Автореферат диссертации Л. А. Аль-Нуман "Витраж в архитектуре". Часть 2.

ВВЕДЕНИЕ. (Краткое содержание)
Проблема содружества пространственных искусств — архитектуры, скульптуры и живописи — также извечна, как и само искусство. Художественные формы архитектуры складывались и развивались в контакте и под воздействием художественных форм и символики изобразительных искусств. В свою очередь, архитектура постоянно оказывает значительное влияние на развитие изобразительного искусства.

Употребляя понятия «взаимодействие искусств» и «синтез искусств» мы должны сделать некоторые уточнения, так как часто они, по замечанию О.А.Швидковского «употребляются как синонимы, хотя для этого нет достаточных оснований. На деле, синтез искусств — это понятие качественное, оценочное. Он возникает лишь тогда, когда в результате органического слияния произведений различных видов искусств, обладающих собственной художественной значимостью, возникает новое художественное качество. Взаимодействие искусств — явление более широкое. Оно может быть и случайным существованием, иметь отрицательное значение, порождённое отсутствием взаимопонимания между художником и архитектором, а может подниматься до уровня художественного слияния, — синтеза.

В данной диссертации все положения исходят именно из такой трактовки понятий синтеза и взаимодействия искусств.

ГЛАВА 1. (Краткое содержание)
КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ.
Глава состоит из трёх разделов:
1.1 Структура композиционной целостности.
1.2. Художественно-образные функции витража.
1.3. Монументальность и декоративность художественной формы.

1.1 Структура композиционной целостности.
Любая эпоха, отмеченная очередными открытиями в развитии синтеза, рождала свой вариант поиска закономерных отношений в области декоративно-прикладного и изобразительного искусств, их взаимодействия с архитектурой. Мы знаем большое количество примеров того, что многие архитектурные ансамбли прошлого, созданные по единому замыслу, в дальнейшем, дополняясь чертами современности, утрачивают своё былое великолепие. Примерно такое же число примеров иллюстрирует „счастливое“ соответствие архитектуры и монументального искусства. Это указывает нам на то, что должна быть некая объективная закономерность, которой определяется сложение новых художественных форм и их последующая жизнь. Наиболее существенным и определяющим фактором является здесь качественная композиционно-образная целостность.

Мощным инструментом в организации целостности является композиция, которую в общей форме можно представить как средство упорядочения явлений реальности. Мастерство композиции есть мастерство решения художественных проблем, при этом уровень мастерства определяется не только выразительностью образа, но и точностью его совпадения с содержанием произведения.

Понятие „структура“ в приложении к архитектуре означает взаимосвязь элементов архитектурной системы. Эта взаимосвязь выражается в субординации элементов системы и характере внутренних и внешних системообразующих связей. В разделе приводятся высказывания теоретиков в области эстетики, истории искусств о композиции, выявляющие связи функционально-смысловой и художественно-образной целостности произведения синтеза.

1.2. Художественно-образные функции витража.
Специфические средства витража — цвет, колорит и рисунок — служат цели художественного, образного выражения действительности. Всякое произведение монументального искусства, входящее в состав архитектуры, принимает на себя часть её функций. Так, роспись или мозаика, наследуют тектонические принципы стены. У витража иное назначение. Его связи с архитектурой носят более опосредованный характер уже потому, что он представляет тектонически вполне самостоятельный её элемент, а самый этот элемент — окно — в свою очередь акцентирует, прежде всего, пространствостроительные функции архитектуры. Архитектурную форму можно рассматривать как материально-осязаемую, композиционно выраженную грань взаимодействия внешнего и внутреннего пространств. В точках пространственных соприкосновений, взаимопроникновений и связей создаются композиционные акценты. Именно таким акцентом часто является витраж.

В разные исторические эпохи различные виды искусства развиваются неодинаково, что объясняется его избирательной способностью реагировать на общественно-социальные запросы своего времени. В силу этого специфические выразительные средства одного вида искусства подчиняют себе близкие к ним по своей сущности выразительные средства других искусств. Частным примером является использование в композиции витражей архитектурных мотивов. В данном разделе Главы 1 подробно разбирается этот интересный композиционный приём.

