Фурштатская ул., 58. Витражи
Особняк Н. В. Спиридонова, арх. Померанцев А. Н., 1895-1897; зимний сад - арх. Китнер М. И., 1896; отделка интерьеров арх. В. Ф. Свиньин, 1896
Объект культурного наследия регионального значения (Закон Санкт‑Петербурга № 174-27 от 05.07.1999)
Это здание неоднократно реставрировалось в 1960-е, 1980-е и 2000-е гг. На некоторые работы не удалось обнаружить документы, в связи с чем сделать натурную датировку для части элементов интерьера затруднительно. Поэтому при создании этой справки мы сверялись с предметом охраны, утвержденным КГИОП. В здании учтено пять витражей и восемь дверей с фацетным остеклением.
Три одинаковые двустворчатые двери находятся в проемах на повышенной площадке парадного вестибюля. Они имеют заполнение из фацетных стекол в створках и полуциркульных фрамугах. Витражный полиптих в пяти окнах на промежуточной площадке главной лестницы выполнен в начале ХХI в. До середины 1980-х гг. здесь находился ансамбль «Мать и дитя», созданный в 1960-е гг. латвийским витражистом Э. Цесниексом (1915–1978) в стилистике, характерной для советского монументального искусства. Он был демонтирован при реставрации интерьеров и ныне хранится в разобранном виде в подсобном помещении.
На 2-м этаже вокруг главной лестницы расположены пять двустворчатых дверей, ведущих во внутренние помещения. Двери одинакового устройства: с глухими нижними филенками и зеркальным заполнением основной площади. Зеркальные стекла покрыты амальгамой, обработаны по краю фацетной кромкой.
Помещение банкетного зала (ранее Большой столовой) разделено на две неравные части большим арочным проемом с перегородкой из красного дерева. В перегородке устроено пять полуциркульных проемов: четыре из них заполнены витражами, пятый, также с витражом, является дверью. На момент осмотра дверь не была установлена в предназначенный для нее проем, находилась рядом.
Эта перегородка с витражами отделяет основной объем бывшей столовой от узкого помещения сервировочной, где блюда готовились к подаче. Пять витражей в перегородке имеют композиционное и художественное решение, характерное для эпохи Возрождения. Вероятно, они были созданы в конце XIX в. по желанию владельца или по предложению архитектора в одной из зарубежных мастерских. На это указывает нехарактерный для петербургского витражного искусства XIX — начала XX в. рисунок и уникальное, более нигде не встречающееся, фактурное стекло, по которому произведена роспись. Атрибуция этих витражей — дело будущего.
Композиция во всех окнах одинаковая: распространенный в искусстве Ренессанса тип витража с богатой орнаментальной каймой по периметру и легким, практически пустым центральным полем, внутри которого изображены цветочные гирлянды (вверху) и вазоны с цветочными букетами (внизу). Небольшие отличия имеются только в составе букетов и в деталях орнаментальной каймы, которая состоит из арабесок с пальметтами и чашами с различными фруктами. Живопись произведена обжиговыми красками по стеклу с фактурой, название которой не установлено.
Центральное поле каждого окна набрано из квадратов так называемого «античного» стекла с мелкими пузырьками.
Каждый витраж укреплен с обратной стороны тремя горизонтальными ветровыми стержнями.
Дверная створка с витражом при сохранении того же композиционного решения отличается от оконных рисунком. На дверной раме обращает на себя внимание великолепная ручка-скоба с фигурной накладкой.
Сохранность витражей: небольшое число трещин, мелких выбоин, местами стекло отходит от свинцовой оплетки, наблюдается небольшая деформация витражных модулей. По данным Е. Ю. Иванова витражи были отреставрированы в 1994 г. фирмой «Русский витраж». Из документов КГИОП известно, что к этому моменту утраты стекол составляли 50%. Реставрация произведена с воссозданием утраченных участков по образцу сохранившихся.
В ЦГАКФФД СПб хранится фотография 1976 г., на которой видно, что витраж в дверной створке изначально имел в нижней части не изображение вазы, а изображение собаки, стоящей на лужайке.
В переходе во флигель под литерой А, над аркой проезда во двор по проекту архитектора М. И. Китнера в 1896 г. был устроен зимний сад. Он сохранил свой первоначальный объем, но его оригинальная конструкция заменена на стеклопакеты в ходе реставрационных работ 1990–2000-х гг. Историческая расстекловка заменена имитацией, которая создает видимость членений стекла на фигурные элементы. Первоначально стены зимнего сада состояли из стеклянных модулей в тонких металлических переплетах, объединенных вверху стеклянным фризом и покрытых стеклянной крышей площадью 32 кв.саж. К нашему времени от исторических конструкций сохранились лишь вертикальные стойки и фермы с коваными декоративными элементами в интерьере. Первоначальный облик особняка с зимним садом запечатлен в издании «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в.» Г.В. Барановского.
С 5 ноября 1965 г. здание функционирует как особый отдел ЗАГСа, предназначенный для проведения церемоний торжественной регистрации новорожденных. Тогда же он получил название «Дворец Малютка».
Ноябрь 2022 г.
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Двери с фацетными стеклами в главном холле
Двери с зеркальными стеклами с фацетом на галерее 2-го этажа
Витражи в Банкетном зале (бывшая Большая Столовая)
Третье окно слева
Четвертое окно слева
Стекло с фактурой с обратной стороны
Створка двери с витражом
Фото из ЦГАКФФД 1976 г.
Зимний сад
Вид снаружи
Вид изнутри
Особняк Спиридонова. Проектный рисунок Из издания: Архитектурная энциклопедия. Том. 4. Отдел 3. С. 62. СПб., 1904.
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Татьяна Княжицкая 2022
ЦГАКФФД СПб 1970-е