Английская наб., 56. Витражи в Англиканской церкви
Здание Англиканской церкви
1730-е, арх. Кваренги Д.К.,
1815; гражд. инж. Болтенгаген Ф.К.,
1876-1877, перестройка
Объект культурного наследия федерального значения
Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
В здании сохранился уникальный ансамбль из пятнадцати витражей, созданных английской мастерской «Heaton, Butler & Bayne» в 1870-е и в 1890-е гг. Эта фирма на протяжении своего существования выполняла работы для храмов и светских построек по всему миру: от Бразилии до Дании и от Канады до Японии[i]. Ансамбль витражей Англиканской церкви – единственный в России образец работы этой мастерской[ii].
В 1876–1877 гг. после перестройки здания по проекту гражд. инж. Ф. К. Болтенгагена, церковный зал получил новое убранство. В его окнах были установлены 13 фигуративных витражей с изображениями апостолов и святых. Вместо традиционного для эпохи классицизма дневного света пространство заполнилось светом цветным. Одиннадцать окон с витражным заполнением находились на северной стене – они украшали главный фасад здания, и два – на южной стороне зала, слева от органа.
Все витражи имеют одинаковую конструкцию: стеклянное полотно, собранное на свинцовый профиль, установлено в металлическую раму, которая является третьим, внутренним слоем остекления. Наружные оконные рамы изначально имели горизонтальную расстекловку на пять секций и были заполнены матовыми «гофрированными» стеклами[iii]. Позже, во второй половине ХХ в., их заменили рамы с иной расстекловкой и обычными оконными стеклами. Во время Великой Отечественной войны витражи находились в окнах, а затем были сняты, и оставлены около стен. Первая их реставрация зафиксирована в 1952 г.[iv]. В 1996–1998 гг. были отреставрированы 8 из 15 витражей в мастерской «Петербургский витраж» фирмы МП «Союз»: работы производили художники С. А. Хвалов, В. Н. Лебедев, Н. М. Гончарова[v].
С 2016 г. здание находится под управлением Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл». Здесь планируется создать Концертный зал на Английской набережной.
На момент инвентаризации все пятнадцать рам с цветными стеклами находились в историческом здании, но не были установлены в оконные проемы.
Тринадцать витражей 1870-х гг. одинакового размера 318 х 135 см. Композиция однотипная: центральное поле занимает фигура святого в полный рост с нимбом над головой и с атрибутами, принятыми в христианской иконографии. В соответствии со сложившей традицией Св. Андрей Первозванный изображен с Х-образным крестом, Св. Симон – с пилой, Св. Иоанн Богослов – с церковной чашей, Св. Фома – с копьем и т. д.
Поперек рам с витражами, по лицевой стороне, обращенной в интерьер, расположены усилители – в виде металлических плоских прутьев, прикрепленных клепками к вертикальным стойкам. В верхней части каждого витража устроена откидная полуциркульная форточка. Будучи открытой для проветривания, она не перекрывает изображение святого. На форточках размещено изображение шестикрылого серафима. Все рамы с витражами съемные, фактически это декоративные ставни. Для удобства их перемещения имеются ручки-скобы.
Все окна прямоугольной формы, но производят впечатление полуциркульных, так как светлое поле в центральной части окна завершается вверху полукруглой аркой, ярко выделяющейся на темном прямоугольнике орнаментального заполнения по периметру рамы. В угловых элементах вверху окна находятся стилизованные растительные орнаменты на темном фоне.
Изображения святых статичны, но в деталях чувствуется влияние прерафаэлитов: в тонко написанных живых и чувственных лицах (Св. Иуда, Св. Иоанн, Св. Фома), в фонах вокруг ликов, словно набранных из кусков разбитых старинных витражей, в орнаментах одежд. В узорах вокруг фигур, созданных из равномодульных квадратных плиток с росписью, использованы несколько типов рисунков. В них заметно влияние декоративных работ У. Морриса – с преувеличенно изысканной стилизацией растительных и зооморфных форм.
