"Витраж Ленинграда-Петербурга как художественное явление второй половины ХХ века". Автореферат А. Ф. Красник. Часть 1.

На правах рукописи
     УДК 748.5

Красник Анастасия Федоровна

ВИТРАЖ ЛЕНИНГРАДА-ПЕТЕРБУРГА

КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
 ХХ ВЕКА

 

Специальность 17.00.04 — Изобразительное и декоративно прикладное искусство и архитектура

 

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения


Санкт-Петербург
2003


Диссертация выполнена на кафедре искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Т.Е.Шехтер

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор П.А.Кудин

 кандидат искусствоведения, доцент В.А.Круглова

Ведущая организация: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии

Ученый секретарь Диссертационного совета
кандидат искусствоведения, профессор          В.М.Мошков


 
Актуальность темы исследования. Художественная культура рубежа ХХ-ХХI столетий насыщена событиями и чрезвычайно разнообразна. В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов. С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и проявляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца ХХ века.

Искусство витража обретает особую ценность в условиях эры высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию. Это демонстрирует и петербургский витраж, вобравший в себя всю сложность культурных процессов второй половины ХХ века и прочно утвердившийся в системе современных искусств. Именно в Петербурге стало возможным параллельное творчество таких непохожих художников, как Ю.Манелис с его стремлением к ярким, «взрывным» цветам и А.Натаревич с его утонченной палитрой, сбалансированностью тональных переходов.

Витраж вошел в современную художественную практику через богатый диапазон форм и эстетических характеристик — от небольшого светильника до монументального панно, от декоративного штриха до архитектурно-декоративной доминанты, от станкового произведения до конструкций артдизайна, от орнаментальных форм до сюжетных решений. Исключительная способность к синтезу света и декора получила выражение в функциональной и художественной гибкости витража. Эта уникальная особенность определила его судьбу в разных культурах, а также его востребованность современностью, которая все острее актуализирует необходимость изучения творческой практики витража, его осмысление через культурно-исторический контекст.

Степень разработанности проблемы. Тема петербургского витража второй половины ХХ века неотделима от общей проблематики этого искусства, которая не имеет пока систематического изучения в отечественном искусствознании. Неразработанность проявляется в терминологических разночтениях; не обобщены и основные характеристики витража как вида искусства. Практически отсутствуют монографические исследования генезиса и истории витража, которые позволили бы понять причины его востребованности в современной культуре.

В значительно большей степени витраж изучен в зарубежной литературе, такие страны, как Германия и Франция до сих пор спорят по поводу первенства в его изобретении. В диссертации использован материл ряда зарубежных публикаций и изданий.

Появление в последние годы переводных изданий существенно обогатило общий взгляд на искусство витража. Самой значительной, по нашему мнению, стала работа американских исследователей Э.Уили и Ш.Чик «Искусство цветного и декоративного стекла». Ключевыми можно также считать издания энциклопедического характера, например, труд А.Морана «История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней».
Интересное, но эпизодическое обращение к истории витражного искусства осуществляется чаще всего в изданиях, посвященных эпохам готики или модерна: это исследования Е.И.Ротенберга, О.Я.Лясковской, К.М.Муратовой, Д.В.Сарабьянова.
Расширили представление об отдельных этапах истории отечественного витража работы Н.Н.Качалова и Н.Т.Ягловой, а также публикации Е.И.Батановой, Н.Н. Воронина, Н.В.Воронова, И.Холостенко и др. Однако в них не ставилась задача понимания природы этого искусства в более широком историческом контексте. Первое масштабное обобщение исторического материала предложено в исследовании Е.Минухина «Витражи», но это издание было осуществлено почти полвека назад.

Исследование петербургского витража началось только в 80-е годы. А.М.Зорина, Б.М.Кириков, Е.Ю.Иванов, Н.М.Гончарова подготовили и опубликовали материалы, содержавшие ранее неизвестную историческую информацию. Так, Е.Ю.Иванов собрал ценнейшие сведения о трехстах памятниках витражного искусства эпохи модерн. Петербургскому витражу модерна посвящена кандидатская диссертация Т.В.Волобаевой (1999 г.). Перечисленные авторы осуществили изучение памятников XIX — начала ХХ века, что весьма важно для понимания практики петербургского витража. Но обращения к современному витражу, обретающему все большую значимость в петербургской культуре, все-таки в 80-е годы не состоялось. Ряд статей, появившихся в последние годы в периодике, носят, скорее, лишь рекламный характер.

