Английская наб., 56

Здание Англиканской церкви

Арх. Кваренги Д.К., 1815, гражд. инж. Болтенгаген Ф.К., перестройка 1876-1877

Объект культурного наследия федерального значения

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

В здании сохранился уникальный ансамбль из пятнадцати витражей, созданных английской мастерской «HEATON, BUTLER & BAYNE» в 1870-е и в 1890-е гг. Эта фирма на протяжении своего существования выполняла работы для храмов и светских построек по всему миру: от Бразилии до Дании и от Канады до Японии[1]. Ансамбль витражей Английской церкви – единственный в России образец работы этой мастерской.

В 1870-е гг. здание было перестроено по проекту арх. Ф. К. Болтенгагена, в результате чего церковный зал получил новое убранство. Окна второго этажа были увеличены, в них были установлены тринадцать фигуративных витражей с изображениями апостолов и английских святых. Вместо традиционного для эпохи классицизма дневного света пространство заполнилось светом цветным. Одиннадцать окон с витражным заполнением находились на северной стене – они украшали главный фасад здания, и два – на южной стороне зала, слева от органа.

Эти тринадцать витражей 1870-х гг. имеют типовое конструктивное устройство: витражное полотно, собранное на свинцовый профиль, установлено в металлическую раму, которая является третьим, внутренним слоем остекления. Наружные оконные рамы изначально имели горизонтальную расстекловку на пять секций и были заполнены матовыми «гофрированными» стеклами[2]. Позже, во второй половине ХХ века, она были заменены рамами с иной расстекловкой и обычными оконными стеклами.

Поперек створок с витражами расположены усилители – в виде металлических плоских прутьев, прикрепленных к вертикальный стойкам клепками. В верхней полуциркульной части витража устроена откидная полуциркульная форточка. Будучи открытой для проветривания, она не перекрывает изображение святого. На форточках всех витражей размещено изображение шестикрылого серафима. Все рамы с витражами съемные, фактически это декоративные ставни. Для удобства их перемещения на рамах имеются ручки-скобы.

Витражи имеют одинаковые размеры 318 х 135 см. и одинаковое композиционное строение: центральное поле окна занимает фигура святого в полный рост с нимбом над головой и с атрибутами, принятыми для изображения конкретных святых в христианской иконографии. В соответствии со сложившей традицией Св. Андрей Первозванный изображен с Х-образным крестом, Св. Симон с пилой, Св. Иоанн с чашей, Св. Фома с копьем и т.д.

Все окна прямоугольной формы, но производят впечатление полуциркульных, так как светлое поле в центральной части окна завершается вверху полукруглой аркой, ярко выделяющейся на темном прямоугольнике орнаментального заполнения по периметру рамы. В угловых элементах вверху окна находятся стилизованные растительные орнаменты на темном фоне.

Изображения святых статичны, но в деталях чувствуются отголоски влияния прерафаэлитов: в тонко написанных живых и чувственных лицах (Св. Иуда, Св. Иоанн, Св. Фома), в фонах вокруг ликов, словно набранных из кусков разбитых старинных витражей, в орнаментах одежд. В узорчатом заполнении фонов вокруг фигур, созданных из равномодульных квадратных плиток с живописными декоративными элементами, использованы несколько типов рисунков. В них заметно влияние декоративных работ У. Морриса – с преувеличенно изысканной стилизацией растительных и зооморфных форм. 

Витражи 1870-х гг. на северной стене церковного зала, в последовательности с запада на восток (слева направо), с кратким описанием[3]:

