Большая Морская ул., 47. Витражи и декоративное остекление
Особняк Е. И. Набоковой, середина XVIII в.; первая треть XIX в.; арх. Яфа Л.Я., 1874, перестройка; гражд. инж. Гейслер М.Ф., совместно с Гуслистым Б.Ф., 1898-1902, перестройка
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В доме, где родился и вырос знаменитый русский писатель, лауреат Нобелевской премии Владимир Набоков, декоративное и цветное стекло было обильно использовано как в оформлении фасада, так и в интерьерах. Учтено шесть предметов с витражами и декоративным стеклом в лицевом корпусе и дворовом флигеле.
Декоративные композиции из стекла изначально находились в воротах, закрывающих арку въезда во двор, входных дверях в здание, в небольшом прямоугольном окне над входной группой и в двух окнах лестничного объема. Они были выполнены в двух мастерских: Северного стекольно-промышленного общества – одной из самых крупных и известных витражных мастерских С.-Петербурга, принадлежавшей семье стеклопромышленников Франк и в ателье Эрнста Тоде в Риге.
Ворота во двор были украшены художественной ковкой, выполненной на заводе Ф. К. Сан-Галли в сочетании с гравированными стеклами работы мастерской Северного стекольно-промышленного общества: на них были изображены орнаменты с цветами и листьями одуванчиков. Это свидетельство из документального источника[i] представляет нам редкий в Петербурге пример остекления ворот, ни одного подобного образца от начала ХХ в. до наших дней не дошло.
В створках входных дверей в лицевой корпус над «глухими» филенками с резьбой находились «цветные стекла в медных горбыльках» – так называли в начале ХХ в. витражи, собранные на медном профиле. Сохранился их рисунок[ii], по которому видно, что в них было использовано не только плоское стекло, но и объемные призматические элементы. Изображение ирисов – одного из популярных цветов в декоративном искусстве конца XIX – начала XX в., как нельзя более подходило к фасадному декору в духе раннего модерна. Остекление ворот и входной двери выполнила мастерская Северного стекольно-промышленного общества.
Над деревянным тамбуром входа в горизонтальном окне сохранился небольшой витраж с ромбическим рисунком, выполненный в свинцово-паечной технике. В наборе использованы голубые, желтые и светло-зеленые кафедральные стекла, в средокрестиях размещены розовые выпуклые кабошоны с бортиком. Видно присутствие за витражным полотном двух горизонтальных поперечных усилителей.
На промежуточной площадке лестницы находится трехстворчатое окно с глухой фрамугой с фигурной расстекловкой. К августу 2021 г. в трех секциях фрамуги и в центральной створке окна сохранялись цельные матовые стекла с травлеными узорами. В треугольных секциях – светло-зеленое кафедральное стекло. В двух боковых секциях подлинные стекла не сохранились. Рисунок травления представляет собой изящную вазу с цветами в окружении рокайльных завитков и тонких геометрических рамок. По мнению Т. М. Шульгиной, это декоративное остекление выполнено мастерской Северного стекольно-промышленного общества, но документальных подтверждений этому нет[iii]. В 2021 г. рама этого окна отреставрирована, подлинные цветные и матовые с травлением стекла демонтированы, вместо них установлено обычное оконное стекло. Оригинальная фурнитура не сохранилась.
Самыми эффектными являются два парных витража на промежуточной площадке 2-3-го этажа. Они были выполнены в рижской мастерской Эрнста Тоде, о чем имеется подпись в левом окне у нижнего края рамы. Витраж выполнен в комбинированной технике: латунно-паечная сборка цветных и расписных стекол. В наборе использовано бесцветное кафедральное стекло с живописью обжиговыми красками, голубое кафедральное по периметру окон, выпуклые четырехгранные голубые призмы на средокрестиях. В рисунке витражей цветочные букеты и гирлянды изысканно вплетены между опорами решетки в духе барокко. Именно эти окна создавали впечатление вечного лета в пространстве дома, о чем В. Набоков писал в автобиографической прозе. Восприятие реальности словно сквозь цветные стекла часто обыгрывается в его произведениях.
В 2021 г. эти витражи отреставрированы с заменой исторических оконных рам. На момент инвентаризации на лестнице велись реставрационные работы, поэтому представлены более ранние по времени фотографии общих планов из частных архивов.
На 1-м этаже здания находится музей В. В. Набокова, выше – детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского.
В северном дворовом флигеле, который был перестроен в 1898 г. для сдачи квартир внаем, в окнах лестничных площадок на двух этажах сохранилось историческое декоративное остекление кафедральным стеклом. Рамы деревянные с мелкой расстекловкой. Оригинальная фурнитура утрачена.
В окне 1-2-го этажа кафедральные стекла бледно-зеленого оттенка сохранились в шести секциях, имеются трещины, потеки краски от небрежной окраски рам. В окне 2-3-го этажа имеется 21 кафедральное стекло бледных тонов: розовое, голубое и зеленое.
Май 2021
[i] Гейслер М. Ф. Перестройка дома № 47 по Морской улице // Строитель, 1903. С. 41-54.
[ii] Там же.
[iii] Шульгина Т. М. Фасад и интерьеры дома Набоковых // Набоковский вестник. Вып. 3. Родовые гнезда. К 100-летию со дня рождения В. В. Набокова. СПб., 1999. С. 59.
Дверь парадного входа с витражными филенками. Витражи не сохранились
Витраж над тамбуром входа
Декоративное остекление травленым стеклом на площадке 1-2 этажа
Витражи на площадке 2-3 этажа, мастерская Э.Тоде, Рига
Правое окно
Левое окно
Декоративное остекление окон лестницы во флигеле
Площадка 1-2-го этажа
Окно на площадке 2-3-го этажа
Текст Татьяны Княжицкой
Фотографии волонтеров проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация»,
Т. В. Княжицкой 2019 г., С. В. Васильева 2013 г.