"Витраж Ленинграда-Петербурга как художественное явление второй половины ХХ века". Автореферат А. Ф. Красник. Часть 4.

В третьей главе «Творческая практика петербургских витражистов на рубеже ХХ-XXI веков» на основе принципа, учитывающего единство пространственного, функционального и технологического аспектов, изучаются формообразующие и художественно-образные особенности петербургского витража 90-х г.г. Анализируется творчество ведущих петербургских витражистов, определивших в последнее десятилетие ХХ века общие и особенные тенденции в практике этого искусства. Характеризуется современная реставрационная деятельность в области витражного искусства. Выявляется специфика использования прошлых художественных традиций и практика новаций в авторском искусстве.

В первом параграфе «Витраж в общественном и жилом интерьере 90-х г.г. Художественные особенности и функции» отмечается, что, в отличие от большого числа витражных произведений предшествующего периода, предназначенных только для интерьеров общественного назначения, современные витражи вошли в жилые, выставочные интерьеры, а также в пространство храмов.
 При создании витражей для современного петербургского интерьера используются разные технологии и художественные материалы, применяются специфические принципы художественного решения. Но как и прежде, его формообразующие особенности и художественная целостность соответствуют функции и расположению витража в пространстве интерьера, определяемого теперь «авторской идеей» проектировщика, художника, дизайнера.

Следует заметить, что в декоративном своем качестве витраж чаще всего востребован в интерьерах камерного характера (кафе, бары и пр.), где он особенно интересен как цветовой акцент в общем ансамбле. Таковы, например, витражи в небольших оконных проемах арт-кафе «Сундук», имеющие декоративную функцию. В интерьерах, выполняющих те же функции, но обладающих большими габаритами, светоцвет витража включается в решение более сложных задач, делая его ведущим декоративным акцентом в ансамблевости интерьера. Таковы витражные артобъекты Ю.Манелиса в баре «Вена», где они выполняют архитектурно-декоративную функцию, зонируя пространство.

Можно согласиться с М.Коськовым, что в современных артобъектах мы имеем дело с авторским исполнением. Автор, который вместе с проектировщиком создает витраж, стремится сделать его «форму» согласованной с общей идеей окружающего пространства. Здесь не может быть «потока», «машинной обработки», как в массовой продукции.

В общественных интерьерах делового назначения часто располагаются монументально-декоративные витражи, способные взять на себя основную смысловую нагрузку: витражный плафон А.Натаревича в конференц-зале Дворца на Литейном достигает в периметре пятисот метров, а монументальность витража более скромных размеров в Адмиралтейском филиале Промстройбанка определяется не столько масштабностью изображения, сколько сложной сюжетной трактовкой. Автор Е.Иванов выбрал именно монументальное решение, создав обобщенную ассоциацию с образом Петербурга. В общественных и жилых интерьерах могут располагаться витражи-панно, тяготеющие к станковости и использующие искусственную подсветку. Таковы витражи Ю.Южаковой, расположенные в жилых интерьерах и иногда обрамленные в раму, как бы принадлежащие сразу двум пространствам — реальному и изображенному, но в наибольшей степени станковые витражи «проявлены» сегодня выставочным интерьером.

На основании проведенного исследования в диссертации делается вывод, что современный витраж может выступать как станковое искусство или быть продуктом артдизайна, украшать объемный предмет или плоскость оконного проема, быть декоративным «пятном» или сложной сюжетной композицией, выполнять как архитектурно-декоративную, так и декоративную функцию, но в любом случае его содержание по-прежнему определяется средой интерьера.

Во втором параграфе «Художественный поиск 90-х г.г.: традиции и эксперимент» практика витража рассматривается через призму авторского искусства последних лет. Анализируются общие тенденции художественного поиска 90-х г.г., продиктованные идеями постмодернизма. Выявляется специфика использования традиций и новаций современными петербургскими витражистами.

При обращении к деятельности петербургских витражных мастерских, в диссертации подчеркивается, что эта область совсем не изучена. Многие мастерские, выполнив немало интересных заказов городского уровня, не выдерживают жестких условий современного артрынка и временно или навсегда прекращают свою деятельность, которая так и остается не зафиксированной искусствоведами.

Неустойчивость больших коллективов порождалась в прошедшее десятилетие не только экономическими причинами, но и тем, что индивидуальное творчество здесь несколько невелировалось. Поэтому к числу важных событий витражной практики последних лет можно отнести тенденцию к образованию так называемых «творческих пар», демонстрирующих возможность более свободного творческого самовыражения. Это стало одним из моментов следующей фазы развития современного витража, когда заявило о себе как о сформировавшемся художественном явлении авторское исполнение.

Один из таких союзов создали О.Ильина и В.Таракановский. Художники отстаивают право витража на жанровое решение. Их персональная творческая мастерская формулирует новые позиции в понимании потенциала этого искусства, демонстрируя явную ориентацию на станковость.

Общие тенденции художественного поиска 90-х г.г. сконцентрировались в авторском искусстве отдельных художников, по нашему мнению, это творчество двух ключевых фигур — А.Натаревича и Ю.Манелиса.