В эпоху готики композиционное единство архитектуры и существующего в ней витража строится по принципу аналогии. Из подобного взаимоотношения рождается приём отражения основных идейно-пластических начал, которые присутствуют в самом здании. Прямое заимствование конкретных мотивов у зодчества — яркий тому пример. Но, как правило, связи витража с архитектурой носят менее однозначный характер. Поэтому наиболее общие соотношения специфически „преломляются“ в конкретных объектах.

Композиционное единство архитектуры и витража строится также по принципу контраста. Особенно широко это используется в экспериментальных работах XX века. Часто деструктивный характер графики вступает в кажущееся противоречие с „готическим“ рисунком переплёта рамы. Иногда создаётся впечатление, что витраж не вовлекается в систему построения архитектурного организма, а извне приставлен к нему в качестве иллюстративного средства. Конфликт этот разрешается не на стилистическом, а на философском уровне.

Говоря о проблеме целостности произведения синтеза искусств, можно констатировать, то процесс его создания — это композиционный синтез достаточно автономных систем — архитектуры и витража. Проблема композиционного синтеза состоит, прежде всего, в выявлении тех главенствующих, субстанциональных элементов автономных структур архитектуры и монументально-декоративного искусства, которые и определяют характер взаимодействия.

Произведение синтеза всегда выступает как комплексное взаимодействие трёх основных аспектов: содержательного, функционально-пространственного и пластического. Художники-практики хорошо знают, что содержательный аспект играет здесь важнейшую роль. Он имеет несколько уровней. Это, прежде всего, уровень меры, необходимости, определяющий оправданность, уместность, обусловленность существования в данной среде того или иного витража. Во-вторых, уровень целевого назначения, когда витраж отвечает содержательной определённости сооружения. В-третьих, уровень образной направленности. Он тесно связан со стилистикой (соответствие образного строя витража образу архитектуры).

1.3. Монументальность и декоративность художественной формы.
С идеей синтеза органично связаны понятия монументального и декоративного искусства. „Монументальность“ родственна категории „возвышенного“ и характеризует самые разные виды творчества. Через него метафора синтетического художественного образа связывалась с утверждением определённой системы идей, становилась воплощением конкретного идеала жизнеустройства. Оно наделялось значительностью общественного содержания, выраставшей из философского осмысления действительности. Лучшие образцы монументального искусства поднимаются до уровня символов. Так, великолепные цветные стёкла Шартрского собора могут считаться символом витражного искусства за всё время его существования. «Монументальность — одно из основных качеств художественной формы архитектуры. В широком смысле монументальное искусство близко к архитектуре. Зодчество также в своих формах часто символично, а в обобщениях позитивно и, как правило, идёт по линии возведения в идеальное. Поэтому, когда речь идёт о синтезе витража и архитектуры, категория монументальности относится к этому новому художественному качеству.

Термин „декоративность“ указывает на такое качество произведений искусства, которое относится, прежде всего, к особенностям его художественно-чувственной формы. Монументальность и декоративность в общем плане отражают два противоположных качества художественного образа произведения синтеза. Но эта противоположность относительна. Категории „монументального“ и „декоративного“ многозначны и взаимосвязаны. Поэтому наиболее употребительным становится термин „монументально-декоративное искусство“, обобщающий специфику существования изобразительных искусств в ансамбле с архитектурой.

Функцией монументально-декоративного искусства является эстетическое обогащение и интеграция комплекса пространственных форм. Оно дополняет и развивает формальную систему архитектуры, образуя промежуточное связующее звено между архитектурной формой и формой монументального искусства, создаёт эмоциональный фон.

Полноценное бытие художественного образа начинается только с момента его восприятия, которое является для зрителя творческим, преобразующим актом. „Программирование“ модели восприятия возможно только с учётом разных уровней осознания, которые в той или иной степени соотносятся между собой и связаны со специфическими средствами художественной выразительности витража. Можно выделить три таких уровня. Первый уровень — персептивный, адресованный к чувственным реакциям на качество объекта, на его колористические, линеарно-пластические, пространственные свойства. Именно эта функция наиболее полно отражена феноменом декоративного.

