Большая Морская ул., 35. Витражи

Доходный дом страхового общества «Россия», гражд. инж. Гимпель А.А. совместно с арх. Ильяшевым В. В., 1905-1907

Объект культурного наследия федерального значения

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

В этом доме находится комплекс из 10 витражей витражей, входные двери лицевого корпуса и внутреннее окно с декоративным остеклением.

Входные двери созданы по эскизам одного из авторов архитектурного проекта – зодчего В. В. Ильяшева. Эскизы были опубликованы в 1907 году в «Ежегоднике общества архитекторов-художников» . Имеющаяся дверь главного и входа и идентичная ей внутренняя дверь тамбура в целом соответствуют одному из эскизов, за исключением некоторых деталей и расстекловки фрамуги. Во внутренней двери местами сохранились стекла с фацетом. Большинство латунных накладок на дверных полотнах утрачены.

Две двери справа и слева от главного входа также соответствуют замыслу зодчего. Декоративное стекло имеется только в дверном полотне правого входа, который ведет в магазин. Эта дверь воссоздана в 2006 г. В ее нижней части над дубовыми филенками с резными розетками находятся вставки из толстого тонированного стекла толщиной 10 мм., со скошенными полированными гранями «под фацет». Они собраны по 10 штук в панели на латунном профиле . Эти вставки хорошо дополняют другие материалы в отделке фасадов, и поблескивает в дубовой оправе двери как кристаллы в друзе драгоценного камня. Верхние дверные филенки также из тонированного стекла толщиной 6 мм.

Третий опубликованный эскиз двери, возможно, представленный как один из вариантов, не был осуществлен. На рисунке во фрамуге над дверью размещено изображение драккаров, плывущих мимо горных берегов. Этот сюжет мог быть выполнен как из майолики, так в технике витража. Учитывая, что на эскизе изображены вертикальные членения деревянной рамы, вторая версия кажется более убедительной.

Окна с витражами, общим числом 10, сохранились на промежуточных площадках главной лестницы.
На площадке 1-2 этажа находится три небольших вертикальных окна с витражами, составляющими единый сюжет. Они стоят особняком среди всех других петербургских витражей и представляют собой уникальный образец живописного подхода к произведению витражного искусства. Изображен зимний пейзаж: на фоне заснеженной холмистой местности с замерзшим ручьем зритель видит несколько деревянных построек с остроугольными крышами, характерными для северной народной архитектуры. Свободная композиция, лишенная условности, принятой в декоративном искусстве, многоплановая композиция, обобщенный характер изображенных деревьев на заднем плане, полное драматических эффектов закатное небо, преобладающее живописное начало над графическим выделяет эту работу среди всех других пейзажных композицией в петербургских витражах.

Уникален этот триптих и по стеклянному набору – в нем полностью отсутствует фактурное стекло, характерное для петербургских витражей этого периода и практически нет одноцветных стекол. Рисунок набран из опаловых и опалесцентных пластин, чрезвычайно разнообразных по колористическим нюансам, которые и формируют это изображение как картину, а не декоративное панно.

Контурная линия на изображении бежит свободно и прихотливо. Кажется, что мастер, собиравший витраж, строго следовал эскизу, нарисованному легко и непринужденно, и не упростил графику даже там, где это было оправдано сложностью работы с очень мелкими фрагментами стекла. Изумительные по красоте детали: замерзший ручей, избушки характерного северного облика, покосившиеся ограды, – выполнены чуть ли не с ювелирным мастерством. Столь мелкий рисунок при переводе его в витраж требует очень маленьких фрагментов стекла и тщательной подгонки деталей. Все вместе – тип изображения на триптихе – полноценная картина, «написанная» кусочками опалесцентного стекла, а не декоративное панно, почти полное отсутствие росписи (подцвеченный краской фрагмент наблюдается только в оранжевой пластине стекла, изображающей полосу заката), определенный ассортимент использованных стекол, наличие очень мелких деталей, – наводит на мысль об использовании в этой работе техники Тиффани (сборки на медной фольге). Эту гипотезу необходимо подтвердить более тщательным обследованием с близкого расстояния. 

Такой тип витражей впервые появился в творчестве американского художника Луиса Комфорта Тиффани (1848-1933). Витражные картины из опалесцентного стекла начали набирать популярность в начале ХХ века и до сих пор создаются в витражных мастерских по всему миру.

Сохранность витражного триптиха удовлетворительная, следов реставрации при визуальном осмотре не замечено. В правом верхнем углу правого витража имеется небольшой скол. Все три оконные рамы не имеют оконных приборов, вероятно, они «глухие».