А.Натаревич — один из тех художников, кто стоял у самых истоков возрождения петербургского витража. Среди программных работ --витраж, выполненный для Дворца культуры в Тихвине (80-е г.г.); витражный плафон для культурно-делового центра «Дворец на Литейный» (90-е г.г.) и т.д. Огромные размеры, сложная сюжетная трактовка, художественные приемы характерны для монументально-декоративных произведений. Работы «Шумерские знаки», «Киоскерша», «Петербургский мотив», «Парламент», витражи с сюжетами на ветхозаветные темы, созданные в последние годы, тяготеют к станковости и, соответственно, заявляют о своей ориентации на выставочный интерьер. Стремление к определенной независимости от непосредственного предметного окружения ощущается в монументальных и тем более в станковых работах А.Натаревича.

Творчество Ю.Манелиса концентрирует в себе другую стратегическую ветвь развития петербургского витража. Рестораны «Санкт-Петербург», «Фортеция», «Кронверк», бар «Вена» и многие другие петербургские интерьеры включают витражные работы художника, которые можно отнести к артобъектам или произведениям декоративно-прикладного искусства. Это знаменитые светильники в форме зонтиков, это и изящно выполненное сооружение в виде беседки с искусственно подсвеченными колоннами и с плафоном-витражом. Произведения Ю.Манелиса реализуют себя только в условиях конкретного интерьера, «работая» на его образ в качестве декоративного дополнения или декоративной доминанты.

В диапазоне этих направлений работают сегодня многие витражисты Петербурга. В диссертации анализируется творчество Н.Гончаровой, Е.Иванова, В.Лебедева, С.Мурашкевич, С.Хвалова, Н.Энтелис, Н.Южаковой, А.Яковлева и др.

На основании проведенного анализа обобщаются характерные моменты практики петербургского витража с точки зрения использования традиций и новаций современности.

Вписываясь в русло общих художественных процессов, свойственных эпохе постмодернизма, петербургский витраж ищет свои эстетические и художественные «точки опоры». По мнению Т.Е. Шехтер, эссеистический характер произведений постмодернизма при анализе демонстрирует принципиально новое понимание художественной структуры, открывает новые возможности для искусства в целом.

Сегодня создаются витражи, выполненные с ориентацией на средневековые традиции. В одних учитывается драгоценность цвета как главной доминанты художественного целого. В других — религиозная сюжетика, где применяются приемы иконописи или станковой живописи .Хвалов). Создаются и витражи с реминисценциями искусства модерна .Гончарова) и авангардного искусства начала ХХ века . Лебедев). Наиболее трудными для изучения выступают витражи, фокусирующие в себе реминисценции разных эпох. Однако именно петербуржцы овладели здесь тонкой художественной нюансировкой, которая корректно напоминает о приемах того или иного стиля.

Петербургский витраж как художественное явление рубежа веков фиксирует и новые процессы, свидетельствующие о переменах в культуре последнего десятилетия. Высказываясь с помощью культурных цитат и «играя» со временем, витраж, однако, все чаще апеллирует к событиям сегодняшнего дня. С нашей точки зрения, — это ситуация явной ориентации на станковость, которая приняла распространение в авторском искусстве и в определенной мере вывела витраж из пространства традиционного интерьера в пространство выставочного. Об этом свидетельствует первая крупная выставка современного витража, проходившая в конце 2002 года в залах ленинградского Союза художников.

В диссертации подчеркивается, что современные авторы много внимания уделяют общей эстетике витража и способам многообразной разработки декорирования стекла, но при этом они работают в технике традиционного паечного витража. А изысканность и оригинальность художественных решений таковы, что большинство витражей не поддается тиражированию.

В третьем параграфе «Проблемы сохранения и реставрации витражей в современных условиях» обобщается реставрационная практика современных витражистов. Характерной особенностью в условиях Петербурга стало участие в этой деятельности профессиональных художников, получивших образование в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии на кафедре, возглавляемой О.Л. Некрасовой-Каратеевой. В диссертации отмечается, что предшествующие реставрационные работы часто не отвечали многим требованиям, предъявляемым к восстановлению памятников витражного искусства, поскольку в городе не было опытных реставраторов-витражистов. Реставрацию прошлых лет можно, скорее, назвать консервацией.

Сегодня проведение реставрационных работ осуществляется по специально разработанным программам: так была проведена повторная реставрация витража «Воскресение Христа», украшающего главный алтарь Исаакиевского собора, витражей из Юсуповского дворца и пр.

Особо подчеркивается, что характерной чертой деятельности витражистов Петербурга стало органичное единство их реставрационной и авторской практики. Многие художники, являясь авторами оригинальных витражных произведений, выступают и как опытные реставраторы-витражисты. Одна из причин видится в восстановлении интереса к свинцово-паечному витражу (ранее эта преемственность сохранялась прибалтийскими мастерами).

В целом же можно утверждать, что, во-первых, в Петербурге в течение последнего десятилетия сформировалась собственная школа реставраторов-витражистов. И, во-вторых, что современная реставрационная деятельность выступает органичным продолжением общей творческой ситуации, характеризующей витраж как самостоятельное художественное явление петербургской культуры рубежа ХХ-ХХI веков.

В заключении подводятся итоги и делаются общие выводы. В разные эпохи отношение к витражному искусству было неравнозначным: периоды интереса сменялись почти полным его забвением. Неравномерность востребованности этого искусства, принципиальные различия в формообразовании и художественных приемах характерны и для творческой практики Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века. Выступив здесь как самостоятельное художественное явление, витраж продемонстрировал способность к органичной включенности в художественную практику современности, в том числе и в стилевое многообразие последнего десятилетия ХХ века.

14.03.2009, 5440 просмотров.