Следующий уровень — эмоционально-смысловой. Он адресуется к социально и исторически сложившимся человеческим эмоциям. Содержанием произведения выступает при этом объективированный эмоциональный смысл. Такая позиция утверждает большие выразительные возможности в синтезе искусств неизобразительных форм архитектуры.

И, наконец, третий аспект модели восприятия — формирование конкретных жизненных отношений. Это программный уровень. Оптимальную действенность в создании модели восприятия данного типа приобретают изобразительные формы искусства, которые выступают аналогом программируемого отношения. В синтезе искусств чаще всего учитываются все три уровня восприятия. Их соотношения определяют собой преобладание изобразительных или неизобразительных мотивов, а также значение монументального и декоративного начал. Если монументальность тяготеет к объективному значению содержательной стороны, то декоративность ближе связана с субъективными сторонами художественного творчества. Декоративность в соответствии со структурой модели восприятия в той или иной мере присуща произведениям, аппелирующим ко всем уровням восприятия. Переход содержания в плоскость более локальных задач приводит к некоторому смещению акцентов — декоративность может стать ведущим проявлением художественной формы. Это характерно, в частности, для витражного искусства середины и конца XIX века. Приняв за идеал искусство средневековья, неоготика поверхностно отнеслась к его богатому философскому содержанию. Драматичная игра цвета и света, смелая и мощная графика готического витража, выражавшие значительность христианской идеи, сменилась в неоготике на гармоничные, спокойные, сдержанные по цвету „картины в стекле“. С началом поисков в области нового монументального искусства XX века классический витраж вновь оживает. Его образ адресуется к исторически сложившимся эмоциям человека уже не на литературном, а на подсознательном уровне. Нередко сами архитектурные формы в процессе тектонического освоения получают декоративное выражение. В архитектуре воплощение структурной формы — решётки каркасов, расположение проёмов, членения сборных стен и объёмов — часто принимают орнаментальный характер. Отделить декоративные элементы от конструктивной основы не всегда возможно, настолько естественно они сплавляются в единое целое. Поэтому закономерно говорить об определённом единстве монументальной и декоративной сущности в художественной форме архитектуры.

Авторитетный специалист в области синтеза искусств Е.Б.Мурина отмечает, что в пространстве готического собора витраж преобразовывал стену в „новый синтетический вид: это даже не стенопись, где живопись создаёт иллюзию исчезновения стены, витраж заменяет стену, принимает на себя её функции“. Архитектура XX века с её новыми строительными материалами, техническими средствами, заново открыла эту сторону витража. В современном зодчестве с большими пространствами остеклённых помещений, окно перестало быть проёмом, а стена превратилась в витраж в прямом смысле слова. Цветное стекло стало основным декоративным акцентом интерьера. Новые возможности в эпоху научно-технической революции несоизмеримо расширили перспективы для поисков нетрадиционных художественных средств выразительности витража. При этом возникает сомнение, не размываются ли границы понятия „витраж“, не теряется ли при этом веками сложившееся представление о ценности витража, его уникальности? Конечно, чисто декоративная роль витража, скрытая в силе его цветового воздействия, в современной архитектуре вполне правомерна. Весь вопрос состоит в том, насколько содержательна и значительна эта декоративность в контексте образно-структурного решения архитектурного объекта.

Выше говорилось уже о том, что понятие монументально-декоративного искусства вытеснило традиционное понятие монументального искусства. Утрата содержательного начала приводит либо к декоративизму, либо к ложному монументализму. Так возникают многочисленные произведения, заманивающие, по меткому выражению А.Кантора, „иллюзией глубоких откровений, но в действительности они дарят лишь более или менее эффектную игру цветовых пятен и графических линий“.

Воздействие произведения искусства строится на том, что в нём происходит одновременно двойственный процесс: стремительное вознесение по линии высших ступеней сознания и одновременно же проникновение через строение формы в слои самого глубинного чувственного мышления. Полярное разведение этих двух линий устремления создаёт ту замечательную напряжённость единства формы и содержания, которая отличает подлинные произведения.

06.03.2009, 7399 просмотров.