На площадке 2-3 этажа находится большое стрельчатое окно, его металлическая рама разделена на девять секций. Витраж растительного типа с изображением тюльпанов. В верхних шести секциях сохранились подлинное витражное полотно начала ХХ века. В трех нижних секциях рисунок воспроизведен краской по обычному оконному стеклу и является результатом воссоздания утраченного фрагмента в имитационной технике. Вероятно, замена подлинных стекол произошла по образцам демонтированных аварийных фрагментов в нижней части витража.

В оригинальной части использованы зеленые и красные опалесцентные стекла разных цветов в изображении цветов и листьев, стебли набраны из зеленого стекла с фактурой «Piramid Glass», фон над рисунком – из бесцветного кафедрального стекла, по краю окна проходит полоса из одноцветного желтого кафедрального стекла, фоновое заполнение из рифленого бесцветного стекла. Все стекла целые, без трещин и других повреждений. Окно «глухое».

Витраж на площадке 3-4 этажа расположен в трапецевидном шестиугольном окне. Переплет металлической рамы разделен на девять секций. Оригинальный витраж начала ХХ века сохранился в пяти верхних секциях окна. В центральной секции декоративные стекла утрачены, заменены на позднее цельное бесцветное стекло с мелкой фактурой. Центральная секция окна является подвижной створкой, на ней заметны остатки фурнитуры. В трех нижних секциях рисунок нанесен в имитационной технике краской на оконное стекло. Вероятно, он повторяет изначальный мотив, однако недостаточно точно, что видно по отсутствию черных контурных линий между камнями на земле, которые были бы неизбежны при создании витража в наборной технике. В целом нижняя часть витража соответствует логике развития композиции и характерна для декоративного искусства стиля модерн. Вероятно, она выполнена по образцу утраченного витражного полотна или через непродолжительное время после утраты. Время и обстоятельства реставрации ХХ века не известны.

На витраже симметрично относительно вертикальной оси изображены драконы со звериными остроухими мордами на длинных змеевидных шеях. Крылья и тонкие хвосты с пучком растительных завитков на концах завершают облик фантастических существ, прототипом которых являются изображения драконов из средневекового скандинавского бестиария XI-первой половины XII века . 

Изображение в окне концентрируется в верхней части: змееподобные шеи зверей переплетаются петлевидным узором, места пересечений подчеркнуты дополнительными завитками, заполняющим свободную плоскость и уплотняющими узор в композиционно важном месте окна.

Изгибы тел драконов формируют декоративную раму окна, не совпадающую с формой проема в стене. К сожалению, не сохранилось оригинальное заполнение в центральной секции окна, где имел продолжение лиственный узор.
Историческая часть этого витража полностью выполнена из гладких и фактурных опалесцентных стекол. Использованы голубые, зеленые, коричневые, красные, желтые и оранжевые цвета, разнообразные по колористическим нюансам. Желтые стекла с фактурой «Ondoyant» отлично имитируют золото. Все стекла, кроме фонового заполнения из кафедрального бесцветного стекла, не прозрачные, благодаря чему часть окна с изображением воспринимается как дорогая мозаика, собранная из драгоценных материалов: камней, металлов, и перламутра.

Это уникальное произведение искусства – единственное из известных в Петербурге – интерпретирует средневековое наследие скандинавской культуры. Стилизованные изображения драконов в характерной для декоративного искусства Норвегии ХI-ХII вв. манере говорит о том, что создатель витража был хорошо знаком с исходным материалом.

Сюжет и разнообразие использованных опалесцентных стекол не характерны для петербургского витражного искусства. Сохранившиеся подлинные стекла целые. Витражное полотно деформировано в левой и центральной верхних секциях.

Окно на площадке 4-5 этажа прямоугольной формы, с металлической восьмичастной рамой. Витражное полотно сохранилось в верхних четырех секциях, внизу – в советский период заменено на оконное стекло. Центральная секция открывается, на ней сохранились фрагменты оконных приборов.

Витраж симметричен относительно вертикальной центральной оси. На нем изображены павлины, сидящие на ветвях дерева. Углы заполнены рисунком из желто-коричневых листьев и лиловых круглых плодов. Полуциркульная дуга с геометрическим орнаментом отделяет их от основного изображения.

