Автореферат диссертации Л. А. Аль-Нуман "Витраж в архитектуре". Часть 1.

ВИТРАЖ В АРХИТЕКТУРЕ
(ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА ВИТРАЖА И АРХИТЕКТУРЫ)
 
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
 
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Силу воздействия витража на архитектурную среду трудно переоценить. Для формирования новых интерьеров с использованием витражей необходимо изучение европейского опыта использования витражей в архитектуре. Это стало актуальной проблемой, требующей глубокого и всестороннего исследования. Произведения монументального и декоративного искусства далеко не всегда выступают в композиционном единстве с архитектурой. На практике сложилось парадоксальное положение — архитектор, строитель и художник говорят на разных языках. Художник-витражист в индивидуальной работе принимает решение, полагаясь часто лишь на свой творческий опыт. При достаточном уровне мастерства успешно работает и эстетическая оценка, основанная на интуиции. Однако, в случае выполнения масштабного архитектурно-художественного произведения решения, основанные только лишь на интуиции и эмпирическом знании, не всегда могут быть оправданы. Поэтому наибольшее значение приобретают методы, с помощью которых можно заранее объективно оценить все возможности каждого решения и, отбросив недопустимые, рекомендовать целесообразные варианты. Несмотря на имеющуюся в специальной литературе широкую информацию об использовании техники витража в архитектурно-художественном творчестве, до настоящего времени обобщения, связанные с декоративными возможностями стекла, носят регистрационный характер. Ещё не выработана система с едиными терминологическими понятиями. Разработка такой системы очень важна, так как соизмеримость творчества в определённых, хотя бы наиболее общих категориях понимания искусства — первый залог успеха в совместной работе архитектора и художника.
ВЫБОР ТЕМЫ
исследования продиктован недостаточностью изученности витража как важнейшего компонента формирования предметно-пространственной среды интерьера. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ настоящей диссертации является взаимосвязь витража с предметно-пространственной средой интерьера, где витраж исследуется как самоценный и как соподчинённый элемент в архитектуре. В работе рассматриваются следующие вопросы:
  • Поиск интегральных связей композиции витража и архитектурного пространства.
  • Динамика основных категорий синтеза искусств — композиционно-образной целостности, структуры пространственной организации, тектонических закономерностей формообразования, масштабности художественной формы.
 
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ
Изучение любого предмета имеет практическое значение лишь тогда, когда есть возможность обозреть предмет целиком. За нижнюю и верхнюю даты целесообразно принять начало 11- середину 15 веков. Витраж получил наибольшую распространенность в период Средневековья и, достигнув апогея своего совершенства, в эпоху Возрождения стал быстро утрачивать значение как самостоятельная ветвь прикладного искусства, составлявшего неотъемлемую часть архитектуры. Начиная с конца 15 века, витраж откровенно становится на путь копирования масляной живописи. Так что выбор средневекового отрезка истории витражного искусства представляется не только логичным, но, думается, и единственно верным решением. Поэтому мы ограничимся для постановки проблемы одной художественной эпохой — Средневековьем, рассматривая влияние Готики на дальнейший путь развития витража. Особое внимание уделено произведениям, созданным в середине 19-начале 20 веков в так называемом «неоготическом стиле», а также витражам Новейшего времени, использующим готические мотивы или имеющие какие-либо ссылки на искусство средних веков.
ЦЕЛЬ
Целью настоящего исследования является изучение композиционной взаимосвязи витража с архитектурным пространством. Для её достижения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
  • Рассмотреть витраж как самоценный и соподчинённый элемент в архитектуре.
  • На основании обобщения и систематизации опыта проектирования и художественной практики выявить и сформулировать основные требования к решению монументального витража, вытекающие из принципов построения архитектурного пространства.
  • Определить характерные черты и приёмы композиционного решения витража, осуществляющие его взаимосвязь с архитектурой интерьера.
 
