"Витраж в русской культуре". Автореферат Т. В. Волобаевой. Часть 3.

Глава I. Предыстория витражного искусства в России

В искусствоведческой науке нет исследований о витражах в России до 1820-х гг., когда было начато их отечественное производство. Поэтому в диссертации потребовалась разработка темы «Предыстория витражного искусства в России» в объеме отдельной главы.

Древняя Русь, приняв от Византии христианство, следовала уже установившемся канону в устройстве храма и обстановке богослужения. В Византии до ХII века витражи применялись в убранстве некоторых церквей. По различным источникам собраны отдельные факты об использовании цветных оконных стекол в русских постройках как культового, так и гражданского назначения в домонгольский период. Эти опыты декоративного полихромного остекления были эпизодическими, не нашли продолжения в практике древнерусского строительства и не оказали никакого влияния на приемы оформления оконных плоскостей в русских постройках. В Древней Руси витражи не нашли применения как из-за природно-климатических условий, так и иной, чем в средневековой Европе пространственной организации храма. Кроме того, православная традиция запрещала писать иконы на «сткле» из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе.

Запретов на использование разноцветного оконного стекла в светских сооружениях не было, и применение витражей в этом случае зависело лишь от возможностей русского стеклоделия и импорта. Стекло было привозным и дорогим товаром, поэтому окна в зажиточных русских домах закрывались другими полупрозрачными материалами: рыбьим пузырем, промасленной бумагой, слюдой.

Слюдяные оконницы, собранные из различных по размерам кусков слюды, иногда с ажурными накладками из олова или жести и подкладками из цветной бумаги или ткани своим внешним видом напоминали витражи, выполненные способом мозаичного набора. Источники свидетельствуют и о существовании расписных слюдяных окончин с изображениями людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Такие окончины можно считать аналогами живописных западно-европейских витражей. Сравнительный анализ русских и западно-европейских гравюр, изображающих жилые интерьеры в Древней Руси XVI-XVII вв., позволил сделать вывод, что иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как тип декоративного остекления, равноценный европейским витражам.

В России оконное стекло оставалось статьей импорта и тогда, когда в 1630-е гг. появились первые русские стеклянные заводы, так как вырабатывали они в основном посуду. Стекло в окнах было такой редкостью, что исследователи могут перечислить поименно его потребителей. Еще большая редкость — цветное остекление. Оно существовало в доме князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина. По материалу и технике исполнения, типу изображения это — полноценные наборные витражи. Расписные стекла также встречались в окнах домов русской знати XVII века: в Коломенском дворце и «Крестовой палатке» патриарха Филарета.

Появление в XVII столетии в обиходе придворных кругов витражей закономерно. Декоративные возможности цветного остекления были вполне оценены людьми ХVII века, стремившимися познать бытие во всей его полноте. Среди расписанных «травами муравчатыми» стен и потолков, блестящих полихромными изразцами печей, узорчатых ковров на полах, обитых тканями косяков и ставен в интерьерах богатых палат только окна оставались бесцветными пятнами. Разноцветные стекла или собранные в определенный узор пластины слюды дополняли обстановку роскошной жизни аристократии ХVII столетия. Цветной свет, проникавший сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения.

Таким образом установлено, что витражи в древнерусской архитектуре встречались исключительно редко и находились в домах лиц, принадлежащих к высшим кругам русского общества.

Реформы первой четвери XVIII века, европеизация культуры предопределили развитие в России ранее неизвестных ремесел и искусств. Основы для развития искусства витража в следующем, XIX столетии, были заложены в петровскую эпоху организацией производства стекла. Видимый спрос на разноцветное остекление в первое столетие существования Петербурга отсутствовал: строящейся столице требовалось обычное оконное стекло. Однако источники свидетельствуют, что импорт витражей все же существовал. Достоверные сведения об этом относятся к середине XVIII столетия. М. В. Ломоносов в рапорте 1751 г. в Академию наук предлагал «делать на стеклянных заводах … также и оконничные цветные стекла, каковых знатное число из Италии через здешний [петербургский] порт в Персию провозят…» [1]. Однако дальше этого предложения дело не пошло: в середине XVIII века Усть-Рудицкая фабрика была единственным предприятием в стране по изготовлению цветного стекла и не могла заменить весь импорт.

Самые ранние сведения о витражах в русских постройках нового времени относятся к периоду царствования Екатерины II. В последней трети XVIII века в столице и подражающей ей провинции был возведен ряд псевдоготических зданий с полихромными оконными стеклами. Первыми среди «готических затей» с витражами были проекты и сооружения архитектора Ю. М. Фельтена. Образцы цветного остекления того времени не сохранились, упоминания в источниках редки и малоинформативны. Их поиск и интерпретация может стать самостоятельным направлением исследования.

Архитектурой классицизма витраж не был востребован. Строгие архитектурные формы и ордерный язык требовали синтеза с монументальной скульптурой. Цветное окно создает в интерьере особое настроение, уводит человеческие помыслы в сферу иррационального и мистического. История собственно русского витража началась в эпоху эклектики, претворившей в зодчестве мировоззрение романтиков.

[1] Данилевский В. В. М. В. Ломоносов и художественное стекло. М.—Л., 1964. С. 104.

[2] Ямпольский Б. М. Транспарантная живопись: от мифа к театру. / Советское искусствознание. №         21. М., 1986. С.277-305.

[3] см. например, стихотворение В. Жуковского «Таинственный посетитель», Е. Баратынского «Истина» (1823) и др.

[4] Ямпольский Б. М. Мифология стекла в новоевропейской культуре. / Советское искусствознание, №         24. М., 1988. С.315.

27.12.2008, 6672 просмотра.