9-я Советская ул., 9 / Суворовский пр., 30. Витражи
Доходный дом А. М. Стрелина, арх. Крыжановский Д. А., 1913-1914
В двух парадных лицевого корпуса по 9-й Советской улице сохранились фрагменты свинцово-паечных и комбинированных витражей в девяти окнах.
В левой парадной фрагменты витражей сохранились в четырех окнах. Они имеют разный рисунок на этажах.
На площадке 1–2-го этажей в верхнем левом углу окна — изображение ромба с желтым овалом в центре. Судя по фотографии В. А. Григорьева 1991 г. из архива КГИОП3, в правом верхнем углу рамы был такой же рисунок, а в верхней секции в центре к тому времени сохранялась только окантовка из кафедрального стекла по периметру. В сохранившемся витражном фрагменте использованы желтые, розовые, голубые кафедральные стекла и желтое стекло с фактурой «Ondoyant» для центрального овала с радиальным рисунком.
В окне 2–3-го этажей витражное полотно сохранилось в верхней центральной секции: здесь изображена ваза с фруктами из опалесцентных стекол разных цветов на фоне розового кафедрального стекла, по периметру секции проходит рамка из желтого стекла. Справа внизу секции — большая выбоина.
На площадках 3–4-го и 4–5-го этажей рисунок витража такой же, как в правой парадной: зеленые гирлянды с желтыми цветами в точках подвеса и с голубым бантом посередине. На 3–4-м этажах витражное полотно находится в центральной и правой секциях вверху окна, на 4–5-м этажах — в угловых верхних секциях рамы.
В правой парадной витражи сохранились в пяти окнах, рисунок всюду одинаковый: стилизованная гирлянда из зеленых листьев с цветами в точках подвеса и синим бантом в центре. Использованы фактурное с росписью в гирляндах стекло, желтые рюмочные плитки — для изображения лепестков, желтые кабошоны с бортиками — для сердцевин, голубое опалесцентное стекло — для ленты и банта.
По периметру вдоль края рамы проходит пояс из желтого стекла с фактурой «Muranese», в заполнении скругленных углов — зеленое кафедральное. Фоновое заполнение — из бесцветного рифленого стекла, нарезанного под углом к рельефу. В боковых створках, судя по сохранившимся
фрагментам, гирлянды имели продолжение. Поэтажная сохранность: на промежуточной площадке 1–2-го этажей витражное полотно имеется в боковых секциях фрамуги; 2–3-го этажей — во всех секциях фрамуги, в правой части большая выбоина; на 3–4-м этажах витражный фрагмент сохранился только в одной секции — в верхней части левой створки окна; на 4–5-м этажах вся фрамуга заполнена витражом; на 5–6-м этажах витраж сохранился во фрамуге и верхней секции левой створки.
На витражах в обеих парадных заметны следы от небрежной окраски рам, местами есть трещины, выбоины, утраты, деформирован свинцовый профиль.
Эти витражи представляют собой комплекс произведений декоративного искусства, выполненный в стиле неоклассицизма. Стилизованные гирлянды, характерные для петербургских витражей, в окнах этого дома воспроизведены в особенной, отличающейся от большинства образцов, манере: детали рисунка не набраны из цветных стекол, а написаны черной краской на фактурном стекле с поверхностным окрашиванием в зеленый и желтый цвет. Эта особенность не может быть результатом реставрационной замены, так как на фотографиях из архива КГИОП4 1991 г. они выглядят так же, как и на момент инвентаризации.
Май 2020
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Правая парадная
Окно 1-2-го этажа
Окно с витражом на 2-3-м этаже
Окно с витражом на 3-4-ом этаже
Витраж на 4-5-ом этаже
Окно с витражом на площадке 5-6-г этажа
Левая парадная
Окно с витражом на площадке 1-2-го этажа
Окно с витражом на площадке 2-3-го этажа
Окно с витражом на площадке 3-4-го этажа
Окно с витражом на площадке 4-5-го этажа
Текст: Алексей Юров, Наталья Басс
Фото: Сергей Васильев