"Витраж в русской культуре". Автореферат Т. В. Волобаевой. Часть 2.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
В первой части введения обоснована актуальность темы, определены цели и задачи работы. Дана характеристика методов изучения витражного искусства в соответствии с его особенностями и местом, занимаемом среди других искусств.
В зависимости от способа исполнения природа витража определяется как мозаичная или живописная, и, следовательно, тяготеет либо к монументальной, либо к станковой формам. От предметов прикладного назначения витраж заимствовал технологии декорирования поверхности, и в свою очередь, в начале ХХ в. «подарил» свои конструктивные приемы предметам декоративно-прикладного искусства: стеклянные пластины, соединенные металлической проволокой, использовались для украшения дверных филенок, ширм, мебели, осветительных приборов, зеркал и т.д.
Интерес к светоцветовой проблематике и символике стекла обусловил включенность витража в общекультурный процесс не только как предмета материальной культуры, но и как знакового носителя определенных духовных ценностей.
Во второй части введения дана характеристика использованной литературы и источников. Разработка темы потребовала привлечения широкого круга исследований по русской архитектуре, вопросам развития культуры и эстетической мысли, работ по истории стеклоделия в России, письменных источников: записок современников, архивных документов и др. Базой исследования послужило натурное обследование петербургской архитектуры 1830–1910-х годов. Выявлено более 300 домов с сохранившимися витражами или их фрагментами. Натурный материал классифицирован с частичной фотофиксацией.
Изготовление витражей тесно связано с производством листового стекла и напрямую зависит от уровня развития стекольной промышленности страны. В России первые труды, посвященные истории и практике стеклоделия, появились лишь в середине XIX века. Их авторы (А. Чугунов, В. В. Писарев, Д. И. Менделеев) — химики, инженеры и технологи — уделяли основное внимание технико-технологическим вопросам изготовления стекла, что должно было способствовать развитию этой отрасли в России. В конце XIX – начале XX века о достижениях и проблемах стеклоделия писали известные технологи С. П. Петухов (1898), В. И. Селезнев (1892, 1896) и другие.
Другая разновидность опубликованных источников — историко-статистические труды. Одним из первых и самых значительных среди них была статья В. В. Шмидта «Очерк стеклянного производства в России» (1862), материалы которой впоследствии использовались в других изданиях. В работе Шмидта приведено множество фактов из истории русских стекольных заводов, объемах производства, таможенно-тарифной политике правительства. В последующие годы исследования А. Голубева (1886), А. К. Крупского (1896, 1900) продолжили статистическую линию работ по истории стекольной промышленности России.
В 1914 году вышло юбилейное издание, посвященное 150-летию Никольско-Бахметьевского завода. В этой книге собрано большое количество сведений не только о самом предприятии, но и в целом о развитии русской стекольной промышленности XVIII – XIX вв.
Спрос на листовое оконное стекло в России вплоть до начала ХХ века превышал предложение и в значительной степени покрывался за счет импорта. Так как отсутствовало массовое изготовление художественной продукции на основе листового стекла, то и упоминания о витражах крайне редко встречаются в этой литературе.
Важными источниками о витражах XIX—начала XX века являются каталоги и указатели мануфактурных, художественно-промышленных и строительных выставок, регулярно проводившихся в России с 1829 года, а также описания Всемирных выставок, в которых Россия принимала участие. Кроме них источниками для данной работы послужили специальные периодические издания конца XIX—начала XX вв.: газеты, журналы, ежегодники, освещавшие в целом художественную жизнь, — которые содержат материал, характеризующий художественную промышленность. В отличие от европейских стран, где витражному искусству в этот период посвящались обширные специальные статьи и даже отдельные издания, в русской периодической печати им уделялось мало внимания. Лишь две небольших публикации начала XX столетия рассказывают о витражном искусстве: это — статья Э. Тоде в журнале «Зодчий» (1908) и популярный очерк Н. Е. Горева, помещенный в приложении к журналу «Задушевное слово» (1911).
Информативными источниками о петербургских художественно-стекольных мастерских, заводах, акционерных стеклопромышленных обществах являются рекламные объявления и прейскуранты в различных изданиях. Специальные журналы «Керамическое обозрение» (1901–1904) и «Стеклозаводчик» (1907–1918) содержат информацию о стекольной промышленности того времени. Адресная книга «Весь Петербург» (с 1914 — «Весь Петроград») позволила установить хронологические границы существования витражных мастерских и стекольных торговых и промышленных объединений.
В советской искусствоведческой науке русскому художественному стеклоделию посвящены многие исследования. В трудах Н. Н. Качалова, Б. А. Шелковникова и других освещены вопросы технико-технологического и историко-стилистического характера. Однако витраж внимание ученых не привлек.
Изучение истории витража в России ограничивается немногочисленным кругом работ. Первые из них появились в конце 1950-х в связи с отделкой крупных общественных сооружений. Это — статьи Е. Минухина, в которых речь идет в основном о латвийских витражах, и книга того же автора «Витражи» (Рига, 1959) — единственное непереводное издание о всеобщей истории витражного искусства, техниках его исполнения и законах восприятия.