Использованы стекла – опалесцентные зеленые, желтые, коричневые, голубые, оранжевые, с большим числом переходных оттенков, а также рюмочные плитки красного стекла и опаловое стекло. В орнаментах и в обрамлении вдоль оконной рамы применено бесцветное, одноцветное желтое, темно-розовое и синее стекло.

По иконографии этот витраж типичен для декоративного искусства эпохи модерна. Павлин – распространённая тема, часто встречающаяся в европейском и американском вариантах стиля: в печатной графике, керамике, архитектурном декоре, в том числе и в витражах. Однако в петербургском витражном искусстве павлин встречается очень редко. Набор стекол в этом окне, как и на других этажах – богатые оттенки опалесцентных стекол с фактурой и без нее – не характерны для петербургского витражного искусства начала ХХ века.

На площадке 5-6 этажа находится четыре витража: триптих в окнах верхнего света с изображением еловой ветви с шишками и полуциркульное окно с сюжетным витражом. Триптих выполнен в комбинированной технике: детали прописаны краской, изображение еловой лапы собрано из опалесцентных зеленых и коричневых стекол разных оттенков с фактурой. Фон из пятиугольников неправильной формы набран из бесцветного кафедрального стекла. Вдоль рамы каждого окна проходит узкая двойная рамка из красного опалесцентного и бесцветного кафедрального стекол. В центральном окне сохранилась ручка-завертыш. Два боковых окна по всей видимости «глухие».

В металлической раме полуциркульного окна, разделенного на шесть секций, витражное заполнение сохранилось в двух боковых верхних створках. В остальных бесцветное стекло прозрачное и матовое, в левой нижней секции разбито. Центральная створка распашная. Несмотря на то, что в этом окне сохранилось менее 50 % витража, он является одним из самых эффектных и необычных витражей Петербурга.

Изображен сюжет из скандинавской мифологии – конец света Рогнарёг, а именно тот момент, когда бог Тор вступил в схватку с мировым змеем Ёрмунгандом и победил его. Солнце и луну поглотили чудовища, морские волны поднялись выше звезд, и состоялась битва сил тьмы и света, после чего старый мир погиб, а затем – жизнь возродилась.

Несмотря на то, что сохранилось только два фрагмента от этого уникального витража, сюжет прочитывается однозначно: в правой части окна представлен седобородный старик в красном плаще – это бог Тор, атрибутом которого является молот. Волны взметнулись выше огненных туч и обернулись вокруг сияющих звезд. По фотографии 1980-х, где эта часть витража представлена без утрат, видно, что над головой старца изображены две падающие звезды, а из туч бьют молнии.

В одной руке Тор держит молот, вторая, от которой сохранились только очертания паечным контуром, протянута наверх. В правой части окна –извивающееся кольцами тело гигантского змея. Видимо, в центральной створке окна находился смысловой узел этой драматической сцены.

Витраж выполнен в комбинированной технике: краской прописаны звезды, объем облаков и изображение старика. Тонкая светотеневая моделировка лица и руки персонажа, детали его одежд выполнены на высоком профессиональном уровне. В изображении седых волос использован прием процарапывания красочного слоя, что позволило изобразить тонкие седые волоски, выбившиеся из прядей. Объем лица и рук прописан краской с последующим процарапыванием красочного слоя.

Эффектны детали – браслет из желтого стекла с фактурой имитирует золото, звезды ярко проступают на тонированном темной краской светлом стекле. В изображении мифологического змея использованы фактурные опалесцентные стекла разных цветов и оттенков. Их палитра настолько разнообразна, что сам этот фрагмент выглядит как живописная работа сияющими красками. Сложное композиционное решение, плотность заполнения плоскости деталями сюжета, продуманный подбор опалесцентных стекол широкой цветовой гаммы, умелая живописная проработка деталей, умение работать со светом, как со специфическим материалом в витражном искусстве – все свидетельствует о том, что этот витраж был создан опытным художником, хорошо знакомым со спецификой витражного искусства.  К сожалению, не обнаружено никаких материалов, которые позволили бы судить об утраченных фрагментов.

Сохранность левой части витража удовлетворительна: выбит узкий треугольный фрагмент стекла над головой старика, некоторые стекла с трещинами. В результате реставрации ХХ века утрачены звезды в верхней части витражного полотна. С обратной стороны стекла видна грубая пайка реставрационного характера и следы монтажной пены по периметру рамы.

В правой секции витража некоторые цветные опалесцентные стекла утрачены, заменены обычным оконным стеклом с росписью, вероятно, масляной краской, со следами шелушения. Секции рамы без витражей остеклены матовым стеклом, оно держится на пластилине, местами разбито и находится в аварийном состоянии.

