиридонова. Проектный рисунок Из издания: Архитектурная энциклопедия. Том. 4. Отдел 3. С. 62. СПб., 1904.
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Татьяна Княжицкая 2022
ЦГАКФФД СПб 1970-е