"Ранний витраж немецкого Средневековья. Особенности иконографии и композиционного построения". Автореферат Е.Ю.Козиной. Часть 1.

Козина Елена Юрьевна

 

Ранний витраж немецкого Средневековья.

Особенности иконографии и композиционного построения.

 

Специальность 17.00.04.

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

 

Санкт-Петербург

2000

 

  1. 1.     Общая характеристика работы

Актуальность работы. Памятники немецкой витражной живописи и в сегодняшнем своем состоянии сохраняют черты безусловного своеобразия в системе европейского искусства. Именно с Германией связаны первые дошедшие до нас произведения средневекового витража. Специфика художественной жизни обособленных княжеств и городов, отсутствие общепринятых изобразительных канонов, особенности технологического процесса, оригинальный колорит, сильное влияние местной культовой традиции — целый ряд аргументов побуждает выделить эти памятники в отдельную группу. Однако, гибель значительной части произведений и разобщенность оставшихся объективно препятствует фундаментальному обобщению и классификации корпуса немецкой витражной живописи.

Несмотря на существование обширного пласта научных трудов, посвященных отдельным произведениям и изобразительным школам, а также специальным вопросам колорита, техники и проч., тема эта до сих пор не получила последовательной разработки ни в иностранной, ни в отечественной литературе.

Цель работы состоит в осмыслении разрозненных памятников раннего витражного наследия Германии в их совокупности и попытке определить их своеобразие и эволюционные закономерности.

Методику работы обусловила сложность исследования сильно пострадавшего от времени изобразительного материала. Обобщение и систематизация ранних памятников немецкого витража сконцентрировались на иконографическом и композиционному аспектах, наиболее адекватно выдерживающих реконструкцию. При этом, путем формального сопоставления, выделялись «сквозные» иконографические модели и формы их трансформации во времени, а также закономерности композиционного построения.

Основные задачи исследования:

1. Проанализировать предпосылки возникновения витража и появления новой изобразительной системы: формирование символики света и ее роль в духовной жизни общества на рубеже романтического и готического периодов.

2. Суммировать сведения об отдельных памятниках ранней витражной живописи Германии, стремясь максимально пополнить представление о корпусе немецкого витража.

3. Выделить и исследовать последовательно встречающиеся иконографические и композиционные модели.

4. Определить самобытность раннего немецкого витража в контексте европейского средневекового искусства.

Научная новизна работы определяется в первую очередь новизной подхода к проблеме. Впервые памятники немецкой витражной живописи подвергаются обобщению и систематизации на основании иконографического и композиционного анализа. Вносятся некоторые поправки в традицию иконографического исследования, опиравшуюся ранее преимущественно на французскую витражную живопись. Композиционное построение витража рассматривается как органичный элемент общей архитектурной и изобразительной концепции средневекового храма.

Практическое значение работы состоит в том, что она дополняет представления о корпусе немецкой витражной живописи, реконструируя его целостность, и уточняет его роль и место в системе европейского средневекового витража. В данном исследовании предпринята попытка систематизировать представления о символике света, в ее развитии и трансформациях от поздней античности до готического периода, а также выявить причины ее массовой популярности на рубеже XII-XIII вв. с помощью источников религиозной и светской литературы. Результаты работы могут быть использованы в области иконографического анализа витражного наследия других стран, или иных жанров живописи в системе средневекового искусства, а также при чтении курсов истории искусства и христианской иконографии.

07.04.2014, 2869 просмотров.