Автореферат диссертации Л. А. Аль-Нуман "Витраж в архитектуре". Часть 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ВИТРАЖ В АРХИТЕКТУРЕ.
Воплощение единого идейно-художественного замысла средствами архитектуры и монументально-декоративного искусства свойственно природе синтеза, но возможно только в единой композиционной структуре. На основе проведённого в работе анализа можно сделать следующие выводы:

1. Композиционно-образная целостность витража и архитектуры, в которой он существует, является определяющим фактором их синтеза. Композиция синтетического произведения есть замкнутая система с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

2. Каждый вид искусства обладает своими специфическими выразительными средствами. Именно это имеет особое значение для их синтеза. Специфические средства витража — цвет, колорит и рисунок — служат цели художественного образного выражения основной идеи произведения. Витраж не просто декорирует интерьер, он преображает его, сообщая всему пространству новое синтетическое качество.

3. Витраж, являясь самостоятельным тектоническим элементом, акцентирует пространствостроительные функции архитектуры. Традиционное местоположение витража — окно — находится в точках пространственных соприкосновений интерьера и экстерьера. Витраж выявляет и координирует их взаимодействие.

4. Архитектура и витраж — достаточно автономные системы. Диалектика их синтеза — это не только соподчинение, но и противоборство. Каждое составляющее, приобретая новое качество, утрачивает часть своей самостоятельности. Художественный образ, возникший на основе синтеза — качественно новое явление.

5. Когда речь идёт о синтезе витража и архитектуры, категории монументальности и декоративности относятся к этому новому художественному качеству. В общем плане монументальность и декоративность отражают два противоположных качества художественно образа произведения. Но эта противоположность относительна. Поэтому, наиболее употребительным становится термин «монументально-декоративное искусство», обобщающий специфику существования витража в ансамбле с архитектурой.

6. В случае, когда функцию организации пространства принимает на себя витраж, можно говорить об идентификации его функциональной роли с архитектурой. Пространствообразующие составляющие архитектуры и витража есть элементы единой системы. Вступая в структурные связи и отношения, они определяют собой характер системы в целом. Построение «идеальных» моделей взаимодействия архитектуры и витража базируется на закономерностях зрительного восприятия.

7. Логика множества пространствообразующих отношений между витражом и архитектурой может быть задана как равенство, сходство и иерархия подчинённости. Последние два отношения обладают активным организующим началом, в то время как отношение равенства, не отрицая взаимосвязи элементов, практически не приводит к созданию структурных образований, что так важно для синтеза.

8. Разнообразие образных пространств, создаваемых витражом представляет собой модификации нескольких основных «моделей», каждая связана с определённой функцией витража в архитектуре.

9. Тектонические и масштабные закономерности витража в значительной степени определяет его функциональная зависимость от архитектуры. Изменение материала конструкции и принципов строительства ведёт к превращению тектонической формы в декоративную. Там, где конструктивная структура не служит основой формообразования, мы видим проявления не синтеза, а взаимодействия архитектуры и витража.

10. Масштабный строй сооружения определяет подчинение всех элементов композиции витража масштабу основной архитектурной темы. Исходными данными здесь является условная мера, которая задаётся размерами архитектурных членений. Сомасштабность композиции витража и строя архитектуры является важнейшим фактором в достижении синтеза.

В данной работе исследована взаимозависимость и взаимообусловленность архитектуры и витража в системе синтеза искусств, выявлены исходные устойчивые пространственные структуры, определяющие композиционные связи. При этом надо помнить, что эстетическая оценка формы синтеза основывается не на её отдельных свойствах, а на целостности. Она складывается как результат единого восприятия и синтетического осмысления объекта.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
1. «Витраж: волшебное окно в мир», журнал «Тёплый дом», 2001, №   1.
2. «Волшебное стекло», журнал «Ять», декабрь 2000г.
3. «Российское стекло, журнал „Домовладелец“, 2001г.,№   1.
4. „Витраж“, журнал „Luxe интерьер“, 2003г., №   36.
5. „Витражи“, журнал „Наша мебель“, май 2002г.
6. „Хрупкое, но вечное“, журнал „Мир и дом Residence“, апрель 2003г.
7. „Витражи“, журнал „Мир и дом Residence“, июль 2003г.
8. „Виды и техники витража“, журнал «Интерьер +дизайн». 2003г.
9. «Стекло в архитектуре», газета «Московский строитель», январь 1998г.
10. «Волшебный мир стекла», газета «Московский строитель», май 1998г.
11. «Витраж в вопросах и ответах», Internet, сайт Alexandria-studio.ru

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
1. «Витраж как феномен готического стиля». Доклад на XLYI научной конференции МГХПУ им гр. С.Г.Строганова. 21 апреля 1997г.
2. «Витраж в православном храме». Доклад на научной конференции МГХПУ им гр. С.Г.Строганова. Сентябрь 1996г.
3. «Витражи средневековья». Лекция в МАХЛ РАХ им. Сурикова. Октябрь 2004г.

06.03.2009, 6528 просмотров.