Первый специальный труд о русских витражах XIX–XX вв. — статья Н. Т. Ягловой (1965). Тему петербургского витража открыла публикация А. М. Зориной (1989), и ее же обширная статья в соавторстве с Б. М. Кириковым (1991) в журнале «Наше наследие». В них перечислен ряд витражных фирм конца XIX—начала XX вв., названо около 60 зданий с сохранившимися и утраченными разноцветными окнами, рассматривается эволюция петербургского витража на протяжении XIX—начала XX века. Затронута в этих работах и проблема места витража в системе художественных ценностей стиля модерн.
В последние годы о витражах писали Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов, Т. М. Шульгина, С. Э. Коган. В этих работах сообщается большое количество ранее неизвестных фактов; рассматриваются отдельные вопросы петербургского витражного искусства.
Для настоящего исследования был привлечен широкий спектр научной литературы: труды по истории русской архитектуры и интерьера В. Н. Батажковой, Н. А. Евсиной, Е. И. Кириченко, Б. М. Кирикова и др., монографические исследования о зодчих и живописцах, работы общего характера по истории русской культуры.
Почерпнутые из специальной литературы сведения позволили представить этапы истории витража в России, его эволюцию в соответствии с общим направлением развития русской художественной культуры.
При работе над темой диссертации были изучены иностранные издания и публикации в зарубежной периодике, которые дали представление об основных направлениях развития витражного искусства в мире, его региональных особенностях, о достижения в области художественного стеклоделия, крупных ателье и мастерах.
В процессе разработки темы исследования были использованы иллюстративные материалы из различных изданий, позволяющие познакомиться с утраченными памятниками витражного искусства.
Наиважнейшим источником для работы стали образцы витражного искусства, хранящиеся в С.-Петербургских музеях. Это — материал музейных собраний, который, как правило, еще не опубликован. Изучены фонды музеев, обладающих крупными собраниями витражей: Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургской Государственной художественной-промышленной академии, а также располагающих единичными экземплярами витражных стекол и документальными материалами: фонды научно-исследовательского музея академии художеств, Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Государственного музея-заповедника Павловска. В работе использованы архивные и справочные материалы Российского Государственного исторического архива, Центрального государственного архива литературы и искусства, Управления Комитета Госоудаственной инспекции охраны памятников, Государственного музея истории С.-Петербурга, НИИМАХ.
Предпринятое автором диссертации изучение архивных, литературных источников и памятников витражного искусства Петербурга позволило обобщить разрозненные сведения и раскрыть некоторые проблемы истории витража в России в ряде научных статей.
Введение
В первой части введения обоснована актуальность темы, определены цели и задачи работы. Дана характеристика методов изучения витражного искусства в соответствии с его особенностями и местом, занимаемом среди других искусств.
В зависимости от способа исполнения природа витража определяется как мозаичная или живописная, и, следовательно, тяготеет либо к монументальной, либо к станковой формам. От предметов прикладного назначения витраж заимствовал технологии декорирования поверхности, и в свою очередь, в начале ХХ в. «подарил» свои конструктивные приемы предметам декоративно-прикладного искусства: стеклянные пластины, соединенные металлической проволокой, использовались для украшения дверных филенок, ширм, мебели, осветительных приборов, зеркал и т.д.
Интерес к светоцветовой проблематике и символике стекла обусловил включенность витража в общекультурный процесс не только как предмета материальной культуры, но и как знакового носителя определенных духовных ценностей.
Во второй части введения дана характеристика использованной литературы и источников. Разработка темы потребовала привлечения широкого круга исследований по русской архитектуре, вопросам развития культуры и эстетической мысли, работ по истории стеклоделия в России, письменных источников: записок современников, архивных документов и др. Базой исследования послужило натурное обследование петербургской архитектуры 1830–1910-х годов. Выявлено более 300 домов с сохранившимися витражами или их фрагментами. Натурный материал классифицирован с частичной фотофиксацией.
Изготовление витражей тесно связано с производством листового стекла и напрямую зависит от уровня развития стекольной промышленности страны. В России первые труды, посвященные истории и практике стеклоделия, появились лишь в середине XIX века. Их авторы (А. Чугунов, В. В. Писарев, Д. И. Менделеев) — химики, инженеры и технологи — уделяли основное внимание технико-технологическим вопросам изготовления стекла, что должно было способствовать развитию этой отрасли в России. В конце XIX – начале XX века о достижениях и проблемах стеклоделия писали известные технологи С. П. Петухов (1898), В. И. Селезнев (1892, 1896) и другие.
Другая разновидность опубликованных источников — историко-статистические труды. Одним из первых и самых значительных среди них была статья В. В. Шмидта «Очерк стеклянного производства в России» (1862), материалы которой впоследствии использовались в других изданиях. В работе Шмидта приведено множество фактов из истории русских стекольных заводов, объемах производства, таможенно-тарифной политике правительства. В последующие годы исследования А. Голубева (1886), А. К. Крупского (1896, 1900) продолжили статистическую линию работ по истории стекольной промышленности России.