Интересно, что металлические рамы витражей вставлены лицевой частью наружу. Об этом говорит тот факт, что замазка, удерживающая стекла, находится со стороны интерьера, а металлические декоративные накладки на раме – с внешней стороны. При этом витражные модули смонтированы верно, поверхностью с росписью к лестничному объему. Почему так произошло: было ли это ошибкой монтажа рам или продуманным решением, – остается загадкой.
На каждой площадке лестницы, куда выходят двери бывших квартир, имеются небольшие внутренние окна, когда-то служившие источниками дополнительного освещения для внутриквартирных коридоров. В настоящий момент они закрыты непрозрачным материалом. В одном окне на 3 этаже сохранилось фактурное стекло «Muranese» мелкого модуля. Такое стекло характерно для декоративного остекления начала ХХ века, однако обращает на себя внимание более выпуклый рельефный рисунок на этом стекле, чем в других образцах «Muranese» в С.-Петербурге. Это может говорить о его происхождении из другой страны или региона. Стекло закрашено белой краской.

Комплекс витражей на главной лестнице доходного дома России является выдающимся памятником витражного искусства. Его тема уникальна для Петербурга и может быть прочитана как цикл, посвященный центральному сюжету в скандинавской мифологии – концу света Рагнарёк. Зимний пейзаж на 1-2 этаже обозначает апокалиптическую трехлетнюю зиму, когда с неба стали падать звезды, появились древние хтонические чудища (драконы на витраже 3-4 этажа), от землетрясений задрожало мировое древо Иггдрасиль (дерево с павлинами на 4-5 этаже), и все завершилось битвой сил света и тьмы (витраж 5-6 этажа), гибелью мира и его последующим возрождением. В этой схеме пока не найдено место витражу 2-3 этажа с изображением цветов.  Такая содержательная программа соответствовала идеологии страхового общества «Россия», владевшего зданием, и могла рассматриваться как реклама его деятельности по страхованию жизни и имущества.

Эти витражи в целом не характерны для витражного искусства Петербурга. Предположительно, их создали в одной из витражных мастерских Прибалтики, Финляндии или Германии. Эти уникальные произведения искусства представляют собою загадку в истории петербургской культуры. Их атрибуция и тщательное изучение остается делом будущего.

Состояние всех витражей предаварийное, требует проведения срочной консервации и реставрации, а также защитных мер от многочисленных неорганизованных туристов, бесконтрольно посещающих этот уникальный и ценный памятник архитектуры.

Апрель 2021

Эскизы дверей - проекты архитектора В. В. Ильяшева из ЕОАХ

Эскизы дверей начала ХХ века дома страхового общества Россия на Большой Морской ул., д. 35

Внутренняя дверь тамбура главного входа

Двери дома страхового общества Россия в Петербурге на Большой Морской, 35. Фото 2021

Правая дверь главного фасада, воссозданная в 2006 г.

Двери дома страхового общества Россия в Петербурге на Большой Морской, 35. Фото 2021

Двери дома страхового общества Россия в Петербурге на Большой Морской, 35. Фото 2021

Витражи 1-2 этажа. Триптих с пейзажем

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Левое окно

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Центральное окно

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Правое окно

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витражи 1-2 этажа в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж 2-3 этажа

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж 3-4 этажа

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж на 4-5 этаже

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витражи 5-6 этажа

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Левое окно триптиха

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Центральное окно триптиха

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Правое окно триптиха

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Витраж со сюжетом конца света Рагнарёк

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Бог Тор с молотом

Витраж в доме страхового общества Россия в Петербурге по адресу ул. Б.Морская, 35. Фото 2021

Фото из архива Т. В. Княжицкой 1980-х

Витраж с изображением бога Тора по адресу Петербург, ул. Большая Морская, 35. Фото 1980-х, из архива Т.Княжицкой

Витраж в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Витраж в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Правая часть с изображением гигантского змея Ёрмунганда

Витраж в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Витраж в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Витраж в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Окно с декоративным остеклением стеклом "Muranese" на 2 этаже

Декоративное остекление стеклом Muranese в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Декоративное остекление стеклом Muranese в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Декоративное остекление стеклом Muranese в Петербурге в доме страхового общества Россия на Большой Морской ул., 35. Фото 2021

Текст: Княжицкая Татьяна

Фотографии волонтеров проекта "Витражи Петербурга: инвентаризация 2019-2021"