Витражи 1870-х гг. на северной стене церковного зала, в последовательности с запада на восток (слева направо)[vi]:
- Витраж «Святой Фома». Изображен юноша с копьем в правой руке. Он одет в малиновый хитон, из-под которого видна белая одежда, сверху голубая мантия с вышитой каймой. Лик повернут на три четверти вправо. Фон в верхней части малиновый, внизу – зеленый. В нижней части под ногами надпись «S THOMAS».
- Витраж «Святой Матфей Левий». Изображен старец со светлыми волосами и бородой, держит в руках ларец. Одет в белый хитон с золотым узором и малиновую мантию на зеленовато-коричневой подкладке. Фон в верхней части зеленый, в нижней – синий. Лик обращен на три четверти вправо. Под ногами надпись «S MATTHEW».
- Витраж «Святой Иаков Праведный» (Младший). Изображен мужчина с короткой бородой и курчавыми волосами. Ликом повернут на три четверти вправо. В левой руке держит Евангелие, в правой – палицу. Одет в темно-красный хитон и белую мантию с золотистым узором с каймой, на зеленовато-коричневой подкладке. Фон сверху темно-красный, внизу – темно-синий. Под ногами надпись «S JAMEStheLESS».
- Витраж «Святой Иуда Фаддей». Изображен старец с ликом, обращенным на три четверти влево. У него длинные волосы и седая борода. В руках держит ковчег. Одет в белый хитон с золотистой двойной каймой и малиновую мантию на сине-зеленой подкладке. Фон вверху синий, внизу – темно-лиловый. Под ногами надпись «S JUDE».
- Витраж «Святой Иоанн Богослов». Изображен юноша со светлыми волосами. Лик повернут на три четверти вправо. Правой рукой благословляет, в левой держит потир. Одет в темно-зеленую мантию на белой подкладке и пурпурно-красный хитон. Фон вверху малиновый, внизу – синий. Под ногами надпись «S JOHN».
- Витраж «Иисус Христос». Изображена мужская фигура, с ликом анфас. В правой руке держит агнца, в левой – посох. Иисус одет в пурпурно-красный хитон и белую узорчатую мантию на малиновой подкладке. Фон сверху зеленый и голубой, снизу – красный. Под ногами надпись «OUR LORD».
- Витраж «Святой Петр». Изображен мужчина с коротко остриженными курчавыми волосами и бородой. Лик на три четверти повернут влево. В левой руке держит Евангелие, в правой – два крупных ключа. Одет в белый хитон с узором и синюю мантию на красной подкладке. Фон вверху красный, внизу – зеленый. Под ногами надпись «S PETER».
- Витраж «Святой Симон Кананит». Изображен старец с ликом, обращённым на три четверти вправо. Он придерживает пилу. Одет в темно-лиловый хитон с золотистыми ромбовидными розетками и алую мантию на белой подкладке. Фон вверху темно-синий, внизу – желто-коричневый. Под ногами надпись «S SIMON».
- Витраж «Святой Матфий». Изображен старец с седыми волосами и бородой. В руках держит секиру. Одет в зеленый хитон с красной узорчатой каймой и желтую мантию с узором, на белой подкладке. Фон вверху малиновый, внизу – синий. Под ногами надпись «S MATTHIAS».
- Витраж «Святой Андрей Первозванный». Изображен мужчина средних лет, лик его на три четверти повернут влево. Волосы и борода светлые, вьющиеся. Руками придерживает стоящий перед ним Андреевский крест. Одет в малиновый хитон и белую мантию с золотистым узором, на зеленой подкладке. Фон вверху синий, внизу – желто-коричневый. Внизу надпись «S ANDREW».