В 1914 году вышло юбилейное издание, посвященное 150-летию Никольско-Бахметьевского завода. В этой книге собрано большое количество сведений не только о самом предприятии, но и в целом о развитии русской стекольной промышленности XVIII – XIX вв.
Спрос на листовое оконное стекло в России вплоть до начала ХХ века превышал предложение и в значительной степени покрывался за счет импорта. Так как отсутствовало массовое изготовление художественной продукции на основе листового стекла, то и упоминания о витражах крайне редко встречаются в этой литературе.
Важными источниками о витражах XIX—начала XX века являются каталоги и указатели мануфактурных, художественно-промышленных и строительных выставок, регулярно проводившихся в России с 1829 года, а также описания Всемирных выставок, в которых Россия принимала участие. Кроме них источниками для данной работы послужили специальные периодические издания конца XIX—начала XX вв.: газеты, журналы, ежегодники, освещавшие в целом художественную жизнь, — которые содержат материал, характеризующий художественную промышленность. В отличие от европейских стран, где витражному искусству в этот период посвящались обширные специальные статьи и даже отдельные издания, в русской периодической печати им уделялось мало внимания. Лишь две небольших публикации начала XX столетия рассказывают о витражном искусстве: это — статья Э. Тоде в журнале «Зодчий» (1908) и популярный очерк Н. Е. Горева, помещенный в приложении к журналу «Задушевное слово» (1911).
Информативными источниками о петербургских художественно-стекольных мастерских, заводах, акционерных стеклопромышленных обществах являются рекламные объявления и прейскуранты в различных изданиях. Специальные журналы «Керамическое обозрение» (1901–1904) и «Стеклозаводчик» (1907–1918) содержат информацию о стекольной промышленности того времени. Адресная книга «Весь Петербург» (с 1914 — «Весь Петроград») позволила установить хронологические границы существования витражных мастерских и стекольных торговых и промышленных объединений.
В советской искусствоведческой науке русскому художественному стеклоделию посвящены многие исследования. В трудах Н. Н. Качалова, Б. А. Шелковникова и других освещены вопросы технико-технологического и историко-стилистического характера. Однако витраж внимание ученых не привлек.
Изучение истории витража в России ограничивается немногочисленным кругом работ. Первые из них появились в конце 1950-х в связи с отделкой крупных общественных сооружений. Это — статьи Е. Минухина, в которых речь идет в основном о латвийских витражах, и книга того же автора «Витражи» (Рига, 1959) — единственное непереводное издание о всеобщей истории витражного искусства, техниках его исполнения и законах восприятия.
Первый специальный труд о русских витражах XIX–XX вв. — статья Н. Т. Ягловой (1965). Тему петербургского витража открыла публикация А. М. Зориной (1989), и ее же обширная статья в соавторстве с Б. М. Кириковым (1991) в журнале «Наше наследие». В них перечислен ряд витражных фирм конца XIX—начала XX вв., названо около 60 зданий с сохранившимися и утраченными разноцветными окнами, рассматривается эволюция петербургского витража на протяжении XIX—начала XX века. Затронута в этих работах и проблема места витража в системе художественных ценностей стиля модерн.
В последние годы о витражах писали Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов, Т. М. Шульгина, С. Э. Коган. В этих работах сообщается большое количество ранее неизвестных фактов; рассматриваются отдельные вопросы петербургского витражного искусства.
Для настоящего исследования был привлечен широкий спектр научной литературы: труды по истории русской архитектуры и интерьера В. Н. Батажковой, Н. А. Евсиной, Е. И. Кириченко, Б. М. Кирикова и др., монографические исследования о зодчих и живописцах, работы общего характера по истории русской культуры.
Почерпнутые из специальной литературы сведения позволили представить этапы истории витража в России, его эволюцию в соответствии с общим направлением развития русской художественной культуры.
При работе над темой диссертации были изучены иностранные издания и публикации в зарубежной периодике, которые дали представление об основных направлениях развития витражного искусства в мире, его региональных особенностях, о достижения в области художественного стеклоделия, крупных ателье и мастерах.
В процессе разработки темы исследования были использованы иллюстративные материалы из различных изданий, позволяющие познакомиться с утраченными памятниками витражного искусства.
Наиважнейшим источником для работы стали образцы витражного искусства, хранящиеся в С.-Петербургских музеях. Это — материал музейных собраний, который, как правило, еще не опубликован. Изучены фонды музеев, обладающих крупными собраниями витражей: Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургской Государственной художественной-промышленной академии, а также располагающих единичными экземплярами витражных стекол и документальными материалами: фонды научно-исследовательского музея академии художеств, Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Государственного музея-заповедника Павловска. В работе использованы архивные и справочные материалы Российского Государственного исторического архива, Центрального государственного архива литературы и искусства, Управления Комитета Госоудаственной инспекции охраны памятников, Государственного музея истории С.-Петербурга, НИИМАХ.
Предпринятое автором диссертации изучение архивных, литературных источников и памятников витражного искусства Петербурга позволило обобщить разрозненные сведения и раскрыть некоторые проблемы истории витража в России в ряде научных статей.