МЕТОДИКА
В качестве оптимального метода исследования выдвигается системно-структурный подход к композиционной проблеме взаимодействия искусств. Его суть заключается в возможности выделить основные элементы и исследовать их взаимоотношения, которые и обуславливают целостность данного предмета. Работа с материалом проводилась двумя путями:
  • Разбор всего материала по данному вопросу с целью установить общие тенденции развития витражного искусства.
  • Выбор наиболее характерных примеров для иллюстрации того или иного положения работы.
 
СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ВОПРОСА
Современная искусствоведческая литература по проблемам взаимодействия искусства и архитектуры довольно разнообразна и обширна, где с различных позиций, с разной степенью обобщения и широтой охвата проблем, рассматриваются вопросы синтеза искусств. Выделяются имена исследователей: Б.Р.Виппера, Г.П.Степанова, Е.Б.Муриной, Л.В.Казаковой, В. М.Мошкова, О.А.Швидковского. Однако, как неоднократно отмечалось исследователями данного вопроса, проблемы взаимодействия частных видов и архитектуры ещё не разработаны и недостаточно были освещены как в отечественном, так и в зарубежном искусствознании.

 

В специальной литературе значительное место отведено вопросам исторического развития, современной практике использования витража в архитектуре, технологическим процессам витражного производства. В то же время композиционные и декоративные возможности витража изучены ещё недостаточно, что объясняется, на наш взгляд, прежде всего отсутствием единой аналитической системы. Разрозненный характер накопленной информации о декоративных и композиционных особенностях монументального витража затрудняет комплексное понимание процесса его синтеза с архитектурным пространством. Большинство источников имеют историко-хронологическую направленность, витражи исследуются в контексте принадлежности того или другого стиля в искусстве. Специалистам, работающим в области архитектуры, искусства витража, в таких исследованиях не хватает теоретических разработок, системных аналитических выводов.
МАТЕРИАЛЫ И ИСТОЧНИКИ
Для того чтобы выявить наиболее характерные и типичные тенденции, рассматривается большое количество примеров. Фактический материал подобран и систематизирован в соответствии с основными разбираемыми вопросами. Общее количество объектов, привлекаемых в качестве материала исследования, составляет около 70. Такое широкое привлечение материала объясняется не только необходимостью проверки каждого выдвигаемого положения на нескольких примерах, но также и тем, что каждое из них может воплотиться в жизни в самые разнообразные варианты своего решения.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
Новизна работы состоит в самой постановке проблемы изучения витража в контексте его взаимосвязи с архитектурой, что предпринимается в отечественном искусствознании впервые.

В диссертации исследованы композиционные закономерности взаимосвязи витража с предметно-пространственной средой интерьера, выявлена роль витража в формировании его художественного образа. В данной работе показаны взаимозависимость и взаимообусловленность архитектуры и витража в системе синтеза искусств, выявлены исходные устойчивые пространственные структуры, определяющие композиционные связи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Разработанные в настоящей диссертации положения могут быть использованы при написании трудов по проблеме синтеза отдельных видов декоративно-прикладных искусств и архитектуры, курсов лекций для различных учебных заведений, составлении учебных и справочных пособий. Результаты авторского исследования могут использоваться в практической работе архитекторами, художниками и дизайнерами.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения, выводы и результаты исследования изложены в одиннадцати статьях, двух докладах на научно-теоретических конференциях в МГХПУ им. С.Г.Строганова, лекции, прочитанной в МАХЛ РАХ им. Сурикова.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ различные модели взаимодействия витража с архитектурно-художественной средой.
СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИССЕРТАЦИИ
Настоящая работа состоит из двух томов. Первый том (104 страницы машинописного текста) включает введение, три главы, заключение, список иллюстраций, список использованной литературы из 142 источников. Второй том — иллюстративные приложения, содержащие 72 листа иллюстративного материала.

06.03.2009, 8733 просмотра.