- Витраж «Святой Иаков Великий» (Старший). Изображен мужчина с седыми волосами и бородой, лик обращен на три четверти влево. В левой руке держит Евангелие, в правой – посох. Одет в черную широкополую шляпу, белый хитон и пурпурную мантию с узором из золотистых розетт, на синей подкладке. Фон вверху красный, внизу – зеленый. Надпись под ногами «S JAMEStheGREAT». На металлической раме в двух местах клеймо из двух латинских букв «В» и «S» и королевской короны между ними.
Витражи 1870-х гг. на южной стене церковного зала, слева от органа:
- Витраж «Святой Варфоломей». Изображен старец с мечом в правой руке и открытой книгой в левой. Одет в белый хитон и зеленую мантию на синей подкладке. Фон сверху малиновый, снизу – синий. Под ногами надпись «S BARTHOLOMEW».
- Витраж «Святой Иоанн Креститель». Изображен мужчина средних лет с посохом в виде креста в правой руке и с Евангелием в левой. Он одет в малиновый хитон с каймой и синюю мантию с узором, на белой подкладке. Фон сверху зеленый и голубой, снизу красный. Под его ногами надпись «S JOHN THE BAPTIST».
В 1894–1896 гг. были установлены еще два витража на южной стене церковного зала в устроенных окнах слева от органа. Они были созданы той же английской мастерской «Heaton, Butler & Bayne». Эти витражи имеют такие же размеры, как и созданные на четверть века ранее – 318 х 135 см. Оба окна были созданы на средства прихожан и подарены церкви.
- Витраж «Святой Георгий Победоносец» – покровитель Англии. Изображен юноша в золотых латах с красным крестом на груди. В правой руке он держит меч, у левой ноги щит с красным крестом, правой ногой попирает дракона. Голова увенчана золотым лавровым венком. За спиной Святого изображен морской пейзаж с замком на скале. Фигура находится под полуциркульной аркой, в нише с богатым архитектурным обрамлением. По сторонам по две поставленные друг на друга колонны. Вверху геральдическое изображение в круге на фоне дамаскированного фона. Верхние углы витража заняты изображениями белых цветов шиповника с лентами. Под архитектурным обрамлением надпись светлыми буквами на темном фоне: «THIS WINDOW IN HONOUR OF THE JUBILEE YEAR OF HER BRITANNIC MAJESIY QUEEN VICTORIA WAS ERECTED BY ALEXANDER FELIX CLARKE ESQUIRE MEMBER OF THE BRITISH FACTORY St PETERSBURG» («Это окно в честь юбилея ее британского Величества королевы Виктории было воздвигнуто Александром Феликсом Кларком эсквайром членом британской фактории С.-Петербурга»).
- Витраж «Святая Елизавета с детьми». Изображена молодая женщина, подающая хлеб детям. Она одета в алую одежду с широкими белыми и узкими желтыми рукавами. На орнаментированном поясе – связка ключей. Две детские фигуры в белых одеждах стоят на коленях справа, третья – в желтом одеянии – расположена слева с молитвенно сложенными руками. Группа изображена под аркой с двойными колоннами, поставленными друг на друг. В центре арочного свода – головка херувима с нимбом, над ней белый голубь в круге на фоне сияния, изображенного на красном фоне. В верхних угловых частях витража – две головки херувимов. Святая стоит в цветочном саду, на заднем плане – сельский пейзаж с церковью и домами под двускатными крышами, слева возвышается замок. Внизу, под архитектурным обрамлением размещена дарственная надпись на английском языке светлыми буквами на темном фоне: «THIS WINDOW WAS ERECTID BY CHARLIS WOODBYN-PARISH IN AFFECTIONATE MEMORY OF HIS WIFE FRANCES MONTGOMERIE PARISH WHO FREQUENTLY SOUGHT GOD`S BLESSING IN THIS CHURCH FROM 1879 TO 1889 AND DIED IN LONDON 22 JAN-RY 1889 AGED 34 YEARS» («Это окно было установлено Чарльзом Вудбином Перишем, в честь нежной памяти его жены Френсис Монтгомери, которая часто искала божьего благословения в этой церкви с 1879 по 1880 год и умерла в Лондоне 22 января 1889 года в возрасте 34 лет»).