  1. Витраж «Святой Фома». Изображен юноша с копьем в правой руке. Он одет в малиновый хитон, из-под которого видна белая одежда, и светло-синюю мантию с яркой каймой. Лик повернут на три четверти вправо. В нижней части под ногами надпись «S THOMAS».
  2. Витраж «Святой Матфей Левий»ю Изображен старец со светлыми волосами и бородой, держит в руках ларец. Одет в белый хитон с узором и каймой и малиновую мантию на темно-серой подкладке. Лик обращен на три четверти вправо. Под ногами надпись «S MATTHEW».
  3. Витраж «Святой Иаков Праведный» (Младший). Изображен мужчина с короткой бородой и курчавыми волосами. Ликом повернут на три четверти вправо. В левой руке держит Евангелие, в правой – палицу. Одет в темно-красный хитон и белую мантию с золотистым узором с каймой, на зеленовато-коричневой подкладке, фон сверху темно-красный, – внизу темно-синий. Под ногами надпись «S JAMEStheLESS».
  4. Витраж «Святой Иуда Фаддей». Изображен старец с ликом, обращенным на три четверти влево. У него длинные волосы и седая борода. В руках держит ковчег. Одет в белый хитон с золотистой двойной каймой и малиновую мантию на синей подкладке. Фон вверху синий, внизу – темно-лиловый. Под ногами надпись «S JUDE».
  5. Витраж «Святой Иоанн Богослов». Изображен юноша со светлыми волосами. Лик повернут на три четверти вправо. Правой рукой благословляет, в левой держит потир. Одет в темно-зеленую мантию на белой подкладке и пурпурно-красный хитон. Под ногами надпись «S JOHN».
  6. Витраж «Божий Пастырь». Изображена мужская фигура, с ликом анфас. В правой руке держит агнца, в левой – посох. Иисус одет в пурпурно-красный хитон и белую узорчатую мантию на малиновой подкладке. Под ногами надпись «OUR LORD».
  7. Витраж «Святой Петр». Изображен мужчина с коротко остриженными курчавыми волосами и бородой. Лик на три четверти повернут влево. В левой руке держит Евангелие, в правой – два крупных ключа. Одет в белый хитон с узором и синюю мантию на красной подкладке. Под ногами надпись «S PETER».
  8. Витраж «Святой Симон Кананит». Изображен старец с ликом, обращённым на три четверти вправо. Он изображен с пилой в руках. Одет в темно-лиловый хитон с золотистыми ромбовидными розетками и алую мантию на белой подкладке. Под ногами надпись «S SIMON».
  9. Витраж «Святой Матфий». Изображен старец с седыми волосами и бородой. В руках держит секиру. Одет в зеленый хитон с красной узорчатой каймой и коричневую мантию с узором. Под ногами надпись «S MATTHIAS».
  10. Витраж «Святой Андрей Первозванный». Изображен мужчина средних лет, лик его на три четверти повернут влево. Волосы и борода светлые, вьющиеся. Руками придерживает стоящий перед ним Андреевский крест. Одет в малиновый хитон и белую мантию с золотистым узором. Фон вверху синий, внизу – розовый. Внизу надпись «S ANDREW».
  11. Витраж «Святой Иаков Великий» (Старший). Изображен мужчина с седыми волосами и бородой, лик обращен на три четверти влево. В левой руке он держит Евангелие, в правой – посох. Одет в черную широкополую шляпу, белый хитон и пурпурную мантию с узором из золотистых розетт. Фон вверху красный, внизу –серый. Надпись под ногами «S JAMEStheGREAT».

Витражи 1870-х гг. на южной стене церковного зала, слева от органа:

  1. Витраж «Святой Варфоломей». Изображен старец с мечом в правой руке и открытой книгой в левой. Одет в белый хитон и зеленую мантию на синей подкладке. Под ногами надпись «S BARTHOLOMEW».
  2. Витраж «Святой Иоанн Креститель». Изображен с посохом в виде креста в правой руке и с Евангелием в левой. Он одет в малиновый хитон с орнаментированной каймой и синюю мантию на белой подкладке. Под его ногами надпись «S JOHN THE BAPTIST».

Еще два витража были установлены на южной стене церковного зала через двадцать лет – в 1894-1896 гг.: в устроенных в это время окнах слева от органа. Они были созданы той же английской мастерской «HEATON, BUTLER & BAYNE». Эти витражи имеют такие же размеры, как и созданные на четверть века ранее—3,2 х 1,4 м. Оба окна были созданы на средства прихожан и подарены церкви.

Витражи 1890-х гг. на южной стене церковного зала, справа от органа:

  1. Витраж «Святой Георгий Победоносец» – покровитель Англии. Изображен в латах с красным крестом на груди, в правой руке держит меч, у его левой ноги щит с красным крестом, правой ногой попирает дракона. Голова увенчана золотым лавровым венком. За спиной Святого изображен морской пейзаж с замком на скале. Фигура находится под полуциркульной аркой, в нише с богатым архитектурным обрамлением. По сторонам две поставленные друг на друга колонны. Вверху геральдическое изображение в круге на фоне дамаскированного фона. Верхние углы витража заняты изображениями белого шиповника с лентами. Под архитектурным обрамлением надпись светлыми буквами на темном фоне, на английском языке: «THIS WINDOW IN HONOUR OF THE JUBILEE YEAR OF HER BRITANNIC MAJESIY QUEEN VICTORIA WAS ERECTED BY ALEXANDER FELIX CLARKE ESQUIRE MEMBER OF THE BRITISH FACTORY St PETERSBURG». («Это окно в честь юбилея ее британского Величества королевы Виктории было воздвигнуто Александром Феликсом Кларком эсквайром членом британской фактории С.-Петербурга»).
  2. Витраж «Святая Елизавета с детьми». Изображена молодая женщина, подающей хлеб. Она одета в алую одежду с широкими белыми и узкими желтыми рукавами. На орнаментированном поясе – связка ключей. Две детские фигуры в сером стоят на коленях справа, третья – в желтом одеянии – расположена слева с молитвенно сложенными руками. Группа изображена под аркой с двойными колоннами, поставленными друг на друг. В центре арочного свода изображена головка херувима с нимбом, над ней – белый голубь в круге на дамаскированном фоне. В верхних угловых частях витражах изображены две головки херувимов. Святая Елизавета стоит в цветочном саду, на заднем плане – сельский пейзаж церковью и жилыми домами под двускатными крышами, слева возвышается строение замка. Внизу, под архитектурным обрамлением композиции размещена дарственная надпись на английском языке: светлые буквы на темном фоне. Надпись на витраже: THIS WINDOW Was ERECTID BY CHARLIS WOODBYN-PARISH IN AFFECTIONATE MEMORY OF HIS WIFE FRANCES MONTGOMERIE PARISH WHO FREQUENTLY SOUGHT GOD`S BLESSING IN THIS CHURCH FROM 1879 TO 1889 AND DIED IN LONDON 22 JAN-RY 1889 AGED 34 YEARS («Это окно было установлено Чарльзом Вудбином Перишем, в честь нежной памяти его жены Френсис Монтгомери, которая часто искала божьего благословения в этой церкви с 1879 по 1880 год и умерла в Лондоне 22 января 1889 года в возрасте 34 лет»)