Пониманию процессов сложения витражного искусства во второй половине ХХ века способствовали труды исследователей монументального искусства советской России: И.Н.Воейковой, С.С.Валериуса, В.П.Толстого, а также отдельные публикации в сборниках «Советское монументальное искусство», «Советское художественное стекло», в журналах «Архитектура СССР», «Советский художник», «Искусство», «Декоративное искусство СССР», «Нева» и др. Однако вплоть до начала 90-х г.г. — будь то фундаментальное издание В.Лебедевой или отдельные публикации в периодике .В.Воронов, В.П.Статун, Р.-С.М.Жукаускас) — витраж рассматривался по преимуществу в связи с практикой монументальных искусств.

Существенным событием, возвестившим о повышенном интересе к витражу, стал Первый Всесоюзный семинар художников-витражистов в 1978 году в Дзинтари, а наиболее интересные иллюстрированные издания тех лет были посвящены витражам прибалтийских республик.
Ситуация, сложившаяся в области изучения витражного искусства в целом и петербургского витража в частности, поставила диссертанта перед необходимостью выработать соответствующий подход к изучению материала и, в частности, расширить круг источников, включить в исследования по технике изготовления витража, а также общие труды историко-культурной и культурологической ориентации. Диссертантом были использованы исследования по истории стеклоделия и технологии изготовления витражного стекла. Это публикации А.А.Карбоньера, А.Г.Ланцетти, М.Л.Нестеренко, Е.В.Поповой, М.А. Цейтлина, В.В.Шмидта. Не менее важными стали труды Л.В.Казаковой, Н.Н. Качалова, Е.А.Левинсона, Т.А.Малининой, Ю.П.Сергеева, Б.А.Смирнова, Б.А.Шелковникова, Ф.С.Энтелиса, посвященные различным аспектам изучения художественного стекла.

Существенную помощь оказали исследования, которые, хотя и косвенно, способствовали более точному пониманию природы декоративного искусства, его синтеза с архитектурой. Это труды А.В.Иконникова, С.Б.Базазьянц, Г.П.Степанова, Ю.Я.Герчука, Е.Б.Муриной.
Ситуацию терминологических разночтений в определенной мере разрешили работы В.Р.Аронова, М.С.Кагана, М.А.Коськова, В.Г.Власова.
Фундаментальные причины исторической востребованности витража, реализующего себя как декоративное искусство в союзе с «культурной идеей» светоносности, определили необходимость междисциплинарного аспекта изучения и обращения к работам таких авторов, как А.Гостонте, Р.Арнхейм, П.Флоренский, И.А.Пронина, М.Б.Ямпольский. Петербугский витраж последнего десятилетия, увлеченный идеями постмодернизма, потребовал обращения к работам М.Фуко, Р.Бодрийяра, У.Эко, В.П.Руднева, Т.Е.Шехтер.

Определенная информация была почерпнута из различных иллюстративных изданий последних лет. Ценным источником стали фонды музея декоративно-прикладного искусства при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, а также собрания витражей Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Важным аспектом работы стало непосредственное обращение к действующей практике витражного искусства. Изучение творческой деятельности современных мастеров, фирм и объединений, занимающихся витражом, явилось основой данного диссертационного исследования. Такой материал уже подается систематизации и может быть введен в оборот современной искусствоведческой науки.

Витражи, созданные на кафедре художественного стекла (художественно-промышленная академия) — ведущей петербургской Школы в этой области, личные собрания витражистов Петербурга, а также витражи, непосредственно расположенные в современных интерьерах, «предоставили» в распоряжение диссертанта важный художественный материал. Многочисленные личные встречи и беседы с петербургскими художниками, а также посещение мастерских и наблюдение за технологическим процессом создания витражей позволили понять малоизвестные грани этого искусства и в целом особенности его художественной практики на рубеже столетий.

