Публикация статьи столетней давности по развитию, технике и некоторым нюансам витражного дела.

Эрнест Тоде.Мы продолжаем знакомить вас с забытыми материалами по витражному делу. Публикуемая статья, известная лишь узкому кругу специалистов, является исследованием Эрнеста Тоде (1858-1932гг.) — историка, теоретика, успешного художника, создавшего множество витражей в конце XIX и начале XX в.

Очерк называется «Стекольная живопись». Именно так на протяжении всего XIX и в начале ХХ столетий называли витражи с росписью. Одновременно с этим существовали понятия «цветное окно», «мозаичное окно», «узорное окно», или «цветные стекла в свинцовой оправе», все они обозначало витражи без росписи, собранные в древней свинцово-паечной технике. Слово «витраж», которым сегодня принято называть любой вид декоративного остекления, независимо от способа исполнения, происходит от французского слова «vitrage» – «остекление». В русском языке оно появилось в 1900-е годы и к революции 1917 года только начало входить в обиход.

Публикуемый материал — это доклад Эрнеста Тоде, сделанный им в Рижском архитектурном обществе и впоследствии опубликованный в переводе в журнале «Зодчий» (№       23, 1908 год).

Продираясь сквозь тяжеловесные обороты немецкой речи, устаревшую и не всегда понятную терминологию, названия давно забытых, а часто и неизвестных нам церквей и соборов, мы видим за ними увлеченного своим делом человека, настоящего подвижника, посвятившего всю свою жизнь витражам: изучению их истории, популяризации наследия, исследованиям разнообразнейших и тончайших нюансов этого искусства: от соединения стекол межу собой до взаимодействия цветов.

Тоде был приверженцем немецкой школы витражного искусства, это отчетливо видно сегодня на примерах сохранившихся его работ. Он с предубеждением относился к новшествам, предложенным американцем Л. К. Тиффани. Стиль модерн от считал врагом старой техники живописи на стекле, а витражи из опалесцентных стекол всего лишь «красочными». Полагая, что им «недостает глубины выражения, достигаемой лишь при совершенном рисунке», Э. Тоде не желал замечать то новое качество, которое витражи приобрели благодаря опалесцентным стеклам, живописные возможности которых кроются в самом материале, в его неоднородной колористической структуре и фактурном разнообразии поверхности. Впрочем, автор, будучи художником, не мог не отметить замечательной декоративности стекол Тиффани, «блестящее будущее» которых он предвидел. 

Скорее всего, ни один из художников декоративного стеклоделия нашего времени не найдет в этом очерке ничего нового для себя. Публикуемая статья — один из «камешков» того фундамента, на котором стоит современное витражное дело.

Слова самого Эрнеста Тоде, сказанные сто лет назад, сохраняют свою актуальность и сегодня: «Современная техника, в основных чертах своих такая же как и в старину, с тою лишь разницей, что усовершенствование стеклянного производства, более богатый выбор материалов и пользование многочисленными средствами современной химии дает нам возможность достигать таких эффектов, о которых не могли и мечтать в старину.».

23.01.2012, 6502 просмотра.