По тематике и композиционному строю эти окна отличаются от апостольской серии витражей на противоположной стене. Повествовательность сюжетов, пышная архитектурная декорация, пейзажные фоны представляют более насыщенные по содержанию произведения искусства. В их стилистике чувствуется влияние раннего модерна. Оба эти витража также завершены полуциркульной аркой с живописным орнаментом, в котором повторяются узоры окон с апостолами. Таким приемом автор объединил все пятнадцать витражей в единый ансамбль: тринадцать, созданных в 1870-е и два – в 1890-е гг.

По технике исполнения все витражи являются комбинированными: собраны на свинцовый профиль, с росписью обжиговыми красками, включая темный шварцлот и серебряную протраву, которая дает золотистый цвет. В витражах использованы кафедральные стекла разнообразной палитры, живопись выполнена на высочайшем уровне.

Первая реставрация витражей произошла в 1952 году[4]. В 1996-1998 гг. были отреставрированы 8 из 15 витражей в мастерской «Петербургский витраж» фирмы МП «Союз»: работы производили художники В. Н. Лебедев, Н. М. Гончарова, С. А. Хвалов[5].

С 2016 года здание находится под управлением Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл». Здесь планируется создать новое открытое культурное пространство – Концертный зал на Английской набережной.

На момент инвентаризации все пятнадцать рам с цветными стеклами находились в историческом здании, но не установлены в оконные проемы.


[1] Шульгина Т. М. Витражи англиканской церкви Иисуса Христа. / «Дизайн и строительство», № 9, 2000 г.

[2] Опись внутреннего архитектурного убранства бывшего здания Английской церкви (набер. Красного Флота, д. № 56. Л., 1951 г. С. 6. Архив КГИОП, П. 76/Н-878/1; Фото из фототеки КГИОП: № 12754, 1944 г.; № 22985, 1948 г.

[3] Описание и местоположение витражей приводится по документам: Опись внутреннего архитектурного убранства бывшего здания Английской церкви (набер. Красного Флота, д. № 56). Л., 1951 г. Архив КГИОП, П. 76/Н-878/1. С. 6-10.

Предмет охраны объекта культурного наследия. Приложение № 5 к Акту по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Церковь англиканская Иисуса Христа", расположенного по адресу "Английская наб., 56; Галерная ул., 57: "Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Англиканская Иисуса Христа", разработанной ООО "Архитектурное бюро "Традиция" в 2018 году (шифр АБТ-05/18-РР). СПБ., 2018. С. 228-236.

[4] Лапис И.А. Историческая справка «Здание б. Английской церкви». Л., 1990 г. С. 17. Архив КГИОП, П. 76/Н-3262.

[5] Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Церковь англиканская Иисуса Христа", расположенного по адресу "Английская наб., 56; Галерная ул., 57: "Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Англиканская Иисуса Христа", разработанной ООО "Архитектурное бюро "Традиция" в 2018 году (шифр АБТ-05/18-РР). СПБ., 2018. С. 13.

Июнь 2021 года

Северная стена. Слева направо

Витраж «Святой Фома»

Витраж «Святой Матфей Левий»

Витраж «Святой Иаков Праведный» (Младший)

Витраж «Святой Иуда Фаддей»

Витраж «Святой Иоанн Богослов»

Св. Иоанн Богослов. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1870-е гг. Фото 2021

Витраж «Иисус Христос»

Иисус Христос. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1870-е гг. Фото 2021

Витраж «Святой Петр»

Св. Петр. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1870-е гг. Фото 2021

Витраж «Святой Симон Кананит»

Витраж «Святой Матфий»

Витраж «Святой Андрей Первозванный»

Витраж «Святой Иаков Великий» (Старший)

Св. Иаков Великий. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1870-е гг. Фото 2021

Южная стена, слева от органа

Витраж «Святой Варфоломей»

Святой Варфоломей. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1870-е гг. Фото 2021

Витраж «Святой Иоанн Креститель»

Св. Иоанн Креститель. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1870-е гг. Фото 2021

Южная стена, справа от органа

Витраж «Святой Георгий Победоносец»

Святой Георгий. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1890-е гг. Фото 2021

Витраж «Святая Елизавета с детьми»

Святая Елизавета с детьми. Витраж из Англиканской церкви в С.-Петербурге. 1890-е гг. Фото 2021

Текст Татьяны Княжицкой

Фотографии Елены Лукьяновой и волонтеров проекта