В соответствии с темой работы выстроена логика изложения материала, определены цели и задачи работы.
Объект исследования: витраж как вид декоративного искусства.
Предмет исследования: витражное искусство Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века.
Цель исследования: изучение искусства витража как художественного явления, востребованного культурой второй половины ХХ века.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные особенности витража как вида декоративного искусства.
2. Осуществить ретроспективный анализ «классических» периодов развития витражного искусства (готики и модерна); объяснить причины его востребованности в культуре.
3. Выявить и проанализировать основные этапы развития витражного искусства Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века. Это витраж 50-60-х г.г.; 70-80-х г.г. и витраж в интерьерах Петербурга 90-х г.г.
4. Выявить специфику использования прошлых традиций и увидеть особенности новаций в авторском витражном искусстве Петербурга конца ХХ века.
5. Охарактеризовать современную реставрационную деятельность по сохранению памятников витражного искусства Петербурга.
6. Обобщить творческую практику петербургского витража как художественного явления рубежа текущих столетий.

Методология и методика исследования имеет комплексный характер и обусловлена выбором предмета исследования, целями и задачами работы.
Изучение материала в диссертации строится на основе применения метода дисциплинарного анализа, а также сравнительно-исторического и искусствоведческого подходов. Существенное значение имели исследования историко-культурного направления, рассматривающие витраж в контексте культуры .И.Ротенберг, Г.Ю.Стернин, К.М.Муратова), осуществляющие историческое изучение витражного искусства .Н.Качалов, Е.И.Минухин, Э.Уили и Ш.Чик), а также труды по художественному стеклоделию .Г.Ланцетти, М.Л.Нестеренко, Л.В.Казакова).

Методика работы определена принципами изучения эмпирического материала: исследованы документальные источники и сохранившиеся памятники витражного искусства Петербурга, проведен обширный анализ художественно-стилистических характеристик витражей Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века.
 

Научная новизна исследования состоит в следующем:
— осуществлено комплексное изучение витража как вида искусства, ранее отсутствовавшее в отечественном искусствознании;
— на основе ретроспективного анализа рассмотрены причины востребованности витражного искусства в разных культурах;
— впервые витраж Ленинграда-Петербурга исследован как самостоятельное художественное явление; определена хронология его эволюции во второй половине ХХ века;
— впервые предметом специального изучения стала творческая практика современных петербургских витражистов;
впервые вводится в научный оборот исследованный и обработанный иллюстрированный материал по истории витража Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века.
 

Практическая значимость.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов «История искусства ХХ века», «История декоративно-прикладного искусства», а также спецкурса по истории витражного искусства. Существенную помощь диссертационная работа окажет при написаний учебных пособий по декоративно-прикладному искусству.

Диссертационное исследование может стать исследовательской базой для дальнейшей разработки темы искусства витража и быть полезным при атрибуции произведений витражного искусства.

Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций и в сообщениях на научно-практических конференциях «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 2001, 2002 г.г.), «Современное декоративно-прикладное искусство» (Санкт-Петербург, 2003 г.).
Диссертация была заслушана и обсуждена на заседаниях кафедр «Искусствоведение и культурология» и «Живопись и реставрация» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.
Основные положения диссертации легли в основу спецкурса по искусству витража, прочитанного автором на кафедре Искусствоведения СПбГХПА, а также использованы при подготовке учебного курса по истории декоративно-прикладного искусства, прочитанного автором на кафедре Художественного металла СПбГХПА.
 
На защиту выносятся следующие положения:
1. История витража свидетельствуют о том, что свои эстетические и художественные особенности он обретал в средовом пространстве интерьера, реализующего определенные культурные установки.
2. Витраж Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века выступает как самостоятельное художественное явление, имеющее собственную хронологию развития (здесь можно выделить три главных этапа: 50-60-е г.г.; 70-80-е г.г. и 90-е г.г.)
3. Особенности эволюции витражного искусства отражают своеобразие художественной практики Ленинграда-Петербурга второй половины ХХ века.
4. Петербургский витраж конца ХХ века в условиях стилевого многообразия обладает богатством соответствующих художественных приемов и способов включения в систему авторского интерьера.

Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, а также приложения, куда вошли материалы по технологии витражного искусства и альбом иллюстраций.

14.03.2009, 8898 просмотров.