Полищук Леонид и Щербинина Светлана, Москва
Леонид Григорьевич Полищук и Светлана Ивановна Щербинина.
Художники – монументалисты. Творческий и семейный союз. Оба — народные художники России, члены-корреспонденты Российской академии художеств.
В конце 1960-х-1970-х работали в области витража. Ими создано около 10 монументальных работ, многих из которых сохранились.
Первая работа была создана ими в 1967-1968 году для Института автоматики и телемеханики в Москве (ныне институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, ул. Профсоюзная, 65, арх. Д. Метаньев).Изображение воспринимается как поток информации, закодированный в образах-символах, которые надо не столько рассматривать, сколько разгадывать или читать с помощью электронной вычислительной машины. Это – один из первых абстрактных витражей в советском искусстве.
Второй комплекс витражей создан ими для гостиницы «Интурист» в Москве (Большая Тверская, д. 3, 1970 г. арх. В. Воскресенский, А. Болтвинов). Витражи «Космос» и «Земля в цвету» имеют абстрактный характер, но с вкраплением символов, напоминающих солнце, луну, голубя, человекоподобную фигуру в светящемся ареоле. Авторы не обращаются к конкретным сюжетам, а создают метафорический образ, используя художественные средства цвета, света и специфики стеклянных сияющих кристаллов.Композиция «Мужчина и Женщина» была одной из самых скандальных работ того времени, и из-за этого почти не упоминался в периодической печати.
Третий объект с витражами Л. Полищук и С. Щербининой– гостиница «Интурист» в городе Запорожье на Украине (1971 г., арх. С. Тульчинский). Витраж «Мир» площадью 12 кв. м. –аллегорическое изображение женщины с крыльями-руками, выполненное из бесцветного стекла, которое ярко выделяется на фоне сияющей кладки из небесно-голубых стеклянных кристаллов.
Чаще других в советской периодике 1970-1980-х публиковалась работа художников, созданная ими для дворца культуры химиков в Уфе (1970-1973, арх. Ф. Лифшиц, К. Курбатовский) — огромный стеклянный объект «Пегас». По существу это — пилон, облицованный стеклянными плитками разного цвета и подсвеченный искусственным светом.
Витраж «Победа добра над злом» в этом же здании — с фигурой всадника в развевающемся алом плаще, показанной в сложном ракурсе, она движется прямо на зрителя: этот прием был заимствован из искусства кинематографии.
Последняя работа в области витража создана художниками для института океанологии в Москве по адресу Нахимовский проспект, д. 36 (1977-1978, арх. Ю. Платонов, Е. Вигдорчик).Площадь витража «Гидронавты» 74 кв. м. Он выполнена из блоков литого стекла с ровной поверхностью, аккуратно напиленных одинаковыми «кирпичиками“. Кладка стеклянных кирпичей не имеет строго геометрической последовательности, она следует за контурами фигур, формирует объем и глубину в порядке, определенном замыслом создателей, подобно тому, как биологические клетки формируют живой организм.
Статья о витражах Л. Г. Полищук и С. И.Щербининой опубликована в журнале «Художественное стекло и витраж», вып. 8. и размещена на страницах интернет-портала «Витражи в России.»