По тематике и композиционному строю эти два окна отличаются от апостольской серии витражей на противоположной стене. Повествовательность сюжетов, пышная архитектурная декорация, пейзажные фоны представляют более насыщенные деталями композиции. В их стилистике чувствуется влияние раннего модерна. Оба эти витража также завершены полуциркульной аркой с живописным орнаментом, в котором повторяются узоры окон с апостолами. Этим приемом все пятнадцать витражей были объединены в единый ансамбль: тринадцать, созданных в 1870-е, и два – в 1890-е гг.
На витражах, которые не были отреставрированы в 1990-е годы, имеется незначительное число выбоин и трещин.
Июнь 2021
[i] См.: Heaton Butler & Bayne, 14 Garrick St, London, Engd, and ... New York. Stained Glass, Mosaics, Church Decoration, Memorial Brasses, Etc. [A Catalogue of Work Executed.]. Anglo Engraving Company, 1909. S. 1, 17. Благодарим York Minster Library за возможность ознакомиться с этим изданием.
[ii] См.: Шульгина Т. М. Витражи англиканской церкви Иисуса Христа // Дизайн и строительство, № 9, 2000.
[iii] Архив КГИОП. П. 76/Н-878/1. Опись внутреннего архитектурного убранства бывшего здания Английской церкви (набер. Красного Флота, д. № 56). Л., 1951. С. 6.
Фото из фототеки КГИОП: № 12754, 1944 г.; № 22985, 1948.
[iv] Архив КГИОП. П. 76/Н-3262. Лапис И.А. Историческая справка «Здание б. Английской церкви». Л., 1990. С. 17.
[v] Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь англиканская Иисуса Христа», расположенного по адресу Английская наб., 56; Галерная ул., 57: Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Англиканская Иисуса Христа», разработанной ООО «Архитектурное бюро «Традиция» в 2018 г. (шифр АБТ-05/18-РР). СПб., 2018. С. 13.
[vi] Последовательность расположения витражей в окнах указывается по документам: Архив КГИОП. П.76/Н-878/1. Опись внутреннего архитектурного убранства бывшего здания Английской церкви (набер. Красного Флота, д. № 56). Л., 1951. С. 6-10.
Предмет охраны объекта культурного наследия. Приложение № 5 к Акту по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь англиканская Иисуса Христа», расположенного по адресу Английская наб., 56; Галерная ул., 57.
Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Англиканская Иисуса Христа», разработанной ООО «Архитектурное бюро «Традиция» в 2018 г. (шифр АБТ-05/18-РР). СПб., 2018. С. 228-236.
Северная стена. Слева направо
Витраж «Святой Фома»
Витраж «Святой Матфей Левий»
Витраж «Святой Иаков Праведный» (Младший)
Витраж «Святой Иуда Фаддей»
Витраж «Святой Иоанн Богослов»
Витраж «Иисус Христос»
Витраж «Святой Петр»
Витраж «Святой Симон Кананит»
Витраж «Святой Матфий»
Витраж «Святой Андрей Первозванный»
Витраж «Святой Иаков Великий» (Старший)
Фурнитура на форточке
Южная стена, слева от органа
Витраж «Святой Варфоломей»
Витраж «Святой Иоанн Креститель»
Южная стена, справа от органа
Витраж «Святой Георгий Победоносец»
Витраж «Святая Елизавета с детьми»
Клеймо на металлической раме витража "Святой Иаков Великий"
Приборы для крепежа витражей в окнах
Текст Татьяны Княжицкой
Фотографии волонтеров проекта "Витражи С.-Петербурга: инвентаризация 2019-2021"