5-я линия, 20. Витражи
Дом с флигелем Ф.А. Гутхейля, арх. Шауб В.В., 1890-1891
Объект культурного наследия регионального значения (Решение Малого Совета Санкт‑Петербургского горсовета № 327 от 07.09.1993)
В одной из квартир доходного дома сохранились витражные ставни, закрывающие нижнюю часть окна в помещении столовой. Ставни навешаны на петли, которые крепятся к наружной части обвязки оконной рамы. Из четырех витражных створок на момент обследования имелись три. На окне имеется оригинальная фурнитура. Витражи целые, есть трещины и небольшие сколы стекол, отхождение витражного полотна от краев деревянной рамы.
Витражи свинцово-паечные, крайний слева имеет геометрический рисунок в виде квадратов из бесцветного стекла с зелеными круглыми стеклами – «рюмочными плитками» – на средокрестиях. По краю каждой ставни проходит двойная рамка из желтого и красного кафедральных стекол.
На левой створке имеется подпись мастерской-изготовителя: М. Эрленбах и Ко ПРЕЕМН. Подпись находится у верхнего края витражного полотна, перевернута в результате неверной установки этой створки.
По фотографии из архива КГИОП видно, что точно такой же витраж с геометрическим рисунком находился в правой части окна.
Две створки в середине окна имеют изображения натюрмортов в круглых медальонах. Фоном им служит геометрический рисунок, аналогичный тому, что находится в боковой створке.
Натюрморт слева изображает битую дичь, в композицию вплетены изображения различных растений и охотничий рожок. Изображение справа представляет натюрморт в духе малых голландцев с омаром, фруктами, стеклянным бокалом и фарфоровым бело-синим кофейником. Оба натюрморта написаны обжиговыми красками на цельных круглых стеклах. Они заключены в двойную рамку из зеленого и красного стекла. Красное стекло двухслойное, с нацветом, по которому вытравлены круги, образующие орнаментальную кайму.
Витражные ставни и ширмы для окон появились в Петербурге в 1840-е годы и предназначались для украшения частных покоев в особняках знати. К 2022 году сохранилось лишь несколько подобных произведений искусства.
Эти витражные ставни представляют исключительную ценность еще и благодаря натурной подписи мастерской, существовавшей при торговом доме «М. Эрленбах и Ко. преемники». Она позволяет определить дату создания этих витражей: до 1894 года, — так как в этом году для продолжения деятельности торгового дома «М. Эрленбах и К°» было образовано Северное стекольно-промышленное общество. Под словами «преемники» незримо выступали купцы первой гильдии — финляндский уроженец Эмиль Федорович Штуцман и прусский подданный Максимилиан Леонтьевич Франк.
По своему типу эти витражи относятся к традиции декоративно-прикладного искусства эпохи викторианской Англии. Подобные разноцветные окна с небольшими круглыми или овальными расписными медальонами на геометрическом фоне были широко распространены в частных домах Великобритании, и популярны в Западной Европе на протяжении всего XIX—начала ХХ в.
Февраль 2022
Общий вид
Фрагмент оконной фурнитуры
Витражные ставни на окне
Левая створка
Подпись мастерской "М. Эрленбах и К. Преемники"
Центральные створки
Охотничий натюрморт на витраже
Обратная часть витража (со стороны улицы)
Столовый натюрморт
Текст Татьяны Княжицкой
Фото Сергея Васильева
Проект "Витражи С.-Петербурга: инвентаризация 2019-2022"