Гришаев Владимир (1951-1999)
Владимир Федорович Гришаев (1951-1999) – советский художник-монументалист и книжный график, первый витражист в Чувашии. Создал около полусотни витражей для десятков зданий в Чебоксарах.
Родился 4 марта 1951 года в городе Сызрань Самарской области в семье рабочих. Рисовал с детства. В 1968 году поступил на художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им И. Я. Яковлева. Во время дипломной практики в 1973 году побывал в Вильнюсском художественном институте, где стажировался у знаменитого мастера литовского витража Альгимантаса Стошкуса.
В дипломной работе выпускника-монументалиста чувствуется влияние произведений А. Стошкуса. В дальнейшем художник выработал свой собственный почерк, характерный для советской эпохи и в то же время уникальный для этого мастера.
Участвовал в республиканских, всероссийских и международных выставках. Он числился на Чувашском творческом производственном комбинате Художественного Фонда СССР. В последние годы жизни преподавал в художественном училище.
Витраж был настоящей страстью Владимира Гришаева. Со стеклом он работал на протяжении двадцати лет – в 1980-1990-е – и много создал в этой области. Эволюция творчества мастера в сфере витражного искусства в общих чертах соответствует периодизации советского искусства витража, от хрестоматийно-позитивных фигур 1970-х до орнаментальных и абстрактных, навеянных первыми шагами компьютерной графики в СССР в 1980-е, и снова образные, духовной тематической направленности в 1990-е.
Помимо монументальных работ мастер достиг интересных результатов в живописи, графике, занимаясь ими в свободное время, как хобби. Многие из этих его работ заслуженно находятся в собрании Чувашского государственного художественного музея.
Наследие советского времени повторяет судьбу прекрасные витражей дореволюционной эпохи: незаметно исчезает, не изученное и незафиксированное на фотографиях. Так и в случае с работами Владимира Гришаева близкие родственники художника фиксируют даты утрат, но не находят следов исчезнувших работ…
Витражи Владимира Гришаева в отдельно взятом городе большой страны сегодня представляют для нас несомненную ценность, как проявление духовной жизни талантливого человека – представителя своей эпохи, творчество которого определялось обстоятельствам времени его жизни.
Предвзятое отношение ко многим явлениям советского времени, в том числе к монументальному искусству, приводит сегодня к бездумному и равнодушному уничтожению не просто устаревшей отделки интерьеров и фасадов, а настоящих произведений искусства, которые составляют отечественный художественный фонд. К большому сожалению, первые витражи в Чувашии разделяют судьбу многих значительных памятников монументального искусства бывшего СССР.
Все иллюстративные и биографические материалы для статьи предоставлены родственниками художника З.В. Гришаевой и М.В. Гришаевой.
Благодарим фотографа Александра Демьянова, любезно предоставившего фотографии витражей В. Гришаева.
В 1990-е о художнике была сделана телевизионная передача.
Список основных работ Владимира Гришаева:
1. Дипломная работа 1973 г. Совместно с В. Скворцовым. Руководители Н. С. Ведерников, Г. И. Иванович.
2. Комплекс из десяти витражей для профессионального технического училища № 1 в Чебоксарах (1977-1978). Десять витражей под названием «Юность» не сохранились, известны по фотографиям. Тема витражного комплекса – «гимн молодости», изображения юношей и девушек в принятом в 1970-е упрощенно-обобщенном ключе, с символами труда и науки.
3. Комплекс витражей для профессионального технического училища № 1 в Чебоксарах «Вселенная», предназначенный для холла. 1980. Не сохранились.
4. Эскиз витража для чебоксарского аэропорта 1981-1982 гг. Не осуществлен.
5. Витражи «Праздник» и «Хмель» в фойе актового зала Чебоксарской межобластной школы МВД г. 1979-1980. Не сохранились.
6. Витраж «Икар» для фойе Чувашского межотраслевого территориального центра научно-технической информации и пропаганды. 1988.
7. Комплекс витражей для дворца бракосочетания в Чебоксарах (1992): «Торжественный» в технике торцевого витража и для зала «Золотая осень» в свинцово-паечной технике.
8. Панно «Дождь», торцевой витраж, бесцветное стекло. (в коллекции семьи художника). Начало 1990-х гг.
9. Орнаментальный витраж в детском саду на ул. Афанасьева, Чебоксары, начало 1990-х гг.
10. Витраж в музее боевой славы Чебоксарского Государственного Университета им. А. И. Ульянова, 1990-е.
11. Витраж «Архангел Михаил». 1990-е.
12. Витражный диптих «Битва Архангела Михаила с дьяволом». 1991. Чувашский Государственный Художественный музей.
Литература о художнике:
• Кадикина Л. И. В интерьерах современных зданий // Советская Чувашия. — 1991. — Март.
• Исаев В. Владимир Гришаев // Ялав. — 1993. — № 5.
• Фокина Ю. Жизнь коротка, путь искусства долог // Ульяновец. — 2011. — 21 апреля.
• Нарисуем – будем жить // Сцена Чувашии. — 2011. — № 3.
• Витражных дел мастер // Сцена Чувашии. — 2011. — № 2.
• Семенова Н. Ятне хайлавесем упрассе // Хыпар. — 2011. — № 43.
• Княжицкая Т. В. Владимир Гришаев — первый витражист в Чувашии.// Электронное издание «Культура и искусство». DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.14033. — 2015 — 2 (26). — С. 186-197.
Эта статья написана по публикации: Княжицкая Т. В. Владимир Гришаев — первый витражист Чувашии. / Электронное издание «Культура и искусство» № 2 (26), 2015. С. 187-197. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.14033.
Другие работы Владимира Гришаева можно посмотреть в альбоме «Витражи в Советском Союзе» и в альбоме в нашей группе «В контакте».
При перепечатке материалов интернет-портала «Витражи в России» активная ссылка на ресурс обязательна. Просим Вас ознакомится с правилами использования информации.