Фурштатская ул., 31 / Мелитопольский пер., 2. Витражи
Доходный дом, арх. Дмитревский (Дмитриевский) Е.П.,1852, стр. С. Е. Назаров С. Е., 1914
В центральной парадной лицевого корпуса по Фурштатской улице свинцово-паечные витражи одинакового рисунка сохранились в пяти окнах в объеме парадной лестницы.
Витражное полотно на всех этажах находится в верхней части окон. Рисунок представляет собой овальный горизонтальный венок из стилизованных листьев с включениями желтых цветов с красными сердцевинами. По периметру вдоль рамы проходит орнаментальная полоса с такими же цветами.
Классицистический рисунок с мотивом венка характерен для декора фасадов и интерьеров периода неоклассицизма в архитектуре 1910-х гг. В Петербурге сложилась определенная иконографическая традиция в изображении таких венков. Однако витражи по этому адресу представляют другой тип мотива — более лаконичный как по цвету, так и по рисунку. Здесь используется большой ассортимент бесцветных стекол с различной поверхностью, за счет чего достигается богатство зрительного впечатления. Бесцветные стекла с рифлением составляют фон, на котором графикой выделяется овальный венок из так называемого «ледяного» стекла, напоминающего слюду, со стеклом «Мороз» в центре композиции. В орнаменте по периметру используется бесцветное стекло с фактурой «Ondoyant» и стекло с мелкой фактурой, название которой не установлено. Бесцветное витражное полотно дополнено яркими вставками из желтого стекла с фактурами «Muranese» и «Granit», красными кафедральными стеклами и кабошонами.
Поэтажная сохранность: в окне на площадке 1–2-го этажей витражное полотно осталось во фрамуге и в верхней секции правой створки; 2–3-го этажей — только во фрамуге; 3–4-го и 4–5-го этажей — во фрамуге и в верхней секции правой створки. На площадке 5–6-го этажей окно выше прочих за счет дополнительной фрамуги, рисунок в которой повторяет обрамление витражей на других этажах, а в центре — сплошное остекление рифленым бесцветным стеклом с желтыми ромбами на средокрестиях.
Этот комплекс витражей в стиле неоклассицизма является уникальным, так как подобный рисунок в окнах не встречается. При этом подбор стекол, их особенный ассортимент, в котором преобладают бесцветные стекла с различной фактурой и обработкой поверхности, характерен для петербургского витражного искусства начала ХХ в.
В парадной корпуса по Мелитопольскому переулку изначально находились витражи с таким же рисунком, но с иными пропорциями (в соответствии с размером и расстекловкой рам). По сведениям с портала Citywalls.ru они утрачены к 2017 г.
Ноябрь 2020
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Парадная по Фурштатской улице
Окно 1-2-го этажа
Окно на площадке 2-3-го этажа
Витраж в окне 3-4-го этажа
Окно 4-5-го этажа
Витраж в окне 5-6-го этажа
Витражи в парадной по Мелитопольскому пер. Утрачены. Фото С. В. Васильева 2013
Окно 1 с витражом
Окно 2 с витражом. Утрата
Окно 3 с витражом. Утрата
Окно 4 с витражом. Утрата
Окно 5 с витражом. Утрата
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев